9 января - день памяти святого апостола от семидесяти, первомученика и архидиакона Стефана. Десница первомученика Стефана является одной из наиболее чтимых святынь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Святой первомученик архидиакон Стефан (ок. 4–34 гг.) был родом из евреев рассеяния, живших за границей, вне Святой Земли. Уверовав во Христа, юноша стал одним из семидесяти ближайших учеников Господа и членом христианской общины.
После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и в ней возникла необходимость избрания диаконов (служителей) для попечения о сиротах и вдовах и поддержания порядка и справедливости в ежедневном раздаянии потребностей (Деян. 6, 1). Стефан вместе с еще шестью единоверцами был избран в число первых диаконов. При этом он, как человек твердой веры и сильного духа, был поставлен между ними старшим, почему и называется архидиаконом, то есть старшим диаконом.
Святой не только исполнял диаконское служение и творил дела милосердия, но и смело, убедительно проповедовал Святое Евангелие и успешно вел прения о вере в синагогах.
Иудейские законоучители, побеждаемые архидиаконом в спорах, оклеветали его перед синедрионом и первосвященником. Они призвали ложных свидетелей, утверждавших, что этот человек произносит хулы на Бога и пророка Моисея. На суде архидиакон в своей пламенной речи изложил историю еврейского народа и смело обвинил иудеев в гонениях на пророков и в казни Мессии.
Во время речи святой Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и воскликнул: Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они повлекли ученика Христова на убиение. Святого привели в Иосафатову долину, лежащую между Иерусалимом и Елеоном — к Кедронскому потоку, по берегам которого было множество камней. Здесь свидетели, обвинившие Стефана, начали, согласно иудейскому закону, побивать его камнями. Разъяренная толпа иудеев продолжила страшную казнь. При этом присутствовал юноша по имени Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих — впоследствии, призванный Господом, он станет великим апостолом Павлом.
Падая под градом камней, мученик Стефан молился за своих мучителей: Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7, 60). Страдания его видела Божия Матерь. Она стояла вдали, на возвышении, со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась об укреплении мученика в терпении.
Речь Стефана в синедрионе и его мученическую кончину описал евангелист Лука в Книге Деяний апостольских (см.: Деян. 6-8).
Тело святого первомученика (то есть первого мученика, убиенного за веру во Христа) сутки лежало непогребенным. Затем его смогли тайно забрать известный еврейский учитель Гамалиил с сыном Авивом; они похоронили святого в своем имении.
Празднование памяти первомученика Стефана началось еще в апостольские времена. В IV веке император Константин Великий построил в его честь храм в Константинополе. Святые отцы Церкви — Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, блаженный Августин и другие — произносили о жизни и мученическом подвиге святого беседы и поучения.
Нетленные мощи святого первомученика Стефана были обретены в IV веке. Произошло это следующим образом.
Однажды пресвитеру Лукиану явился в сонном видении благолепный муж, назвавший себя Гамалиилом — законоучителем, похоронившим Стефана, и повелел ему испросить у архиепископа Иерусалимского Иоанна благословение на открытие мощей мученика Христова. Лукиан, проснувшись, не решился следовать этому видению, не зная, от Бога ли оно. Пресвитер пребывал в посте и молитве, ожидая указания свыше.
Гамалиил снова явился во сне Лукиану, упрекая за промедление. Так продолжалось до трех раз. Тогда пресвитер поверил видению и, возблагодарив Бога, отправился в Иерусалим к архиепископу Иоанну. Владыка был очень обрадован и благословил Лукиана на поиски. Как только гроб первомученика Стефана был открыт, земля потряслась, послышалось ангельское пение, а в воздухе разлилось благоухание. Собралось множество народа; больные, с верой прикасаясь к мощам, исцелялись. Святыню с честью доставили в Иерусалим.
Прошли годы. В Иерусалим из Константинополя прибыл благочестивый муж по имени Александр, служивший при императорском дворе. Супруга Иулиания сопровождала его в поездке. Увидев чудеса, происходившие при гробнице первомученика Стефана, он построил каменную церковь в его честь и, по благословению архиерея, перенес туда мощи святого. Через некоторое время вельможа скончался, завещав жене похоронить его рядом со святым Стефаном в точно такой же гробнице.
Вдова исполнила последнюю волю усопшего и, похоронив мужа, осталась жить при храме. Через некоторое время она решила вернуться в Константинополь и перевезти с собой останки супруга. Получив разрешение, Иулиания приказала раскопать место захоронения, но ввиду одинаковости гробниц совершила ошибку и забрала с собой мощи первомученика Стефана. В первую же ночь над мощами послышалось ангельское пение и явилось благоухание. Услышав его, благочестивая вдова поняла свою ошибку, но решила, что без воли Божией этого произойти не могло, и продолжила свой путь. По дороге от святых мощей происходили чудесные исцеления болящих. При этом первомученик Стефан чудесным образом спас корабль, на котором перевозились его мощи, от крушения.
В Константинополе гробница мученика была торжественно встречена Патриархом, духовенством и всем народом. Ее повезли на императорской колеснице во дворец. В дороге мулы неожиданно остановились у так называемых Константиновых бань, и никакая сила не могла заставить их идти дальше. Так промыслительным образом было открыто, что святой Стефан желает быть погребенным именно в этом месте. По повелению императора там был построен каменный храм в честь первомученика, в котором и были положены его святые мощи. Это произошло 2/15 августа 428 года.
Многочисленные документальные источники подтверждают быстрое и широкое распространение почитания мощей святого Стефана и множество чудес, происходивших от них. Ковчеги с частичками мощей угодника Божия были со временем установлены в разных городах. В их числе — Карфаген и Гиппон, где был епископом великий христианский святой, блаженный Августин. Об исцелениях, происходивших от мощей святого, упоминается в последней книге его трактата «О граде Божием». Автор рассказывает, в частности, о воскрешении маленького мальчика, который, играя на поляне, был сбит телегой, запряженной быками. Мать, схватив бездыханное дитя, прибежала к раке святого, и ребенок, будучи приложенным к мощам, ожил и задышал.
Икона с десницей (правой рукой) первомученика Стефана является одной из наиболее чтимых святынь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она хранится в Серапионовой палате, построенной на месте кельи преподобного Сергия Радонежского. В этой палате находятся частицы мощей многих святых, собранные в течение столетий.
Десница архидиакона Стефана появилась в России благодаря деятельности архимандрита Порфирия (Успенского) - первого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. В Троице-Сергиеву Лавру отец Порфирий передал святыню в 1895 году через писателя Андрея Николаевича Муравьева.
Архидиакона Стефана почитают как покровителя диаконства. По лаврской традиции, новорукоположенного диакона ведут на поклонение к раке преподобного Сергия и к иконе архидиакона Стефана в Серапионову палату.
Святый первомучениче и архидиаконе Стефане, моли Бога о нас!
eparhia-saratov.ru, stsl.ru