• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
17 сентября 2020 года

Образ Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина". Пророк Боговидец Моисей

4/17 сентября — день всецерковного почитания одного из особо любимых русским народом образов Пресвятой Богородицы, именуемого «Неопалимая Купина».  В этот день Православная Церковь совершает память великого пророка и боговидца Моисея, с жизнью которого связано событие, давшее название прославляемому ныне образу Царицы Небесной.


Послушаем слова Священного Писания: «Однажды пришел Моисей к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. 

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3: 2–6).

Такими словами сам пророк Моисей повествует о виденном и пережитом им на горе Хориве. Это первое явление Бога Моисею, с которого и началось его пророческое служение. Господь повелевает ему вывести угнетаемый в Египте народ израильский в Землю Обетованную, обещая ему Свою помощь и укрепление. 

Ветхий Завет — это время ожидания Грядущего Искупителя, Который станет «исполнением Закона и пророков». Многое, о чём читаем мы в Ветхозаветных Писаниях, помимо конкретного исторического смысла, имеет и прообразовательное значение и прикровенно указывает на то, ради чего Господь хранил и с такой заботой промышлял о израильском народе, ради чего дал ему Закон, ради чего посылал к нему пророков — это приуготовление человечества к встрече со своим Спасителем.

Та же двойственная символика присутствует в видении Моисеем неопалимой купины: с одной стороны этим образно явлено бедственное, но все же несломленное состояние народа Божия в Египте, а с другой стороны сокрыт таинственный вневременный смысл.

Святитель Кирилл Александрийский так толкует это событие: «Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может всё побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2:9), то есть, Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества Своего, чтобы быть доступным для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это прообразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповреждённым сохранивший дерево… Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого дерева; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе».

Святитель Кирилл, размышляя о видении пророка Моисея, упоминает о «храме Девы», в который вселилось Божество Христово. Пришествие в мир Солнца Правды Христа, Боговоплощение, а значит и спасение, даруемое всем нам во Христе Иисусе, стало возможным только с рождением на земле Девы Марии. Её глубочайшее смирение и чистота, Её доверие и открытость для действия Промысла Божия соделали Её достойной вместить в Своей утробе Невместимого. 

«Бог наш есть огонь, поядающий» (Евр. 12:29), — говорит святой апостол Павел. Многократно Богоявления Ветхого Завета сопровождались видением огненной стихии, всесильной, повергающей человека в страх и трепет. И вот огонь Божества Христова снисходит во утробу Богоотроковицы, для того чтобы исполнить уже совершённую в предвечных советах Божиих «велию благочестия тайну» (1 Тим. 3:16). И происходит чудо: Матерь Божия вмещает в Своей утробе Владыку Вселенной и пребывает неопальна.

Пресвятая Богородица явила миру, что огонь Божества может не только поядать, не только попалять, но и освящать, и согревать, и очищать человека от греховной скверны.

Очень часто на иконе «Неопалимая Купина» Матерь Божия изображается с лестницей, приставленной к Её плечу. Эта лестница символизирует сошествие на землю Сына Божия, воспринявшего от пречистых кровей Пресвятой Девы человеческое естество. Но вместе с этим каждый из нас по этой лестнице может и должен взойти в небесную славу. 

Мы живем в спасительные новозаветные времена, когда Христом уже совершено спасение мира. Царство Божие, прежде бесконечно далёкое от человечества, ныне, по слову Христову (Лк.17:21), может стать объективной реальностью нашей жизни уже здесь на земле. Спасение человека совершается в Церкви Христовой, Которую Господь создал Своею Пречистою Кровию. Церковь является местом непрестанного действия Духа Божия, освящающего всех верных.

Во всей полноте единение между небом и землёй, между человечеством и Божеством раскрывается в Таинстве Евхаристии. Участвуя в Божественной литургии, причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовой, христианин не образно, символически, а реально теснейшим образом соединяется с Господом, оставившим нам на все времена это таинство Своего всегдашнего присутствия в Своей Церкви. 

И не случайно в одной из молитв Последования ко Святому Причащению, говоря о Евхаристии, преподобный Симеон Новый Богослов упоминает о неопалимой купине, с которой сравнивает христианина, приступающего к Божественной Трапезе. «И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся, трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи», — дерзновенно молимся мы устами великого святого отца всякий раз, готовясь к Причастию. 

Прославляя в этот день чудотворный образ Царицы Небесной, прося Её о помощи и укреплении в несении жизненного Креста, будем помнить о той, славе которой сподобилась Богоматерь от Своего Сына и Господа, и что каждый из нас подобно Пречистой Деве может стать вместилищем Божественного огня, согревающего наши сердца любовию Христовою, исполняющего наши души неизреченной радостью и светом, делающего нас «причастниками Божественного естества»(2 Пет.1:4). Аминь.

~ священник Димитрий Савин

mepar.ru


Пророк Боговидец Моисей

Когда родился Моисей, израильтяне жили в Египте — они переселились туда ещё при жизни самого Иакова-Израиля, спасаясь от голода.

Тем не менее израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали подозревать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда опасения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в cоответствующие такому пониманию действия.

Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово.

Богу принадлежит весь этот сотворённый мир. Но после грехопадения человек стал жить своим умом, своими чувствами, всё более отдаляясь от Бога, подменяя Его различными идолами. Но Бог избирает из всех народов земли один, чтобы на его примере показать, как развиваются отношения Бога и человека Ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя.

Спасенный из воды

Однажды в еврейской семье потомков Левия (одного из братьев Иосифа) родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила.

Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она приказала выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх. 2. 10).

Люди часто спрашивают: почему Бог допускает столько зла в этом мире? Богословы обычно отвечают: Он слишком уважает человеческую свободу, чтобы не давать человеку творить зло. Мог бы Он сделать еврейских младенцев непотопляемыми? Мог. Но тогда фараон приказал бы казнить их другим способом... Нет, Бог действует тоньше и лучше: он даже зло может обратить во благо. Не отправься Моисей в своё плавание, он так и оставался бы безвестным рабом. Но он вырос при дворе, приобрёл умения и знания, которые пригодятся ему позднее, когда он освободит и возглавит свой народ, избавив от рабства многие тысячи ещё не родившихся младенцев.

Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его в корзине извлекла из воды египетская принцесса, предложила принцессе для ухода за ребёнком услуги своей матери.

Моисей подрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее весьма значимые последствия.

Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и, в результате, убил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом.

Глас из тернового куста

Как-то раз Моисей пас стадо около горы Хорив(Синай). И вдруг он увидел, что терновый куст загорелся ярким пламенем, горел и не сгорал. Он направился к кусту, но не успел подойти, как из середины куста раздался голос: «Моисей! Моисей!» Тот ответил: «Вот я». Тогда голос сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И добавил: «Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова».

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. Из горящего и несгорающего куста, неопалимой купины до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена. Услыхав такое, Моисей спросил: «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам» А они скажут мне: «Как Ему имя? Что сказать мне им?».

И, тогда Бог впервые, открыл свое имя, сказав, что его зовут Яхве («Сущий», «Тот, Который Есть»). Бог сказал также, что для убеждения неверующих Он дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю — и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост — и снова в руке его оказалась палка.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред фараоном, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться многочисленных своих рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами» (Исх. 8. 21)

Но ни одно из этих испытаний не в силах было устрашить фараона.

И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. Но, чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его отмечены косяки и перекладины дверей в домах.

Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев. Эта египетская казнь так потрясла фараона, что он отпустил народ израильский.

Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, — праздник избавления Израиля из египетского плена.

Завет Бога с Моисеем

Исторический опыт народов показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека.

И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным.

У подножия Синая Моисей открыл народу, что Бог для того освободил Израиль и вывел его из земли Египетской, чтобы заключить с ним вечный союз, или Завет. Однако на этот раз Завет заключается не с одним человеком, или с маленькой группой верующих людей, а с целым народом.

«Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Исх. 19,5-6)

Так происходит рождение народа Божия.

Из семени Авраамова выходят первые ростки Ветхозаветной церкви, которая является прародительницей церкви Вселенской. Отныне история религии уже не будет только историей тоски, томления, поиска, но она становится историей Завета, т.е. союза между Творцом и человеком

Бог не открывает, в чем будет состоять призвание народа, через которое, как Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, благословятся все народы земли, но требует от народа веры, верности и правды.

Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось сорок дней, и Бог передал Моисею две скрижали — каменные таблицы, на которых был записан Закон.

«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». (Исх. 19, 22)

«И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.» (Исх.20, 1-17).

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Участь Моисея

Несмотря на большие трудности пророка Моисея, Он до конца жизни остался верным служителем Господа Бога (Яхве). Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл. Аарон, брат пророка Моисея тоже не вошёл на эти земли, из-за совершённых им грехов. По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3).

Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог увидеть обещанную землю, Палестину.

Моисей был величайшим пророком всех времен, с которым Бог, по выражению в Библии, «говорил лицом к лицу, как человек говорит с другом своим». По причине такой близости Моисея к Богу, его лицо постоянно сияло. Но Моисей, по скромности, закрывал свое лицо покрывалом.

И сказал ему Господь Моисею:

«Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: „Семени твоему дам ее“; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню". (Втор. 34: 1–5). Зрение 120-ти летнего Моисея «не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7).

Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании (Втор.34:6).



blagobor.by

использованы фотографии протоиерея Игоря Пчелинцева