Ищите прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ищите прежде Царствия Божия и правды Его — такую заповедь дает нам Божественный Учитель, Господь Иисус Христос, как вы слышали в только что прочитанном евангельском чтении. Искание Царства Божия и правды Его должно быть основной целью нашего земного бытия, то есть всей нашей земной жизни. Милосердный Господь сотворил окружающий нас мир, Он сотворил и нас с вами, Он сделал нас участниками мирского блаженства. Он воззвал нас из небытия в бытие, Он дал нам жизнь, которой дорожит каждый из нас. Но для чего мы с вами живем? Для того ли только, чтобы заботиться, что нам есть и что пить, во что одеться? Нет, не для того.
Не заботьтесь об этом Господь говорит нам в сегодняшнем евангельском чтении: «Душа не больше ли пищи и тело одежды! Не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или пить, или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Этими словами Господь не запрещает нам трудиться, ибо Он любит и благословляет наши труды, ибо заповедал: в поте лица твоего снеси хлеб твой. Но наши труды, наши заботы о телесных потребностях не должны превышать забот и трудов о спасении наших душ, о искании Царства Божия и правды Его. Если в поте лица мы должны трудиться ради куска насущного хлеба, то не менее нужно приложить трудов для достижения Царства Божия и правды Его.
Многими скорбями нам подобает войти в Царствие Божие. Но как мы должны их переносить? А вот как. В сегодняшнем апостольском чтении Апостол Павел говорит: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает…» (Рим. 5, 3-5).
Не страшиться мы должны скорбей, не бояться их, не смущаться ими, но, по слову Апостола, хвалиться ими — радоваться. И это не просто слова Апостола, которые он сказал от лица прочих Апостолов. Нет. Такими святые Апостолы были на словах, такими же были и в жизни. Лучшим доказательством сего да послужит для нас жизнь ныне прославляемых Святой Церковью первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Воспроизведем же в своей памяти их земную жизнь и почерпнем для себя урок назидания.
Апостол Петр до призвания к апостольскому служению был простым галилейским рыбаком. Он мирно трудился со своим братом Андреем над ловлей рыб. У берегов Галилейского озера они и услышали Божественный голос, призывающий их: «Идите за Мной» (Ин. 1, 43). И тотчас, все оставив, они пошли за Христом.
Если мы проследим евангельскую историю, то увидим, что Апостол Петр был свидетелем самых важных евангельских событий.
Бушует море. Вздымаются волны. Ветер из стороны в сторону бросает лодку, в которой плывут ученики и Апостолы Христовы. Кажется, их гибель среди волнующегося моря неминуема. Но вот, быть может, уже в последнюю минуту, они видят Своего Божественного Учителя, идущего к ним по волнам моря. Страх объял их. Глазам их не верится, что это Он, их Учитель и Господь, идет к ним, чтобы спасти от потопления. И от страха вскричали они. Но Иисус… сказал: «Ободритесь; это Я…» «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде», — восклицает Апостол Петр.
«Иди», — слышит он ответ из пречистых уст Спасителя. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи, спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 27-31).
Апостол Петр вместе с другими избранными учениками, Иоанном и Иаковом, присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира (Мк. 5, 22. Лк. 8, 41). Он вместе с теми же Апостолами был с Господом на Фаворе в минуты Его преславного Преображения…
В продолжение всего Своего земного служения Божественный Учитель подготовлял учеников к встрече Своих грядущих крестных страданий.
Незадолго перед Своим Преображением Он вопрошал Апостолов, как повествует нам сегодняшнее второе евангельское чтение: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?»
Симон Петр первый ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 13, 16-18).
Но вот приблизилось и самое время крестных страданий Спасителя. Он совершает последнюю Тайную вечерю с учениками Своими…
Господь подходит к Симону Петру, чтобы омыть ему ноги. Симон Петр недоумевает, как может Господь омыть его ноги. «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Иисус кротко отвечает: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Нет. Петр не может примириться с тем, чтобы Господь омыл его ноги: «Не умоешь ног моих вовек». Снова слышится тихий голос Учителя: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Любовь и послушание побеждают Петрово недоумение, и Он громко восклицает: «Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13, 6-9).
В прощальной Своей беседе Христос говорил: «Вот, наступает час и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Ин. 16, 32. Мф. 26, 31). В порыве любви и преданности Петр восклицает: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти. Я душу мою положу за Тебя» (Мф. 26, 35. Лк. 22, 33. Ин. 13, 37).
Так искренно, так чистосердечно, так трогательно уверял Апостол Петр в своей всегдашней верности Ему. Но, увы! Мы знаем, что случилось с ним, когда Христос, преданный уже в руки человек, как грешник, связанный и поруганный, находился во дворе архиерейском.
Тот самый Петр, уверявший Христа в готовности положить за Него душу свою, идти за Ним и в темницу, и на смерть, тот Петр, который в Гефсиманском саду поднял меч, чтобы защищать Христа, здесь, в архиерейском дворе, когда Христос нуждался в любви Петра, трижды позорно отрекся от Него. С третьим отречением Петра запел петух. Тогда, по замечанию святого евангелиста, Господь, обернувшись, взглянул на Петра. Сколько любви и всепрощения увидел Петр в этом взгляде Своего Учителя! Этот взгляд проник в самые сокровенные тайники души отвергшегося ученика… Никого не замечая, не чувствуя под собой земли, Петр вышел с архиерейского двора и горько заплакал.
Сугубым, искренним было раскаяние Петра, и Господь принял его. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» — таким троекратным вопрошением и ответным: «Ей, Господи! Ты вся веси (все знаешь), Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 15-17) — Петр был восстановлен в апостольском достоинстве и после призвания: «Иди за Мной» — пошел и никогда, никогда больше не оставлял Своего Учителя и Господа. И эту преданность Ему, свою любовь и верность Апостол Петр засвидетельствовал своей мученической кончиной, будучи распят на кресте, и даже — по собственному желанию — вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым так, как был распят его Божественный Учитель.
Те же преданность, любовь и верность Христу засвидетельствовал апостольскими трудами, всей своей жизнью и мученической кончиной и святой Апостол Павел.
Апостол Павел, или — до своего обращения ко Христу — Савл, был жестоким и лютым гонителем христиан. Строгий ревнитель отеческих преданий, фарисей по вероучению, ученик известного учителя Гамалиила и в то же время человек высоких душевных качеств, он в порыве душевного ослепления жестоко преследовал христиан. Ему ненавистно было имя Христа; он гнал Его, он ненавидел Его последователей. Нередко он врывался в их дома и тащил их на суд и мучения… Но на пути его в Дамаск случилось с ним то, чего ни он сам, ни никто из знавших его не мог ожидать. Здесь, в Дамаске, по соизволению Божию он был крещен святым Апостолом Аланией. Прозрев телесно и духовно, он из жестокого гонителя Христа сделался Его кротким учеником… Теперь он взял в руки святое Евангелие и понес его в мир, не страшась сильных мира сего, мужественно преодолевая все преграды на пути сем, пренебрегая своим земным благополучием и самой жизнью.
В апостольской проповеди Апостол Павел потрудился более всех Апостолов, как он сам свидетельствует: «Благодатию Божией есмь, еже есмъ, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех потрудихся» (1 Кор. 15, 10).
Словом своей проповеди Апостол Павел обращал ко Христу целые народы, устрояя Церкви Божий, насаждая веру. Апостолу Павлу принадлежат четырнадцать апостольских посланий, которые читаются за Божественной литургией.
Нелегка была эта проповедь для Апостола Павла. Она сопровождалась многими скорбями. По его собственному признанию, он переносил беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии.
«Я гораздо более (других Апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11, 26, 23-25). Таким скорбным, узким, тернистым путем великий Апостол Павел искал на земле Царства Божия.
И еще будучи во плоти, поистине нашел его: «Знаю человека во Христе…» (2 Кор. 12, 2-5).
Великий Павел при всей высоте своего апостольского достоинства не скрывал свои немощи, говоря: «И чтоб я не превозносился…»
В мрачном подземелье римской темницы Апостол Павел провел последние дни своей земной жизни… На холодном полу тюрьмы лежал великий труженик Евангелия. За всю свою многотрудную жизнь он не сберег никакого для себя достояния. Плащ и кожаные книги, которые по его просьбе доставил в темницу его ученик, святой Апостол Тимофей, — вот все его достояние. И теперь, проводя долгое время в тюрьме, он плащом прикрывал свое уже больное тело, изможденное и исхудалое, а душу свою питал словесами этой «кожаной книги».
«Все меня оставили! — с болью сердца писал святой Апостол Павел ученику своему Тимофею из римской темницы. — Один Лука со мною» (2 Тим. 4, 16, 10). Только святой Лука, составитель Деяний апостольских и одного из Евангелий, делил с Апостолом языков, Павлом, его предсмертные дни и часы. Апостол Лука был и живописцем, и врачом. И как врач, может быть, он утолял телесные болезни своего умирающего в темнице друга и учителя. А как друг облегчал его душевные скорби, которые, несомненно, тяготили душу великого Павла, ожидающего вынесения ему приговора. Этот приговор святой узник встретил мужественно, со свойственным ему спокойствием.
Еще до уз своих этот неутомимый проповедник евангельской истины мужественно свидетельствовал: «Я не только хочу быть связанным за Христа, но и хочу умереть за Него» (1 Кор. 9, 15). Теперь желание его исполнилось. Как римский гражданин святой Апостол Павел был осужден на усечение мечом.
Приведенный на место казни, он мужественно взглянул в глаза своей смерти. В последний раз он склонил свои больные колени, поднял прощальные взоры к Небу, излил предсмертную молитву к Богу за себя и за мир и преклонил под меч свою святую главу. Один удар палача — и погасла жизнь великого человека, великого учителя, великого проповедника — великого Павла! Окончилась его многотрудная, многоскорбная жизнь, и он спокойно перешел в вечность — в Царство Божие, которого искал здесь, на земле, прежде всего.
Такова была жизнь ныне прославляемых Святой Церковью святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Церковь Христова называет их первоверховными за их преимущественные труды в деле распространения веры Христовой. Прошли века с тех пор, как они жили здесь, на земле, но память о них жива. Из глубины этих веков они смотрят на нас и зовут нас следовать за ними, подражать их вере, любви и преданности Господу.
«О сильнии! — воззовем к нашим небесным покровителям, святым Апостолам Петру и Павлу. — Понесите наши немощи. Мы слабы, мы немощны, мы не способны к тем трудам, какие понесли вы, живя на земле, ради Христа и Его Святой Церкви. Но услышите воздыхания чад ваших, помогите нам в искании Царства Божия, да преодолеем все трудности сего искания и, достигнув желанной цели, вместе с вами будем участниками брака Агнца Божия, Ему же честь и поклонение во веки веков. Аминь».
≈ архимандрит Серафим (Тяпочкин)
Азбука.ру