Пророк Иеремия (Ирмийяху) жил двадцать семь веков тому назад, но мы и по сей день слышим в его имени раскат грома. А если мы откроем Ветхий Завет и найдем в корпусе пророческих книг книгу Иеремии, то станем свидетелями страшной человеческой драмы. И поймем, что драма эта поразительно современна; что боль древнего пророка — это боль наших нервов. Чем ближе Страшный Суд, тем слышнее голос Иеремии.
Книга пророка Иеремии невероятно поэтична, богата красками, образами, символами; вместе с тем она дает живое представление о тогдашней жизни, быте, обычаях, предметах, которыми пользовались люди; поэтому читать ее интересно.
«Иеремия плачет о прежних их бедствиях и сетует о пленении Вавилона. Как не пролить было горьких слез, когда стены раскопаны, город сравнен с землею, святилище разрушено, приношения разграблены… Пророки умолкли, священство отведено в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию… песни заменены плачем. Всякий раз, когда читаю … слезы льются сами собой…и я плачу с плакавшим пророком» (свт. Григорий Богослов).
Из беседы о книге пророка Иеремии с Алексеем Кашкиным — ученым-библеистом, автором учебного пособия «Священное Писание Ветхого Завета».
- В какой исторической обстановке начал пророк Иеремия свою проповедь? Для какой цели призвал пророка Господь, что он должен был донести до своих соотечественников?
- Начало служения Иеремии — это 627 год до Р. Х., тринадцатый год правления царя Иосии. Его правлению предшествовала длительная эпоха отступления евреев от Бога Единого, обращения их к языческим культам. В эти годы — более шестидесяти лет, как видите, тут напрашиваются исторические параллели — хранителей истинного богопочитания жестоко преследовали. Особенно отличались этим царь Манассия, который, оказавшись в вавилонской темнице, раскаялся и глубоко смирился пред Богом отцов своих, и его сын Амон, так, увы, и не раскаявшийся и убитый своими слугами.
Язычество было официальной государственной религией. Иосия вступил на престол малолетним, и, пока он не повзрослел, не окреп, это продолжалось. Вступив в зрелый возраст, царь Иосия начинает поворот к истинному богопочитанию. И одновременно с этим выходит на свое служение новый пророк — Иеремия. Начинается восстановление разрушенной ветхозаветной Церкви — государства под управлением благочестивого царя. Но, увы, царствование Иосии продолжалось недолго и стало лишь светлой полосой в мрачной эпохе язычества. В 609 году до Р.Х. Иосия погибает в бою с египтянами, и после него на иудейский престол восходят только нечестивые цари. Служение Иеремии проходило при двух царях-язычниках — Иоакиме и Седекии, последнем царе перед падением Иерусалима и вавилонским пленением.
Пророк, который поддерживал реформы Иосии и оплакал его смерть, оказывается в решительной оппозиции к власти последующих владык. По велению Бога Иеремия становится во вратах дома Господня, то есть у входа в Иерусалимский Храм — храм Бога Единого, выстроенный еще царем Соломоном, сыном Давида, — и призывает входящих в Храм на поклонение иудеев к покаянию, обличая их при том в лицемерии, в двойной жизни: вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (Иер.7, 9–11).
И с этого момента начинается крестный путь пророка Иеремии, его мученичество и исповедничество. Он терпит преследования за свои слова, и жизнь его наполнена скорбями: О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных ( Иер. 9, 1–2).
- Мне кажется, в Иеремии есть что-то от христианских юродивых — он, как и они, использует язык знаков, символов, надевает себе на шею ярмо как знак будущего порабощения евреев…
- Жизнь Иеремии, по сути, жизнь аскета. Господь запрещает ему жениться, он не имеет пристанища, постоянно преследуем, но главное — он совершенно отрешен от всяких забот о себе: что до меня, вот — я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его (26, 14–15).
Это действительно сближает ветхозаветного пророка с русскими юродивыми Христа ради; и он, подобно им, использует язык символических действий: накладывает на себя узы и надевает ярмо как символ будущего порабощения иудейского народа; разбивает глиняный кувшин, чтобы показать, как сокрушит Господь народ сей и город сей; объясняет, как страшна измена Богу, на примере сгнившего в расселине скалы льняного пояса (Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (13, 11)).
- Иеремия призывает народ и власть, в частности царя Седекию, не сопротивляться завоевателям-халдеям, выйти за крепостные стены и сдаться на милость победителя. Иудеев, угнанных уже в плен, Иеремия призывает сидеть там смирно и трудиться на благо Вавилонского царства. За всё это Иеремию бьют, забивают в колодки, сажают в яму, наполненную жидкой грязью, и т. д. Но почему же пророк столь «непатриотичен»?
- Трагедия Иеремии в том, что он говорит не то, что ему самому хотелось бы говорить. Он не хочет говорить о предстоящем падении Иерусалима, о разрушении Храма, о плене, но он вынужден это делать.
Действительно, в любом нормальном государстве Иеремию назвали бы предателем. С общечеловеческой точки зрения это воспринимается именно так. Но в данном случае мы должны посмотреть с другой точки зрения. Иеремия напоминает народу о том, что сопротивляться воле Божией бесполезно и преступно: грядущие бедствия, включая вавилонский плен, — кара за нечестие. Принять Божие наказание в относительно смягченном варианте — в виде гуманного по тем временам халдейского плена — было бы, безусловно, благом для соплеменников Иеремии. Но они не хотят принимать Божию милость и таким образом, по сути, восстают против Господа, приготовившего для них мягкий — не по их великим грехам — вариант; не признают, что заслуживают наказания, и тем самым навлекают на себя еще большее наказание. Если бы иудеи слушали своего пророка, не пошли бы на переговоры с Египтом, не подняли бы восстание против Навуходоносора, может быть, и не был бы разрушен Иерусалимский Храм.
- Но ведь Иеремия предвозвещает не только бедствия — после поражения Иерусалима, в скорбные дни пленения иудеев он становится вестником их будущей радости — Божией милости, прощения, возвращения домой. Стало быть, Иеремия — и пророк любви Божией тоже?
- Да, он и утешитель народа в бедствии. У всех ветхозаветных пророков, в том числе и у тех, у кого проповедь гнева и суда преобладает, все равно есть утешительные пророчества. Чем ближе к падению Иерусалима, тем явственнее слышим мы в проповеди Иеремии утешительные ноты. А после падения города пророк сообщает народу, уведенному в плен, что этот плен не вечен, что через семьдесят лет евреи вернутся в Иерусалим.
Обратите внимание на еще одно символическое действие Иеремии — покупку поля. Это во время осады Иерусалима, накануне поражения евреев, когда все уже рушится, а сам пророк за свои «пораженческие» пророчества по приказу царя Седекии находится под стражей. Тем не менее он совершает сделку, выкупает поле у специально пришедшего к нему родственника — по праву наследства, согласно иудейскому Закону об имущественных правах. И велит своему ученику Варуху положить обе купчие (запечатанную и открытую, как требует Закон) в глиняный сосуд, чтобы они оставались там на многие дни. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей (Иер. 32, 15).
В письме, которое Иеремия, оставшийся в Иерусалиме, посылает пленникам в Вавилон, говорится, что это не халдеи во главе с Навуходоносором переселили евреев в Вавилон, а Сам Бог — такова была Его воля. В тех, кого увел Навуходоносор, пророк видит основу будущего возрождения народа, а те, кто остался дома, в Иудее, оставлены здесь для суда.
Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе. Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию.
Служение Иеремии не закончилось с его физической смертью — духовное значение его личности, его пророчества было огромно, он воспринимался как покровитель народа, молитвенник за него. И этим, возможно, объясняется то, что Иеремии приписывается еще немало книг, в частности каноническая книга Плач Иеремии, а также неканоническое Послание Иеремии.
- Это ведь именно Иеремия после падения Иерусалима спрятал Ковчег Завета — да так, что его по сей день никто не нашел?
Об этом рассказывает одна из поздних неканонических книг Библии — Вторая книга Маккавейская.
Во второй главе этой книги говорится, что он увещевал переселяемых в Вавилон иудеев не удалять закона из сердца своего, а также о том, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня (2 Мак. 2, 4–8).
Конечно, авторитет Маккавейских книг не абсолютен, но в греческой традиции они принимаются как канонические. Эпоха Маккавеев — II век до Р. Х. — это время тяжелых испытаний еврейского народа и вместе с тем время великих надежд на его возрождение. И потому — эпоха особого почитания пророка Иеремии: в Маккавейских книгах этот пророк упоминается неоднократно.
- "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской" (Иер. 31, 31–32). Можем ли мы рассматривать этот фрагмент как пророчество Иеремии о Новом Завете?
— Церковью это место в книге Иеремии рассматривается именно так. Книга Иеремии, несмотря на ее большой объем и богатство смыслов, в православном богослужении используется мало, но вот этот отрывок читается как паремия на вечерне Великой Субботы. Ее присутствие в богослужении этого дня неслучайно. Великая Суббота, суббота перед Воскресением, — это как раз рубеж между Ветхим и Новым Заветами: Сын Человеческий принес в жертву Самого Себя, поэтому ветхозаветные жертвоприношения более не нужны.
Вторая паремия из этой книги - А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (11, 19) — читается на часах в Великий Четверг и Великую Пятницу: в страдающем за истину пророке Иеремии Церковь видит прообраз Христа — Агнца Божия, Которого иудеи стремились погубить с ненавистью еще большей.
Время Нового Завета, по пророчеству Иеремии, — это время, когда Закон написан уже не на пергаменте, но в человеческих сердцах. И заключение Завета будет сопровождаться полным прощением грехов.
- Само словосочетание «Новый Завет» — не здесь ли оно появляется впервые?
- Да, впервые здесь, а второй раз мы его услышим через шесть веков, на Тайной вечере.
В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды также было предсказано пророком Иеремией: "И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь" (Мф. 27, 9 - 10).
источник