28 июня 1805 года родился афонский старец, духовник русский святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцев). Через 35 лет после прихода отца Иеронима в русский Свято-Пантелеймонов монастырь, благодаря его благодатному духовному руководству, число русских монахов возросло от 11 до 1000 человек.
Будущий старец, в миру Иоанн Соломенцов, родился в городе Старый Оскол, в богобоязненной купеческой семье. Все в этой семье любили храм Божий и усердно посещали церковные службы. Из пятерых детей Соломенцовых трое приняли монашеский постриг, двое возглавили монашеские обители.
Отец Иероним вспоминал: «От отроческих лет церковь была моим единственным утешением. Звонить, кадило подавать, находиться в алтаре, читать и петь – эти занятия были для меня “пaче мeда и сoта”… За прилежание ли к церкви или ради расположения к монашеству благодать Божия часто утешала меня разными просвещениями; некоторые из них были так резки, что на всю жизнь мою остались незабытыми в моей памяти».
Когда Иоанну исполнилось 23 года и он уже готовился уйти в монастырь, его сестра также решила принять монашеский постриг. Отец сказал ей: «Так как брат твой хочет скоро оставить нас и пойти в монастырь, потому мы теперь отпустить тебя не можем, ибо в один раз двоих любимых детей отпустить для нас очень тяжело и скорбно, а если хочешь, проси брата, чтобы он за тебя пожил с нами три года». Тогда девушка с рыданием стала просить Иоанна: «Любезный братец, выкупи меня!» Он не мог отказать любимой сестре и остался в миру еще на два года, помогая родителям.
Сестра же его 20 лет была благочинной, а затем игуменией в Борисовском монастыре. В этом же монастыре скончалась мать Соломенцовых, постриженная в схиму с именем Еввула.
Оставшись в миру, Иоанн не избежал тяжелых искушений. Враг спасения человеческого нападал на него, и целомудренный юноша испытывал сильную плотскую брань. Однажды ночью, когда приступ брани был особенно силен и весь он горел как в огне, молодой человек выбежал из комнаты в сад и горячо молился Господу, умоляя сохранить его в чистоте для заветного монашеского образа. Внезапно ночное небо раскрылось и с высоты снизошел свет, не опаливший юношу, но исполнивший его сердце неизъяснимой радостью. Иоанн упал на землю и почувствовал необыкновенную легкость во всем теле и полную свободу от плотской брани – эту свободу он сохранил до конца жизни. Дерево же, под которым он молился, за одну ночь полностью высохло.
Старец еще вспоминал, как в пору его молодости он тяжело заболел холерой и был близок к смерти. Ему явилась Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, и юноша тотчас почувствовал себя совершенно здоровым.
По окончании двухлетнего срока родители более не удерживали сына и благословили на монашество, и после кратковременного пребывания в российских монастырях в 1836 году он приехал на Святую Гору.
Здесь Иоанн, будущий старец Иероним, стал верным послушником известного духовника иеросхимонаха Арсения Афонского, его преемником по старческой благодати, и был пострижен им в монашество.
Молодой подвижник быстро возрастал духовно, и, когда в 1840 году в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре отошел ко Господу духовный руководитель русской братии иеросхимонах Павел, старец Арсений Афонский благословил своего первого ученика и сотаинника перейти на жительство в русский монастырь и стать духовником русских иноков.
С Божией помощью отец Иероним стал замечательным духовником, мудрым и любящим отцом для братии, признанным духовным руководителем монастыря – как греческой, так и русской его половины.
Во время вступления отца Иеронима в должность духовника в 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре русских было только одиннадцать человек. Молодого подвижника встретили страшная нищета обители, огромные долги, незаконченное строительство, нехватка всего – от продуктов питания до стройматериалов и одежды.
Но это не остановило отца Иеронима. Не имея ничего, кроме благословения духовника отца Арсения и помощи Божией, он начинает ремонт старых зданий и строительство новых.
В 1851 г. в монастырь прибыл М. И. Сушкин (будущий знаменитый игумен Макарий), о котором столь долго молились отец Иероним с братией, желавшие возрождения обители. Впервые встретив его, подвижник сказал: «Вот тот человек, которого мы просили у Господа».
Отец Макарий и старец Иероним разделили труды по восстановлению монастыря. Их совместными усилиями к 1885 году число насельников увеличилось до 800, а обитель рассчиталась со старыми долгами и была отстроена и благоукрашена.
Старец привлек к восстановлению Русика множество благотворителей: были сооружены братский корпус, 2 собора для братии - Покрова Богородицы и во имя святителя Митрофана Воронежского, братская и странноприимная больницы, а также освящены 10 восстановленных и новых малых храмов, расширена и расписана трапезная, украшен главный вход в монастырь, отштукатурен, расписан и оснащён иконостасом собор вмч. Пантелеимона.
Трудами игумена и духовника были восстановлены 11 принадлежавших монастырю келлий и построены 3 новые. Всего за период жизни старца Иеронима в монастыре и за его пределами было восстановлено либо построено около 60 принадлежавших монастырю храмов, включая скитские.
Кроме того, в обители были сооружены различные хозяйственные корпуса, цехаи мастерские, а территория монастыря увеличилась более чем в 2 раза.
Духовник обители стремился объединить иноков в братской любви и убеждал обе монастырские «партии» - русских и греков, оставить национальные распри. Уважая греков как главных хранителей и ревностных исполнителей афонской традиции, отец Иероним отстаивал право иноков других национальностей подвизаться на Святой Горе и защищал их от крайних проявлений национализма.
Через 35 лет после прихода отца Иеронима в русский монастырь, благодаря его благодатному духовному руководству, число русских монахов возросло до 1000.
Духовные дарования старца Иеронима, справедливое отношение ко всем приходящим, искренность и доброжелательность в общении, со временем привлекли к нему многих святогорцев из других монастырей и тысячи православных паломников.
Он подражал Спасителю и всячески избегал человекоугодия, богатства и славы мира говоря: «Нужно отстранить от себя малодушие и вредное человекоугодие и возвыситься духом над всем мелочным и грязными расчетами мира».
Кроме братии своей обители старец окормлял монахов болгар, греков, грузин, молдаван, сербов и представителей других национальностей и делал это часто не только в духовном, но и в материальном смысле: он учредил в монастыре раздачу бедным инокам и пустынножителям Афона денег, продуктов и одежды.
По сообщению русского консула в Македонии М. А. Хитрово, «множество келлиотов афонских существует исключительно подаяниями монастыря». В 1874 году на помощь истратили около 10 000 рублей, а к 1900 году эта сумма достигла 40 000.
Старец Иероним оставил богатое наследие в виде правил и наставлений для иноков, назидательных рассказов из своего духовнического опыта и писем к духовным чадам.
Наставления старца Иеронима
≈ Случайностей в мире нет – они существуют только для людей неверующих.
≈ Хотя клевета человеческая и тяжела для перенесения ее, как терновый венец, но она полезна для наших душ, ибо она очищает тайные наши грехи.
≈ Пусть злословят нас, пусть поносят, пусть клевещут, лишь бы мы не воздавали им тем же. А без этого и спастись невозможно. Так надобно этому быть, чтобы нашими немощами нас же и совершенствовать, а без этого мы и не познаем себя самих.
≈ Обидчики и хулители, по учению святых отцов, есть великие благодетели наши, потому что искренне любящие нас стараются покрывать наши погрешности и недостатки, тогда как нелюбящие, тщательно наблюдая за оными, открывают нам погрешности наши, которых сами мы не можем усмотреть, и через это подают нам случай к исправлению и смиренномудрию.
≈ Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога и спасения души.
≈ Необходимо держать памятование о Божием присутствии везде.
≈ Если человек не имеет молитвенного общения с Богом – он мертв душою.
≈ Прошения у предстоящих на молитве бывают разнообразные: иные просят о том, другие о другом, но мы, прежде всего, должны начинать со славословия и благодарения, как учит нас тому Мать наша святая Церковь, ибо она всякую службу Божию начинает со славословия и благодарения: “Благословен Бог наш” и “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, а затем переходит к разным уже прошениям и молениям.
≈ При молитве вскоре усматривается и примечается всякое недоброе и греховное помышление, лишь только появится оно по действию диавола или по причине прежних живших в сердце страстей и пороков.
≈ Имя Господне – великая защита от душевных врагов и великая помощь к неприятию страсти и несоглашению с грехом.
≈ Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего.
≈ Теперь вы имеете книги отеческие, читайте их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу неприметным образом подвигнут вас вперед к добродетельной жизни. А если мы не будем читать отеческих книг, то и толку из нас никакого не будет.
≈ Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец.
≈ Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет в любовь Божию. Напротив того, среди празднословия и невоздержанных бесед сколько говорится и выслушивается душевного, после и собственная совесть упрекает во многом, а вернуть уже нельзя. Часто эти разглагольствования служат причиною взаимных неудовольствий и вражды между братиями. А это – зло самое великое, особенно когда кто медлит в этом чувстве, ибо тогда и молитва его Господом не приемлется.
≈ Слезы, когда приходят без нашего особенного усилия, – это оружие, нам данное милостью Божией. На что нужно, на то и употребляй сие оружие: о грехах ли плачь, или проси у Господа нужное, или благодари Его о дивном Промысле и попечении о нас, грешных, вся строящему к нашему спасению.
≈ Старайся все помыслы, которые часто приходят, открывать, а если некоторые мимолетные забываются, то о подобных нечего и беспокоиться.
≈ Есть грехи, кажущиеся малыми, но смертные. Например осуждение.
≈Тяжкий грех – осуждение: таковые присваивают себе власть Божию.
≈ Увы! Кто избавит нас от этого греха? Мы привыкли присматривать за поведением других, а не за своим, отчего часто впадаем в тяжкий грех осуждения.
≈ Ешь, пей – не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют – пей, едят – ешь, говорят – и ты отвечай, смеются – смейся, но внутри внимай себе с самоукорением.
≈ Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других.
≈ Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению… Совесть – для нас и в нас закон. Совесть не оправдает, когда неправо поступаем. Уклонимся от правого пути – укорим себя и смиримся, воззовем ко Господу о помощи.
≈ Спасались и спасаются богатые и бедные, цари и простецы, монашествующие и мирские – всем открыт вход в Царство Небесное.
≈ Разве не спасительное дело – чтить и покоить своих родителей, иметь попечение о своем семействе, служить для общества и для святой Церкви? Исполняйте эти добрые дела без ропота, по чистой совести и с призыванием помощи Божией. А в дополнение молитесь почаще, творите посильную милостыню и воздерживайтесь от таких дел, которые противны совести и Богу. В таком случае милостив будет к вам Бог и в сей кратковременной, и в будущей нескончаемой жизни.
источники: "Православие.ру", "Православие.фм"