• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
4 июня 2019 года

Игумения Макрина - ученица старца Иосифа (Исихаста)

4 июня – день преставления блаженной старицы Макрины, игумении монастыря Панагии Одигитрии близ города Волос в Греции, духовного чада старца Иосифа Исихаста († 1959) и старца Ефрема Филофейского (Мораитиса). Старица руководила монастырем, основанным по благословению великого старца Иосифа Исихаста, более 30 лет – с 1963 по 1995 годы. Она стяжала многочисленные духовные дары и сподобилась высоких духовных состояний.


Будущая старица Макрина (в миру Мария Вассопулу) родилась в 1921 году у благочестивых родителей в Смирне. После Малоазиатской катастрофы ее семья была вынуждена оставить родную ионийскую землю и переселиться в Грецию. Лишь только ей исполнилось десять лет, случилась еще одна беда — умерли ее родители.

Мария вместе с младшим братом оказалась в полном одиночестве. Но она была не из тех людей, которые быстро отчаиваются. Она, где могла, находила работу и таким образом встала на ноги сама и вырастила брата. Но когда жизнь стала немного улучшаться, внезапно разразилось новое бедствие — Вторая мировая война, а вместе с ней ужасные годы оккупации.

Предприятия закрылись, начался голод. Поначалу соседи оказывали некоторую помощь сиротам. Но когда люди стали десятками умирать от голода на обочинах дорог, никто не мог больше уделять внимания двум детям. Целыми днями они оставались голодными, и им грозила смерть от истощения. В конце концов брат и сестра были вынуждены разлучиться в надежде на то, что так, может быть, выживет по крайней мере один из двух. Младший брат уехал в Салоники, а бедная Мария осталась в Волосе совершенно одна, в глубокой скорби из-за разлуки.

Послевоенные годы также оказались очень трудными. Мария много работала в разных местах, зарабатывая на кусок хлеба, но и этим она делилась: у нее было золотое сердце. Ее всегда отличали большое милосердие, всепрощение, трудолюбие, огромное терпение в лишениях и любовь к молитве по ночам.

На протяжении всей жизни молитва была для будущей Старицы Макрины компасом и посохом. И ей довелось не раз ощутительно испытать Божественные посещения.

Однажды на Пасху после долгой и тяжелой работы ей удалось насобирать денег, чтобы купить себе свечу на службу Светлого Христова Воскресения. Однако когда она шла в церковь, ей повстречалась нищая и голодная девочка. Нисколько не задумываясь о своей собственной нищете, она отдала ей то, что с таким трудом собрала. Так она пришла в церковь без свечи. Когда настал момент принимать святой свет и весь народ пошел со своими свечами к священнику, Мария стояла позади всех, не имея свечи. Она стояла во тьме, плача и говоря: «О Христе мой! Какая же я грешная, что не удостоилась даже одной свечки на Твоем Празднике». И в то время, как она с плачем и самоукорением это говорила, она внезапно увидела Нетварный Свет. Мария потеряла сознание, и люди, думая, что она упала в обморок от голода, отнесли ее домой на руках.

В 1952 году Мария и несколько ее духовных сестер познакомились со старцем Иосифом Исихастом и попросили его стать их духовным руководителем. По благословению старца Иосифа Мария возглавила новосозданную общину, из которой позже возник монастырь Богородицы Одигитрии. Этот монастырь Богородицы Одигитрии очень сильно преуспел. После преставления Старца Иосифа отец Ефрем Катунакский много раз во время своих ночных бдений видел очами ума два огненных столпа в Волосе, возвышающихся от земли до неба. Они означали Старицу Макрину и одну из ее славных монахинь. И отец Ефрем говорил, радуясь: «Ничего себе! Ты только посмотри! Мы здесь на скалах столько трудимся, чтобы найти несколько крошек, а эти в миру обрели столько благодати! Чем они там занимаются?!»  (Старец Ефрем Филофейский "Моя жизнь со старцем Иосифом")

В 1963 году Мария приняла монашеский постриг с именем преподобной Макрины, сестры Василия Великого. Постриг был во время повечерия. Несмотря на вечерний час герондисса увидела тогда, что как бы взошло солнце от святого алтаря, настал день и все осветилось. В течение сорока дней ум ее был весь свет, весь радость. Из глаз новопостриженной монахини непрестанно текли слезы. Это ее духовное состояние отражалось на всех вокруг нее. Изменение от благодати великой ангельской схимы продолжалось долго. Целыми днями она не хотела ничего есть. В течение года ее не занимала никакая земная мысль. 

Добродетельно проходя монашеское поприще, она особенно отличалась сердечным гостеприимством и милосердием. Уклонение от мирских бесед не означало отказа от подлинного духовного гостеприимства и оказания духовной и материальной помощи приходящим в монастырь из мира. Герондисса тайно помогала и разнообразно поддерживала многих страждущих, находящихся в нужде и различных затруднительных обстоятельствах. 

Когда сестры пекли хлеб, для нее было большой радостью дать его нуждающимся в качестве благословения. Как- то накануне Великого Поста пришла в монастырь на Вечерню одна семья. Герондисса, провожая их, сказала монахине дать им буханку хлеба. Ответственная сестра сообщила, что у них осталась последняя буханка и у них больше нет времени испечь другую, так как начинается Чистая Седмица. Герондисса, имея полное доверие, что Пресвятая Богородица позаботится о своем монастыре, отдала последнюю буханку. После Повечерия, хотя монастырские ворота были уже закрыты, кто-то настойчиво позвонил. Это был один пекарь, монастырский знакомый, который привез целую машину свежего хлеба. Его было так много, что сестры сделали сухари и пользовались ими всю Великую Четыредесятницу. 

Добродетель гостеприимства старицы Макрины проявилась и в случае с одним благоговейным иеромонахом, который посетил монастырь вместе с пятидесятью паломниками из Фессалоник. Они попросились переночевать, чтобы присутствовать на воскресной Божественной Литургии.

Несмотря на то, что принять такое количество людей было крайне затруднительно, герондисса позаботилась покормить их и быстро приготовила ночлег в трех единственно свободных комнатах. И при этом старица переживала, что паломники устроены не должным образом. Старица Макрина решила бдеть всю ночь. Она не желала отдыхать, когда рядом другие терпят неудобства. 

Утром, придя в храм, священник с паломниками поспешили поблагодарить игумениию за то, что она всю ночь бодрствовала, непрестанно ходила среди них и укрывала, чтобы они не замерзли. Герондисса, однако, сказала, что совсем не выходила из своей кельи. Тогда все поняли, что это было чудо Богородицы Одигитрии и после обеда, прежде отбытия паломников, совершили молебен в Ее честь.

Из числа сестер монастыря Панагии Одигитрии вышли монахини, которые возродили монастыри Честного Предтечи в Серрах и Архангела Михаила на острове Тасос. А сестры из этих обителей, в свою очередь, были посланы в Северную Америку, чтобы и на этой земле появилась закваска монашеской жизни, чтобы и там был привит монашеский идеал. Сегодня в Греческой архиепископии Северной Америки уже одиннадцать женских монастырей, и все они ведут свою историю от старца Иосифа (Исихаста).

Сестры Агния и Парфения из монастыря Пророка и Предтечи Иоанна (Голдендейл, штат Вашингтон, США) свидетельствовали о матушке Макрине: «У нее не получалось быть с нами строгой. Просто не получалось. Она сама была очень чувствительным, очень деликатным человеком, и она чувствовала, что должна быть такой же по отношению к нам. Если она хотела сделать кому-то замечание, она всегда называла его уменьшительно-ласкательным именем. Была очень вежливой, очень мягкой. Иногда даже употребляла множественное число, чтобы смягчить свое обличение. Она старалась, чтобы мы сами осознали, что именно мы делаем неверно, в чем ошибаемся. Она была очень, очень… как бы это сказать… как в своих беседах она говорит, что нужно касаться души другого человека легко и мягко, как будто пухом. Именно таким образом она старалась касаться наших душ».

Старец Ефрем Аризонский писал о блаженной Макрине: «Она была чрезвычайно добродетельным человеком и отличалась смирением, кротостью, внимательностью и непрестанной молитвой. У нее была удивительная чистота ума. Таких чистых мыслей я никогда не встречал ни у одного человека».

Игумения Макрина преставилась 4 июня 1995 года.

Наставления старицы Макрины

«Необходимо избегать всякого празднословия. Потому что празднословие – как пожар, говорят святые отцы. Как мы видим сгоревшими целые леса, так что горы полностью обнажены, так же и празднословие уносит все доброе из нашей души, удаляет его из нашего сердца – и становится человек бесполезным, как ржавая жестянка».

«Свои помыслы нужно привести в порядок, то есть убедить себя, что, ради того, чтобы спастись, нужно стать последней из всех. Того, кто вылезает вперед, Христос отведет назад, а того, кто находится позади всех, поставит вперед».

«Необходимо быть внимательными к нашему образу жизни, к нашим манерам, к тому, как мы относимся к нашим ближними. Как это важно! Видишь своего брата – видишь Самого Господа! Именно потому у святых отцов было столько любви и сочувствия».

После успения старица Макрина явилась одной духовной дочери и произнесла: «Как хотела бы сказать людям на земле: за сколько дел их спросят и они дадут отчет после смерти!»

«Те молодые люди, что сохранят чистоту, в будущей жизни будут иметь благодать древних исповедников».

«Благодать терпения – самая сильная из всех других, потому что это основание всех других добродетелей».

«Самая большая милостыня – это молитва за усопших».

«Когда у человека есть молитва, Святой Дух действует в его душе, то есть человек пребывает в Святом Духе».

«Замечаете, как часто про людей, которые творят умную молитву, говорят: “Ах, что за человек! У него лицо прямо светится!” Какое чудное дело – молитва!»

«Молитва – это величайший дар Божий, и когда приходит любовь Божия к человеку во время молитвы, он словно купается в этой любви».

«Если приобретем молитву, то появится некий свет в душе и некая защита, потому что Бог не оставит нас и будет нас покрывать».

«Когда продвинется человек в молитве, то узнает такие состояния, которых прежде и представить себе не мог. Человек словно входит глубже и глубже в бесконечный свет, так он видит себя изнутри. Все это происходит ради совершенного послушания и смирения, когда человек имеет крайнюю аккуратность и не говорит себе: “Да брось, ничего страшного. Полно тебе, не обращай внимания на мелочи”».

«Когда душа смиряется, тогда приходят благоговение, любовь, уважение, неприятие помыслов и осуждения. Видя великую любовь Христа к себе, душа уже не обращает внимания на проступки других людей. “Ах, Он меня так любит и так заботится обо мне, одел с ног до головы и держит меня в Своих объятиях! Как же я окажусь неблагодарной?” И умывается слезами, после чего приходит чистота ума, и человек уже не может вести себя вызывающе или говорить что-то неподобающее. Когда наша одежда пачкается, не кладем ли мы ее в воду и не стираем ли с помощью щетки и мыла? Таким же образом необходимо поступать и с самим собой, и тогда засияешь и приобретешь радость и легкость.

Как же не прийти тогда слезам, как же не прийти блаженству и высоким помыслам? Когда вкусишь разок такого, будешь всеми силами стараться быть очень внимательным к себе, и это внимание принесет молитву. Например, станешь удерживаться от празднословия и жалоб, хотя по человечеству нашему нам все-таки случается иногда согрешать. Но постараемся сразу же отметить свое падение. То есть как только замечаем, что мы чем-то огорчили Христа, сразу скажем Ему: “Прости меня”! Нас огорчила одна из сестер? Первым делом: “благослови” и “прости” – и поклон Христу и ближнему».

«Разве трудно любить Христа? Конечно, нет. Его достичь очень легко. Многие люди дотягиваются до Него своими руками – именно так: своими руками, – потому что имеют большую веру. И они рассказывают Ему о своей боли, о тяжести на душе, как будто разговаривают с кем-то из людей, зная, что им ответят на все их вопросы. Не будем говорить холодно или сомневаясь в том, что получим просимое. “Сделай для меня это, Христе. Хочу или не хочу, приведи меня в Рай”. Христос не терпит теплохладности, теплохладного извергнет. Христос ждет от нас веры».



источники:

  • Старец Ефрем Филофейский "Моя жизнь со старцем Иосифом"
  • священник Василий Полежаев «Блаженная ученица Старца Иосифа Исихаста. Герондисса Макрина»
  • Православие.ру