Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Крестным Страданиям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.
Святое Евангелие, возлюбленные братия, в своем повествовании о входе Господнем в Иерусалим говорит: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк. 19, 41).
Сердца людей все одинаковы, и если плачет человек, то как поступаем мы? Подходим, расспрашиваем, о чем он плачет, пытаемся утешить его чем-нибудь, иногда становится так жаль огорченного человека, что, кажется, душу готов отдать, лишь бы облегчить его горе. Так вот и к Господу подойдем ныне и спросим: «Господи, о чем Ты плачешь?»
В самом деле, о чем же плакал Господь в великий день Своего входа в Иерусалим? Господь вездесущ. От Его всеведущих очей не могут укрыться не только человеческие сердца, но даже потаенная человеческая мысль. И Он Своими очами, про которые в Писании сказано, что они сто крат светлее солнца и провидят во все концы Вселенной, взирая на людей, предвидел конец Иерусалима. Он знал, что ожидает этот вековой старинный город. Он знал непостоянство людей, непостоянство толпы, сегодня восторженно встречавшей Его, а вскоре потребовавшей Его распятия. Он видел Своими очами много крестов вокруг Иерусалима, на которых распяты были Его распинатели. Он видел, какие ужасы ожидают город во время нашествия императора Тита в 70 году по Рождестве Христовом. Вот почему, предвидя ужасы и гибель города, Он, взирая на Иерусалим, плакал о нем.
Но Евангелие говорит нам и сегодня, что Господь заплакал о нем. О чем же плачет Господь теперь? Ведь теперь Он не на земле, а в Небесном Иерусалиме. Вместо осла, Он восседает на пламенных Серафимах, вместо земного Иерусалима, пребывает в неизреченной славе одесную Бога, и, вместо скромной свиты апостолов, Его окружают тысяча тысяч, тьмы тем бесплотных духов и небожителей. Так о чем же плачет ныне Господь?
Он плачет о том, что мы огорчаем Его, нередко отрекаемся от Него своими ужасными поступками, ныне тысячи неверных позорно отрекаются от Него, смеются над Ним. И плачет Он о том, что окаменели сердца наши, что теряем мы истину и жестоко оскорбляем Того, Который Своей Божественной Кровью искупил весь род человеческий.
Когда Господь входил в Иерусалим, то народ постилал одежды, срывал ветви с пальм, потрясал ими, а дети восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21, 8-9). Что же теперь мы можем сделать Господу, когда Он находится на Небе, чтоб утешить Его? Ныне также можно постлать одежды к подножию Христа.
Придя домой, откроем ныне наши убогие хранилища и подадим хотя бы ненужный плат неимущему. И этот плат постелен будет нами перед Господом, и Господь, ходящий во славе, ступит на него, ибо, по Его словам, что сделаем мы одному из братии меньших, то сделаем Ему.
Мы можем также взять и пальмовую ветвь в руки и, потрясая ею, встретить Господа. Все мы видим на иконах, что мученики и мученицы изображаются с пальмовыми ветвями. Это символ победы над страстями, над плотью — символ, которым увенчал их Господь.
И мы попробуем победить в себе что-либо дурное.
Наш век — век обидчивости и крайнего самолюбия. И вот теперь, если мы имеем на кого обиду, простим ему. Сдержим себя, заставим утихнуть страсть самолюбия.
Ныне в мире широкой волной разлились страсти плотские, почти семь десятых мира находится во власти у сатаны и объято грехом блуда. И вот нужно победить эти страсти, нужно удержаться от них, нужно побороть сопутствующее им бессердечие хотя бы маленькими добрыми делами.
И если мы победим злые навыки, заменяя их добрыми делами, мы поднесем пальмовую ветвь Христу. Народ, говорится в Евангелии, восклицал: «Осанна!» и мы можем воскликнуть Господу: «Осанна!» но не устами, а сердцем, всею своею жизнью.
Что такое «Осанна»? Это хвала, прославление Бога, как говорит апостол Павел: «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 17). Так же сделаем и мы — воскликнем Ему: «Осанна!» всей жизнью нашей.
Для этого мы должны иметь два неусыпных стража — это память смертную и всегдашнее памятование о Боге, ибо говорится в Писании: «Взыщите Меня, и будете живы. Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Ам. 5, 4; Сир. 7, 39).
Итак, постелем Господу плат, поднесем Ему пальмовые ветви — победы страстей, имея память смертную и память о Боге, воскликнем Ему всею жизнью: «Осанна!» И тогда Господь утешится нами, и жива будет душа наша во веки веков. Аминь.
~ Епископ Вениамин (Милов)