Сегодня, возлюбленные братия и сестры, через неделю после Пятидесятницы и Cошествия Святого Духа на человечество, нашему молитвенному взору представляется самый непосредственный результат этого события – прекрасный плод Божественного сияния, обильная жатва чистейшей пшеницы Божией, одушевленные храмы Духа Святого, благоуханные цветы рая Христова, таинственные звезды тверди мысленной, неисчерпаемые источники воды живой, глубокие реки слез, орошающие всю вселенную – бесчисленный сонм всех от века, в каждом роде, благоугодивших Богу. Мужи, и жены, и дети, всякого возраста и сословия, из всех племен, колен, народов и языков, все Святые Божие, друзья Христовы, наши неусыпные предстатели и молитвенники пред Престолом Божьим.
Все они стоят пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями, со знамениями вечной победы в руках своих. Все они пришли от великой скорби, все они омыли одежды свои Кровью Агнца – ибо в Царствие Святого Бога, в вечный покой, "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание" входят только путем великих скорбей, болезней сердечных, Гефсиманской печали и бесчисленных воздыханий покаянных. А одежду плоти своей и ризу души можно омыть только потом, слезами безмерными и кровью сердца, израненного небесной любовью и покаянной болью.
Святые победили мир и себя победили силою крестной жертвенной любви Христовой, они возлюбили Христа и брата даже до ненависти к себе, они обнищали, зато богаты они ныне дарованиями Духа Святого, они плакали о себе и о всем мире и ныне утешаются неизреченным утешением Небесного Утешителя. Они смиряли себя и умаляли перед всякой тварью, поэтому велики они у Бога, они страдали и умирали, дабы жили другие, ибо в них жил и живет только Христос, и Дух Христов вдохновлял их безвозвратным желанием идти за Агнцем Божьим, куда бы Он ни пошел, а прежде всего в Гефсиманию, где они тосковали и скорбели со Христом, и на Голгофу, где они приобщались к Страстям Христовым, плача и рыдая с Пречистой Богородицею и мужественно и терпеливо и благородно проливая свою кровь и свои слезы, чтобы принять Духа Небесного, Духа кротости, радости, милосердия, воздержания и излить его на страждущий мир.
Поэтому и в этот день в церковных песнопениях ублажается преимущественно лик мучеников, ибо мученичество есть неотъемлемое и необходимое условие святости, и все святые независимо от своего чина являются мучениками, мучениками кровей, мучениками слез, мучениками совести. "Блаженны мертвые, умирающие в Господе и ради Господа – Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними" (Откр. 14,13).
И вот, дорогие братия и сестры, мы с вами являемся живыми делами их творческого подвига, растениями, орошаемыми их учениями и словами, озаряемыми их Божественным светом, хлебом, приправленным солью их любви и сострадательных слез. Вот преп. Сергий Радонежский жестоко смирял себя, как безвестный инок в нищете и служении братии, а благодать Божия поставила его Игуменом Русской земли, духовным вождем русского народа и к нему стекается бесконечная очередь за благословением. Преп. Серафим в глуши Саровского леса взывал: "Боже, милостив буди мне, грешному", а какие чудеса теперь творятся в Дивеево, да и по всему миру, сколько сердец горят любовию к убогому Серафиму!
Преп. Силуан всю жизнь безвестно провел на Афоне, многие годы по ночам проливая великие слезы в келье своей "да все люди познают Христа Духом Святым", и вот сколько судеб он перевернул и переворачивает своими боговдохновенными словами, сколько душ он утешает и вдохновляет на подвиг любви своим сладчайшим, воистину апостольским учением. А он почти наш современник, ибо "Христос вчера и сегодня и во веки тот же".
Все святые шли вниз, туда, где пребыл и взявший на себя грех и тяготу всего мира, по любви к миру, страждущий и распятый Христос. Там, где святые пребывают умом и сердцем, особая жизнь, особый свет, особое благоухание крестной жертвенной любви. Любовь Христова своих избранников мучает, тяготит, делает их жизнь невыносимо тяжелой, доколе не достигнут они последнего своего желания – по образу Христа отдать свою жизнь, дабы жили другие, ибо "больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя".
"Молиться за людей – это кровь проливать", – говорит великий Силуан. Носитель такой любви причастен Вечной жизни, несомненное свидетельство о том имея в душе своей: "Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, ибо любим брата крестною любовью". Он жилище Духа Святого и Духом Святым знает Отца и Сына, знает подлинным и живоносным знанием, и силою любви и молитвы своей он может передать это знание окружающим его: "Стяжи Дух мира и вокруг тебя тысячи спасутся", и в Духе Святом он – брат и друг Христа, он – сын Божий и бог по благодати. Святые – самые беззащитные существа, они под ударами всех и каждого, они – всем рабы и всем попрание, и вместе с тем они свободны и неприкосновенны "свободою славы чад Божьих".
Все отвергая, со всем порывая, все ненавидя, Святые получают от Бога Любви дар вечной духовной любви ко всем и всему и любовь к врагам, т.е. жалость любящего сердца ко всякому погибающему, заблудшему, страждущему человеку, в них – единственный верный показатель истинности пути Божия. Святые – соль земли, святые – свет Божий во тьме мира, святые – смысл бытия земли, тот плод, ради которого она хранится.
Каждый святой, как Антоний, Николай, Сергий, Серафим, Силуан, Мария Египетская, Ксения, Матрона, и им подобные, составляют драгоценнейшее вечное достояние всего мира, хотя мир и не хочет знать об этом и часто убивает своих пророков.
Один грузинский поэт Илия Чавчавадзе написал такие слова дивные и странные: "Слышу рыдание небес, словно шум морских волн". С этим пророчественным видением перекликаются и слова великого Силуана: "Дух Святый избрал Святых молиться за весь мир и давал им источник слез. Дух Святой Своим избранникам дает столь много любви, что души их как пламенем объяты желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню".
И кто может описать сие рыдание небес, Начальницей которого является Пречистая Богородица? Где любовь, там и слезы, и любовь не может не плакать. Святые великими жертвами и подвигом до конца стяжали любовь совершенную, и слезы их теперь тоже совершенны, пречисты, благоуханны. И тогда как слезы бывают болезненными, кровавыми, Гефсиманскими, в Царствии Небесном они являются выражением преизбытка любви, и слезы святых – неизреченны и непостижимы, ибо льются они от сладости Духа Святого, но понять их может только тот, кто носит в себе хоть малую благодать Духа Святого, ибо подобное лишь подобным познается.
Возлюбленные братия, Христос Своею Кровию стяжал нас Себе – "род избранный, царственное священство, народ святый" (1 Петр. 2,9), и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, должны терпением, кротостью и любовью течь на предлежащий нам подвиг крестный (Евр. 12,1), через который мы действительно вовлекаемся в жизнь Святых и они входят в нашу жизнь. Живя в нас, они сотворят небом землю под ногами нашими и, как повелители, пред нашими мысленными очами распахивают вечные двери. Святые становятся нашим обществом, одновременно даруя нам откровение небесных тайн и вводя нас во Святая Святых Божией Любви. Они суть жизнь наша, дерзание наше, настоящее и будущее наше.
Поэтому, братие, всегда да имеем молитвами Святых радость Христову, исполненную в себе, радость совершенную о Духе Святом, Который прославляет в Совете Святых со Отцом и Единородным Сыном, так и в нас, недостойных, да прославится Пресвятое Имя Живоначальной Троицы, Бога нашего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
≈ Схиигумен Серафим (Покровский), 18 июня 2006, Скит Всех Святых, Валаам
valaam.ru