29 сентября / 12 октября - день памяти священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского (1876–1934) – выдающегося архипастыря, который в исключительно трудную историческую эпоху твердо стоял на страже Православия в Латвии. Память сщмч. Иоанна сугубо чтится в Стефано-Махрищской обители, так как частица его святых мощей находится в антиминсе Сергиевского придела Троицкого храма монастыря.
Низенькая дверь скрипнула и открылась, глазам высокопоставленного иностранца предстали каменные стёртые ступени лестницы, ведущие в подвал. Осторожно, чтобы не испачкаться о стены, он спустился вниз и вошёл в комнатку. Вверху, под потолком было зарешеченное окошко; из него в сырое, сумрачное помещение врывался яркий, зелёный майский день.
– Где преступник, которого держат в этой яме? Он ещё не подал жалобу на плохое содержание? – Иностранец с состраданием смотрел на хозяина комнатки, который встал из-за стола, чтобы приветствовать гостя, – неужели здесь живёт глава Латвийской Церкви?..
– Прошу Вас в мою пещеру, в келью отшельника, – архиепископ Иоанн жестом пригласил войти своего гостя и приветливо улыбнулся. Он привык отшучиваться на проявления сочувствия к своему положению.
Обстановка в келье владыки была очень простой: несколько кресел, стулья, шкаф с книгами, иконы. Над столом – большой портрет Святейшего Патриарха Тихона. Сюда, в комнатку в подвале кафедрального собора в Риге свободно входили и простые люди, и аристократы, и обездоленные, и власть имущие. Ко всем владыка – архиепископ Иоанн (Поммер) – относился одинаково заботливо, по-отечески, не делая никаких различий. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым и доступным в общении.
Янис (Иоанн) Поммер родился в Латвии 19 января 1876 года на хуторе Илзессала в благочестивой православной крестьянской семье. С детских лет Янис знал, что день начинается с молитвы и чтения Слова Божия. С отличием Янис закончил Рижскую семинарию и Киевскую духовную академию, проявив блестящие способности. В годы обучения в академии в нем укреплялось желание посвятить себя служению Церкви Христовой. В 27 лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг по благословению великого молитвенника и чудотворца Русской земли святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В 1904 году Иоанн Поммер окончил Академию, а в 1907 году был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии.
11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен в город Слуцк. Затем были кафедры в Одессе, в Таганроге, в Твери, в Пензе. Видя в епископе Иоанне мудрого пастыря, Патриарх возвел его в сан архиепископа.
После переворота 1917 года состояние Православной Церкви Латвии было печальным. За годы Первой мировой войны и революции в Латвии уничтожено православное духовное образование, отнята Рижская духовная семинария. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. Разграбленные и опустошенные во время оккупации и гражданской войны храмы были в запустении. Иконостасы были разгромлены, иконы поруганы, распятия выбрасывались в мусор, был разорен Рижский кафедральный собор. Жесть с куполов храмов снималась для ремонта учреждений… Ни один из православных храмов не избежал этих бед. Один за другим захватывались лучшие православные храмы.
Святейший Патриарх Тихон переводит архиепископа Иоанна на Рижскую кафедру по неотступным просьбам латвийской паствы. С большой скорбью отпустили любимого владыку священники и простые жители Пензы, где была кафедра владыки перед его переездом в Ригу.
Святитель принял латвийский православный народ под свой омофор. Он вернулся в Латвию с богатым духовным и административным опытом. И прежде всего владыка решил достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица. Тогда святитель выдвинул свою кандидатуру на выборы в Сейм. Народ поддержал своего архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом парламента Латвии. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести владыке, будучи депутатом, за свидетельство об истине, но только таким путем он смог отстоять Церковь. Так было положено начало возрождения православия в Латвии.
Охраняя Церковь, он не щадил себя и поэтому пользовался всеобщей любовью. Но здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Заболев, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера. Полагаясь на Господа, владыка жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Он любил одиночество. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке, на котором мучители потом предали его страшным истязаниям.
О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года. Никто так и не узнал, кто владыку подверг мучениям. Но мучения эти были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.
На похороны архиепископа Иоанна кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести тело священномученика. Память о святом хранилась в сердцах православных, даже страх преследований не мог изгладить ее.
На протяжении долгих десятилетий на Покровском кладбище в Риге у усыпальницы священномученика всегда свежие цветы, свечи, богомольцы. Известны факты исцеления и помощи Божией людям по молитвам святого предстателя земли Латвийской.
В настоящее время святые мощи архипастыря-мученика находятся в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова.
Тропарь, глас 4:
Божественную благодать восприим и безбожную лесть низложив, / земли Латвийския пастырь добрый явился еси, / священномучениче Иоанне, / Божественною же любовию ум распалив, на огненную смерть доблественно дерзнул еси. / Темже тезоименитно просящим тя даеши благодатныя дары. / Сего ради вопием ти: / моли Христа Бога прегрешений оставление даровати / празднующим любовию святую память твою.
Мысли и поучения священномученика Иоанна Рижского
Радость и горе приходят к нам независимо от нас, но то и другое может быть ступенью для возвышения нашего духа.
***
Отдайтесь всецело Христу. Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он один царствует в вашей душе. Даже среди вашего труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в безмолвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас.
***
Все не случайно. В мире нет ни росинки случайного. Все промыслительно, все чудесно. Видение мира в Боге воскрыляет, Дух Божий ставит нас лицом к тайне Будущего Века.
***
Наши “старцы”. Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам “старцами”, научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение.
***
Когда удается сделать что-либо доброе – это тебе посланное: Господь запретил ветрам тебе мешать. Он приготовил тебе эту сладкую пищу, чтобы ты принял ее... укрепился (Деян. 9, 19).
***
Господь всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное.
***
Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу – без подозрительности, без идеализации, без требований предъявляемых, без “счета” за любовь.
***
Сладость греха проходит, яд же греха глубоко входит в духовный и физический организм человека. Боль от преодоления греховной сладости проходит, а благословение этого преодоления остается на вечность.
***
Страх человеческий – это сорная трава на духовной ниве, подлежащая искоренению.
***
Идя в своей жизни путем нравственных компромиссов, человек постепенно опустошается душой и перестает чувствовать, когда бывает несправедлив к другому человеку, остро чувствуя, однако, всякую несправедливость других в отношении себя.
***
Море житейское. Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание соленой воды.
***
Что удаляет от Бога? Беспечность и многопопечительность – два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.
***
Средство от раздражительности. Один из признаков любви – не раздражаться. В основе вспыльчивости и раздражительности лежит злоба, ненависть, гордость, жестокость и несправедливость. Какой нужен самоконтроль, какая трезвость и осторожность. Есть в душе человеческой великое средство для преодоления самолюбия, вспыльчивости и раздражительности. Это – благоговейная вера в близость Божью. “Господь близ”.
***
Избегай дурных впечатлений. Разбирая вопрос борьбы с греховным выражением души человеческой, святые отцы – опытные психологи – советуют избегать дурных впечатлений, охранять свое воображение, чувство, память, заменяя дурное – светлым, нечистое – чистым в своей внутренней жизни.
***
Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколько раз, вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божью, мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью; как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину. Правда должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути.
***
Добывание драгоценностей. Одна из главных черт религиозной жизни и человеческого воспитания есть “добывание драгоценного” из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни. В большей своей части жизнь земная состоит именно из того, что человек считает “неважным”. И религиозная мысль призвана отыскать во всем, начиная с малого, смысл вечности.
из книги "Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)"