О преподобном Силуане Афонском и его ученике архимандрите Софронии (Сахарове), написавшем житие святого, рассказывают святогорцы.
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау):
– У святых нет родины на земле, и нет среди них ни русского, ни эллина, они – люди Бога и Вселенной. Преподобный Силуан родился в России, жил неприметно, духовно возмужал на Святой Горе, однако после смерти слава его просияла по всей Вселенной.
Преподобный Силуан – великий современный святой, святой особенный. В своей жизни он делал все возможное, чтобы не стать знаменитым в этом мире, чтобы оставались скрытыми его возможности, стараясь скрыть их даже от самого себя. Он подвизался всю жизнь только в одном месте, жил как незнакомец и чужестранец на Афоне.
Силуан не был учеником какого-либо известного старца, он учился на примере монашеской традиции и деяний монастыря Святого Пантелеимона.
Око Господне следило за подробностями его тайной жизни и нашло способ проявить их незадолго до его кончины через чуткую душу старца Софрония (Cахарова). Старец разглядел в лице этого великого святого драгоценное сокровище, дарованное миру Благодатью Божией. Он обратил внимание на ценность его слова, его жизни и его личности, увидел в нем всемирного и вселенского святого. Преподобный Силуан был не просто старцем отца Софрония, он – святой всея Вселенной.
В слове преподобного Силуана – истина, богословие и жизнь. Его тексты переведены на десятки языков, изданы и переизданы, пробудили к вере тысячи безразличных душ. То, что не удалось словам и переводам великих отцов Церкви, куда не смогло проникнуть проверенное слово учителя и аскета, – там имело успех слово простого отца Силуана.
По благословению Господа я в последние годы совершал ежегодно праздничную службу преподобному Силуану в день его памяти в святом монастыре Честного Предтечи в графстве Эссекс в Англии, где находятся мощи святого. Участие многочисленной многонациональной паствы и ее благоговение доказывают вселенское значение преподобного. Его почитание подтверждает его большую благодать. Благоухание его честных мощей утверждает его святость.
Мощи преподобного Силуана – редкий, необычный случай. По виду они словно восковые и благоухают по сей день. Когда прикладываешься к ним, ощущаешь святой запах и мистическое благоухание в своем сердце. То, что видишь перед собой, – не тленные останки, но мощи живущего вечно. Мощи святого.
Сегодня и в Греции святого Силуана почитают особо. Пока святой был жив, в Греции он не был известен, даже Святая Гора не смогла признать в его лице святость. В наши дни существует немало книг, посвященных жизни и учению святого, многим даруется его имя. Монахи и монахини выбирают его своим святым покровителем. Он является одним из самых любимых современных святых Элладской Церкви.
Пусть Господь даст богатое Свое благословение всем нам, пусть пробудит нас и просветит весь мир через молитвы преподобного отца нашего Силуана Афонского. Аминь.
Для многих современников отсветы преподобного Силуана были явлены в личности его ученика и сотаиника архимандрита Софрония (Сахарова), так что слова о том, кто открыл миру преподобного Силуана, столь же назидательны и все равно обращают внутренний взор читателя к святому учителю.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин):
– Старец Силуан – современный подвижник. В нем нет фальши и свойственной нашим временам прелести. Он не был великим аскетом, но путь его не ложен. Он искал главного – единения с Господом, желал по-настоящему служить Ему, быть монахом. Он стяжал молитву, которая действительно соединяет с Богом. Господь услышал Своего служителя и явился ему Сам.
«Если бы это видение продолжалось, душа бы моя, природа человеческая растаяла бы от Славы Божией», – говорил он. Господь оставил ему память благодати: когда она отходила, он взывал к Господу, и Владыка снова наполнял его Своей силой. Молитва старца была непрестанна, не прекращалась даже ночью.
Современному христианину надо обязательно прочитать откровения преподобного Силуана Афонского – то, что написал о нем архимандрит Софроний (Сахаров), и то, как старец сам выразил свой духовный опыт. Пишет он по Благодати Божией то, что Господь ему открыл Духом Святым. Человек без высшего образования создал книгу, которая получила такую известность, переведена на десятки языков. Каждый верующий, ищущий Истину, прочитав этот труд, не может не сказать о нем с высокой похвалой и благодарностью старцу Силуану.
Когда я в 1967 г. впервые прочитал книгу архимандрита Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский», я точно оказался в светлом пространстве, в котором достоверно раскрывалось содержание нашей веры. Силовое поле этой книги укрепило меня, и я получил ответы на многие вопросы духовной жизни.
Преподобный Силуан Афонский донес до нас сокровище, которое сквозь века несли святые отцы: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Здесь говорится о смирении. Есть гордость житейская, светская, а есть – духовная, когда человек, получив особую близость к Богу, укрепившись в вере, начинает помышлять о том, что жизнь его «несомненно высока». Это очень опасно для подвижника. Поэтому Господь, может быть, и не дает многим благодати, вдохновения, силы на подвижнические труды, духовных даров – чтобы не возгордились. Так как человек не может вместить и сохранить всего этого по причине гордости. Благодать несовместима с гордостью.
Архимандрит Симеон (Коссек), настоятель монастыря во имя преподобного Силуана Афонского во Франции:
– Я знал отца Софрония приблизительно 15 лет. Хорошо помню нашу первую встречу. Сразу же, с его первых слов, по его лицу и словам, я почувствовал, что передо мной человек Божий. Меня поразило, до какой степени прямым человеком был отец Софроний. На каждый вопрос, который ставился перед старцем, ему удавалось отвечать перед лицом Божиим с необычайной любовью, но и с очень большой честностью.
Жизнь отца Софрония всегда была окрашена юмором. Мне кажется, что у него чувство юмора было свидетельством смирения и любви, живущих в сердце.
В последнюю нашу с ним встречу, перед тем как я принял решение основать монастырь святого Силуана, я сказал старцу: «Отче, вы в самом деле считаете, что я должен заняться этим монастырем?» Я трепетал немного, потому что это казалось невероятной авантюрой. В качестве ободрения старец сказал мне страшные слова: «Это невозможное дело, но вы делайте его. Знайте, что это не получится иначе как слезами и кровью».
И вот еще слова, которые я люблю вспоминать при разных обстоятельствах. Монастырь уже был основан, и я порой обращался к отцу Софронию со стенаниями, рассказывая о превратностях, несчастьях и трудностях начального периода. Старец выслушивал меня, как всегда, с большой любовью и добротой. Наконец однажды отец Софроний произнес: «Послушайте, у меня ведь все то же самое! Однако я не могу препираться с Богом, потому что Он дал мне – конечно, довольно скупо – способность не препираться с Ним. Так что делайте, как я!»
Архимандрит Херувим (Карамбелас; 1920–1979), основатель монастыря Параклит в Аттике:
– Была весна после Пасхи 1942 года. Русский иеромонах Софроний в то время жил немного ниже нашей каливы. Я имел великое благословение и особую честь иметь его своим духовником, с разрешения своего старца, когда духовник нашей общины, отец Христофор, переселился из Карули в Ватопедский скит.
Рядом с отцом Софронием я узнал, насколько действительно обогащает душу жизнь в покое и молитве. Я наслаждался знаниями, опытом и святостью старца. Меня пленило величие этой души, и я хотел остаться в Каруле навсегда, хотя там и было для меня, как молодого и новоначального, много трудностей.
У отца Софрония было разностороннее образование, он знал много языков, но лучше всего греческий и прежде всего древнегреческий. Больше всего меня влекла к себе добродетельность старца, духовное сияние и возделывание молитвы.
Старец описал мне много способов молитвы пустынников Карули. Способ, которым пользовался отец Софроний сам – пусть он простит меня, что я раскрываю очень личное его духовной жизни, – состоял в повторении молитвы Господней, «Отче наш», с воздеванием рук к небу.
Это повторение происходило в медленном ритме, по слогам, чтобы ум и сердце уловили, сделали своей собственностью содержание каждого слова Богоданной молитвы, проникая в ее глубочайший смысл. Старец начинал молиться с вечера и заканчивал при восходе солнца. Безусловно, отец Софроний должен был творить и умную, сердечную молитву Иисусову. Старец и сам говорил мне, что «Отче наш» есть предварительный способ, некая предварительная стадия и предварительное упражнение перед совершенной, духовной, умной молитвой.
Архимандрит Ефрем (Кутсу), игумен афонского монастыря Ватопед:
– На лице блаженного старца Софрония царила Благодать Божия. Всем было явно его великое смирение, по образу Кроткого и Смиренного Иисуса Христа. Когда мы похвалили книгу отца Софрония «Видеть Бога как Он есть», старец ответил: «Я – ничто, я только все говорю: «Господи, помилуй». Я получил много похвальных отзывов, подожду, что скажет о ней Святая Гора». Когда мы все засвидетельствовали, что афонцы приняли ее благосклонно, старец благословил Бога и сказал: «Теперь я спокоен, оттого что сделал хорошо».
От благочестивых афонских старцев мы знаем, что многим молодым людям, возлюбившим монашеское житие, очень помогла книга отца Софрония о старце Силуане. Благодаря отцу Софронию жизнь столь великого преподобного нашего времени стала известна миру. Благодаря своему духовному чаду старец Силуан был причислен к лику святых Православной Церкви.
pokrov.pro