15/28 августа - день блаженной кончины преподобного афонского старца схимонаха Иосифа Исихаста († 1959).
Преподобный Иосиф Исихаст является одним из наиболее выдающихся представителей афонского монашества последнего времени, стоявшего у истоков возрождения нескольких монастырей Святой Горы, и афонского монашества в целом.
Старец Иосиф Исихаст
Глава из книги митрополита Афанасия Лимасольского "Открытое сердце Церкви"
Старец Иосиф Исихаст – это святая личность, сыгравшая очень важную роль в наше время. Его присутствие для Святой Горы, где он жил и преставился, как и для всей Церкви, было бесценным. Старец Иосиф Исихаст был старцем моего старца Иосифа Ватопедского, и поэтому он является нашим духовным прародителем, нашим дедушкой, как мы говорим на монашеском языке.
Этот великий святой, живший на Святой Горе, родился на острове Парос в начале прошлого века. Его мать, которая была святой женщиной (позже также принявшая монашеский образ), когда старец Иосиф был еще только младенцем, во время молитвы сподобилась видения Ангела, который спустился в комнату к младенцу и стал распеленывать его, чтобы забрать с собой. Мать спросила его: «Что ты делаешь? Ты хочешь забрать моего ребенка?» Ангел ей ответил: «Этого ребенка я возьму с собой. Это повеление свыше». И он дал ей золотую медаль и забрал дитя с собой. Это было неким предвозвещением будущего пути старца.
Когда будущий старец подрос, он перебрался в Афины. Там помимо своей работы он занимался боксом, поскольку физически был очень сильным. В возрасте примерно двадцати лет, читая жития святых, он решил посвятить себя Богу. Услышав о Святой Горе, он задумал отправиться туда. Однако прежде чем найти подходящие условия для переезда, старец начал вести подвижническую жизнь, строго поститься и посещать ночные богослужения, которые в то время совершались в Афинах. Он доходил до того, что забирался на деревья, как это делали столпники: он читал о них в житиях святых и с юношеской ревностью полагал, что должен подражать святым.
Позже, познакомившись с одним монахом-святогорцем, он пришел на Афон. Там он забрался в самую глубь Святой Горы, в пустыню, где стал послушником очень простого, но ревностного старца. В то время будущий старец Иосиф познакомился с отцом Арсением, родом с Понта, благостным человеком. Когда они были молодыми монахами, то не имели постоянного места проживания, устраивались где придется, путешествуя по Святой Горе, обычно по монастырям, расположенным вокруг вершины Афона, в основном в области Великой Лавры.
Они переходили от пещеры к пещере, от церковки к церковке, подвизаясь в молитвенном делании. Питанием их в то время было восемьдесят граммов сухарей в день и вода. И ничего более. Когда они шли по дороге, отец Иосиф запрещал Арсению разговаривать, разрешал лишь непрестанно произносить молитву.
Старец претерпевал превышающую человеческие силы борьбу. В частности, в течение восьми лет он переживал яростные нападения бесов, терпя мученичество и днем, и ночью. Он совершал духовную брань с болью, со слезами, строжайшим постом, всенощным бдением и молитвой. После восьми лет страшной борьбы, в течение которых он ни разу не спал на кровати (садился на скамеечку и дремал молясь), пришел конец этой войне и водворился мир в его душе.
Одновременно с тем, как старец претерпевал такие нападения от бесов, Господь утешал его посещением Божественной благодати.
Однажды ночью, когда старец вел такую страшную борьбу, что даже не мог стоять на ногах, он пришел в отчаяние, заплакал и воскликнул: «Господи, неужели эта война может сломить и волю человека?» Он отчаялся потому, что у него не было больше сил. Тогда он услышал голос Бога внутри себя, Который говорил: «Разве не за Мою любовь ты претерпеваешь все это?» И тут же получил силу и терпение.
В другой раз, накануне одного из великих праздников, старец (в то время не посещавший праздничные службы, чтобы не прерывать молитвенного делания), оставшись один в своей каливе, молился и плакал из-за того, что не будет на литургии и не сможет причаститься. Он произносил молитву внутри своего сердца, и вдруг, как он сам описывает, все место вокруг него осветилось, и явился Ангел со святой Чашей и сказал ему: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», взял частицу Тела Христова и причастил его. То есть старец причастился из рук Ангела!
В другой раз, на Крещение, когда он опять не спал, творя молитву, ему явилась Пресвятая Троица. Старца посетили три отрока, не старше десяти лет, одинаковые по росту, одеянию и лику. Старец, пораженный, не мог оторвать от них взора. Все три отрока его благословляли и все вместе пели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».
Однажды ночью Сама Богородица посетила старца в его пещерной церковке, когда на него напало множество искушений и скорбей и он плакал, прося помощи у Пресвятой Девы. Богородица встала перед ним с Младенцем Христом на руках и сказала ему: «Не говорила ли Я, чтобы ты возложил надежду на Меня? Почему отчаиваешься?» Старец упал на колени и снова заплакал. Тогда Пресвятая Богородица сказала ему: «Имей надежду на Меня и не теряй мужества. Теперь подойди и прими Христа». И Она передала ему Младенца. Старец так затрепетал и так смутился, что не осмелился взять Младенца. Тогда Сам Христос вышел из объятий Своей Матери, обнял его и три раза погладил.
До сего дня это место, где стояла Богородица и говорила со старцем Иосифом, благоухает, источая неописуемое благоухание, хотя со смерти старца прошло много лет, и пещера с тех пор не заселялась. Замечу: всю ту благодать, которая была у него, так же как и дар непрестанной умной молитвы, старец получил от Богородицы.
Преставился старец в возрасте шестидесяти одного года. За несколько недель до смерти он духовно был извещен о том, что преставится. И еще сказала ему Пресвятая Богородица: «Я тебя возьму к Себе в Мой день». Старец ждал, что умрет на праздник Успения. И действительно, постепенно его здоровье ухудшалось; в последний раз он был на богослужении в честь Успения Пресвятой Богородицы, где еще смог петь вместе с монахами, а во время причащения Святых Таин сказал: «В напутие жизни вечной».
Последними словами старца были: «Все кончено. Ухожу. Отбываю. Благословите», – и он предал свою душу в руки Того, Которого жаждал с юности.
Божии люди имеют некую власть и во время жизни, и после смерти, поскольку их жизнь превышает человеческие возможности. Они достигают жизни другого мира, мира благодати. После кончины старца Иосифа последовало множество событий, чудес и явлений, которые свидетельствовали о святости этого человека.
Он – наш духовный дедушка, и просите его молитв: он имеет великое дерзновение перед Богом. Удивительно, что старец предвидел, что через четырех его учеников вся Святая Гора наполнится монахами.
Сегодня из семени, посеянного старцем Иосифом Исихастом, вышло более семисот монахов и монахинь. Двадцать монастырей в США и шесть на Афоне, множество других монастырей в Греции и на Кипре считают своим духовным родоначальником старца Иосифа.
Учение старца Иосифа можно описать несколькими словами.
В первую очередь во времена богословских заблуждений и духовного упадка старец возрождал основы учения об умной молитве. Той известности, которую имеет сейчас в мире умная, Иисусова молитва – «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» – мы в основном обязаны старцу Иосифу и его ученикам – старцу Ефрему Филофейскому, старцу Иосифу Ватопедскому, старцу Харалампию, старцу Ефрему Катунакскому. Все они учили Иисусовой молитве монашествующих и мирян.
Кроме того, старец говорил о необходимости возвращения к частому причащению Святых Христовых Таин. Некоторые богословы считают частое причащение ересью. Одним из достижений старца было возвращение как монахов, так и мирян к частому причащению.
Главной отличительной чертой старца, его подвижничества было сохранение своей первоначальной ревности. С первых дней пребывания на Святой Горе и до своего последнего вздоха он сохранил неутихающую ревность. Старец никогда не шел ни на какой компромисс с грехом, с нарушением воли Божией.
Старец Софроний (Сахаров) из Эссекса был знаком со старцем Иосифом и рассказывал: когда они впервые встретились, старец произвел на него впечатление воина. Он был настолько мужественным человеком, что не отступал ни перед чем. Такая сильная душа сразу видна, даже если просто посмотреть на его фотографию.
Святые нашей Церкви не умерли, они живы, они вокруг нас, рядом, поддерживают нас. Желаю, чтобы их молитвы нам сопутствовали и покрывали всех нас.
afonit.info
Наставления преподобного Иосифа Исихаста
Бог, дитя мое, есть любовь. И движимый любовью, Он всё сотворил, желая поделиться богатством Своей великой любви. Бог не имел и не имеет нужды в человеке. Он Сам по себе славен, Он – весь любовь. Поэтому и от человека Он не потребовал ничего иного, кроме любви. Возлюби, – говорит Он, – Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем умом твоим и всею крепостию твоею.
Таким образом, ты видишь, что надо всё желание своей души обратить к Нему. Да не разделяется твоя любовь на родителей, на детей, на что-то вещественное, но всю ее целиком обрати к Нему и взывай: «Иисусе мой, сладкое мое дыхание, свет моей жизни, моя единственная любовь, единственное мое поклонение! Я поклоняюсь Тебе, возлюби меня, яви мне рачение Твоей любви, да воздам Тебе Твоя от Твоих. Матерь сладкая Христова и моя, приведи меня к Твоему Сыну, Которого Ты родила и Которого носишь, Носящего вся».
Когда ты говоришь такие слова и многие другие, подвигающие к любви, невозможно не вкусить в скором времени любовь Христову. И тогда твое сердце, вся твоя внутренность будет трепетать, разгораясь от горячей Христовой любви.
Тогда откроются твои душевные очи и отбежит от тебя помрачение твоих страстей. Но и, опять же, искушения и непрестанные скорби не прекратятся.
Ибо, лишь только отойдет благодать ради испытания, сразу начинаются страсти и искушения. И тогда снова – понуждение, снова – полагание начала, снова – призывание: «Спаси мя, Господи». Снова – к сладкой нашей Матушке, снова – в Ее объятия, к Ее груди, как грудной младенец. И так мало-помалу ты просветишься.
Понуждай себя, не забывай об Иисусовой молитве, ибо в час искушения она тебе очень поможет.
Время нашей жизни бежит, проходит и не возвращается назад, а время нынешней жизни – это время жатвы и собирания плодов. И каждый собирает пищу, насколько возможно чистую, и откладывает для другой жизни.
Приобретает не умный, благородный, красноречивый или богатый, а тот, кого оскорбляют и он долготерпит, кого обижают и он прощает, на кого клевещут и он терпит, тот, который делается губкой и очищает то, что слышит, то, что говорят, – что бы то ни было. Он очищается и просветляется более других. Он достигает высокой меры. Он услаждается созерцанием таинств. И, наконец, он еще здесь – внутри рая.
И когда придет час смерти, только закроются эти глаза, как открываются внутренние, [глаза] души. И только помыслит о тамошнем, как вдруг оказывается там, куда хотел, даже не заметив этого. Из тьмы он переходит в свет, из скорби – в упокоение, от смятения – в безмятежную пристань, от войны – в вечный мир.
Посему, братья мои добрые и возлюбленные, если кого-то обижают в этом мире, и он захочет найти справедливость, пусть знает, что она – в несении тягот брата, ближнего своего до последнего дыхания и проявлять терпение во всех печалях нынешней жизни.
Ибо каждая скорбь, которая приходит к нам – будь то от людей, или от бесов, или от нашего собственного естества, – всегда имеет скрытое в себе соответствующее приобретение. И кто преодолевает с терпением – получает плату: здесь – обручение, а там – совершение.
Итак, терпение необходимо, как соль в пище. Поскольку нет другой дороги, чтобы приобрести, обогатиться и царствовать. Эту дорогу нам начертил Христос. И мы, любящие Его, должны ради Его любви последовать за Ним. Хоть и горька нам полынь, однако очищает кровь и оздоровляет наше тело. Без искушения не познаются чистые души, не проявляется праведность, не различается терпение. Без искушений невозможно проявиться здоровью души. Это – очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой.
Неудивительно споткнуться тому, кто бежит. Только надо ему иметь терпение и покаяние в каждое мгновение.
Посему постоянно полагай покаяние, когда ошибаешься, и не теряй времени. Ибо сколько медлишь ты попросить прощения, настолько даешь позволение лукавому простирать в тебе корни. Не позволяй ему нервировать тебя, тебе же в ущерб.
Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь с готовностью, полагай покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, человек есмь, и немощен».
Это – не оставление. Но так как у тебя пока еще много мирской гордости и много тщеславия, попускает тебе Христос наш ошибаться и падать, чтобы узнавал ты каждый день чувственно свою слабость и терпел согрешающих, чтобы не осуждал ты братьев, если они ошибаются, а носил их немощи.
Значит, сколько раз падаешь, снова вставай и сразу проси прощения.
Не скрывай печаль в своем сердце. Ибо радость лукавого – это печаль и уныние, из которых рождается много всего, от чего душа наполняется горечью, тогда как расположение кающегося говорит: «Согрешил, прости меня, Отче!» И так прогоняет печаль. «Разве, – говорит он, – не человек я немощный? Что мне еще делать?» Воистину, чадо мое, это так. Имей отвагу.
Только когда благодать Божия придет, тогда стоит на ногах человек. Иначе, без благодати, всегда шатается и всегда падает. Итак, мужайся и нисколько не бойся.
Построй в себе отважный образ мыслей перед лицом приходящих искушений. Так или иначе они придут. Они тебе необходимы. Ибо иначе не очищаешься. Оставь то, что тебе говорит нерадение и уныние. Не бойся их. Как благодатью Божией прошли предыдущие, так минуют и эти, как только сделают свое дело.
Искушение – это лекарство и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и невидимые наши раны.
Так вот, имей терпение, чтобы приобретать каждый день, накапливать награду, упокоение и радость в Небесном Царствии. Ибо приближается ночь смерти, когда никто не сможет более работать. Поэтому спеши. Времени мало.
Лучше один день победоносной жизни с наградами и венцами, чем жить много лет, но в нерадении. Поскольку один день подвига в сознании и чувстве души стоит пятидесяти лет жизни иного, кто без осознания и нерадив.
Без борьбы и пролития крови не жди свободы от страстей. Терния и волчцы взращивает наша земля после преступления. Нам заповедано очищение, но только с большой болью, кровоточащими руками и многими воздыханиями они искореняются. Итак, плачь, проливай реки слез – и умягчится земля твоего сердца. И когда земля будет полита, ты легко искоренишь колючки .