Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Каждый воскресный день православные христиане собираются в храмах Божиих. Церковь повелевает, чтобы мы в воскресные и праздничные дни собирались вместе. В храме совершается молитва, Божественная литургия.
Но ещё в храме читается Священное Писание, и обычно священник обращается к прихожанам с пастырским словом. Для чего это делается? Для того чтобы тех людей, которые назвали себя христианами, научить смотреть на жизнь очами Евангелия. Привить способность видеть самого себя, свою жизнь, то, что происходит вокруг нас не с любой точки зрения, а глазами апостолов, святых.
Для христиан это очень важно — научиться глазами Евангелия смотреть на свою жизнь. И не всегда этот взгляд похож на то, что люди говорят и думают в повседневной жизни. В Евангелии есть слова о том, что высокое перед людьми бывает мерзко перед Богом. Люди могут возвышать грех и неправду, но Богу это неугодно. И наоборот, бывает, что люди за что-то от человека отворачиваются или унижают, а Богу это угодно, потому что это доброе дело, и так Сам Господь поступал несмотря на то, что Его осуждали и от Него отворачивались во время Его земной жизни.
И если мы сегодня видим, как то, о чём говорится в Церкви, во многом совпадает с тем, что находится за оградой церковной, в этом заслуга самой Церкви, которая проповедует Слово Божие на земле уже две тысячи лет. За это время взгляды людей так изменились, что уже очень многое, сказанное в Евангелии, стало для нас нормой повседневной жизни. К сожалению, мы не всё восприняли и не всё усвоили, не все уроки уяснили. Но то, что сегодня многие люди стараются жить по Евангелию, даже ни разу не прочтя его, — следы тысячелетней проповеди христианства на нашей земле.
Сегодня мы празднуем память святого великомученика и целителя Пантелеимона, к которому обращаются с сугубой молитвой в болезнях. Когда человек заболевает, он начинает лечиться сам или идёт к врачу. Когда врач не может помочь, человек идёт в храм и обращается к Матери Божией, Николаю Угоднику, великомученику и целителю Пантелеимону. Но бывает так, что молитва человеку не помогает, и у него возникает вопрос: «А что же я сделал неправильно? Я же пришёл, помолился и поставил свечку, заказал молебен, а здоровье ко мне не вернулось».
Здесь важно понять одну вещь. С точки зрения язычников или людей неверующих, здоровье — это самая главная ценность. Но с точки зрения христианина оно не стоит на первом месте, хотя мы и признаём здоровье важным, и благодарим за него Бога. Самое важное для нас — спасение души.
Давайте зададим себе вопрос: всегда ли здоровье человеку приносит пользу? Не бывает ли так, что человек этим даром Божиим пользуется не надлежащим образом: растлевает свою душу страстями, приносит вред другим людям; пользуясь тем, что он здоров и у него нет никаких проблем, живёт так, как будто бы у него вообще не существует души, делая тело главной ценностью своей жизни?
Священники, как никто другой, знают, сколько людей через болезнь, испытания и скорбь узнали о том, что у них есть душа, и обратились к Богу. И поэтому христиане часто воспринимают болезнь не как безусловное и очевидное зло, с которым нужно бороться, но как благо, как горькое лекарство. С его помощью Господь учит человека заботиться не только о теле, но и о своей бессмертной душе, которая в очах Божиих имеет гораздо большую ценность. И если человек об этом забывает, то Господь из Своей любви напоминает ему об этом: «Вот, ты заботишься о теле, которое рано или поздно нужно будет оставить здесь, на земле. Ты земля и в землю отойдёшь. А о душе, которая пойдёт в вечность, ты вообще не переживаешь». И Бог попускает скорби и болезнь.
Мы называем великомученика Пантелеимона целителем душ и телес, потому что тех людей, которых он исцелял, он в первую очередь обращал к вере во Христа от языческих заблуждений. Будучи врачом и зная о том, что человек — существо сложное, он понимал, что нет смысла вылечить тело человека и оставить его в том заблуждении, в котором он находился. Ведь, может быть, через болезнь Господь человека призывает к Себе. И он сначала исцелял человеческую душу, просвещал людей Христовой верой, приводил их к покаянию, к таинству Крещения. А потом они исцелялись и от тех неизлечимых болезней, в которых никто не мог им помочь.
Давайте подумаем, чего от нас хочет Господь, когда с нами случаются скорби и болезни? Только лишь чтобы мы пришли и попросили Бога о телесном исцелении? Может быть, это повод задуматься о наших душевных недугах, о том, что не только с телом у нас бывает не всё в порядке? В Великом посту мы обращаемся к своей душе: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается».
Мы не знаем того момента, когда Господь призовёт нас к Себе. И Церковь учит нас во время болезни искать не только телесного исцеления, но, в первую очередь, задумываться о своём духовном здравии, о том состоянии, в котором человек пребывает.
Вы, наверное, слышали о святых, которые за болезнь Бога благодарили, потому что через неё исправились и укрепились в вере. Христиане смотрят на мир не так, как все. Неверующий человек, не задумываясь, скажет, что болезнь — это плохо. Христианин задумается и скажет: смотря в каком случае. Бывает, что это хорошо, а бывает, что и плохо. Хорошо — потому что человек отвращается от греха, приходит к покаянию, начинает исправляться. И за это нужно благодарить Бога.
Мы должны относиться к Богу с полным доверием, всегда помнить о том, что Господь промышляет о нашей жизни, никогда не унывать и не отчаиваться в болезнях и скорбях, которые с нами случаются, но принимать их с благодарностью — как горькое, но необходимое лекарство для нашего вразумления и спасения.
Дай Бог, чтобы мы всегда были верными чадами Святой Матери Церкви, чтобы мы заботились в первую очередь о спасении наших душ и вечной жизни, ставя это на первое место и помня евангельские слова: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам» (Мф. 6, 33).
≈ митрополит Горловский и Славянский Митрофан