Бог сподобил нас пройти через период Великого поста, как бы кто из нас не постился, и вступить в Страстную Неделю. Эта неделя также называется Великой, поскольку сейчас мы празднуем великие и чудесные события, совершившиеся ради нашего спасения. Эти события настолько значительны, что разум наш не в состоянии вместить их. И случились события Страстной Недели не один раз, но совершаются они всякий раз, когда Церковь их празднует. Ведь именно это и представляют собой церковные праздники – не исторические воспоминания о произошедшем, но мистические повторения Божественных событий, повторения в сердцах верующих, которым Церковь благодаря каждому празднику помогает таинственно пережить все то, что совершил Бог для спасения мира.
Когда мы говорим “таинственно”, мы имеем в виду пережить внутренне, прочувствовать Божественные деяния, понять то, чем они являются для человека, но не разумом, не холодной логикой и телесными чувствами, но некими иными внутренними органами чувств. Голос их не слышен окружающим, однако они наполняют наше сердце неизреченной и невыразимой радостью и счастьем. Но радость эта сильно отличается от той, что дает нам наслаждение благами мира. И сейчас я не опасаюсь, что читатель не поймет меня, поскольку каждый человек, даже самый простой – и он, возможно, даже в большей степени – живет и знает, что есть внутренняя радость, пусть охлаждают его сухие знания разума, пусть наука и техника пытаются убить все внутреннее. И, как пишет один новогреческий поэт: “стало знание для меня мукой и вскоре убьет меня”.
Итак, мы вступили в Неделю, когда Церковь празднует величайшие события нашей веры, таинственные и неизреченные, которые ум не может уловить, а уста произнести. Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, идет на добровольные страдания, чтобы побороть смерть, победить ее и даровать нам жизнь. Такова Божественная реальность всего того, что, как нам рассказывает Святое Евангелие, случилось в течение этой неделе в Иерусалиме. Если мы не в силах вникнуть в реальность этих событий из-за недостатка веры, если все, что мы слышим и видим в эти дни, переживается и воспринимается нами лишь поверхностно – значит, мы не можем прикоснуться к Божественной тайне, ощутить и пережить неизреченную радость и счастье нашего избавления и даже внутри себя не чувствуем жажды спасения.
То, что произошло на этой Неделе в Иерусалиме, Церковь называет “неизреченным”, то есть чем-то, что нельзя выразить. Поэтому она не объясняет эти события, но воспевает их в самых прекрасных своих песнопениях, созданных великими отцами и гимнографами, поклоняется им со всем подобающим смирением и благочестием. Таков истинный способ “словесного” служения Церкви: не объяснять и не трактовать “неизреченные” события, но исповедовать их и поклоняться им. И все то, что сделал Бог для нашего спасения, мы не можем понять и объяснить, а можем лишь поклониться и прославить: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. Мы таинственно переживаем это внутри себя, и душа наша становится местом, где Христос вновь распинается и воскресает, более того – и мы, движимые верой, страдаем вместе со Христом, некогда пострадавшим и воскресшим ради нас.
Что бы мы ни говорили, мы никогда не сможем выразить то, что Церковь называет “неизреченным”. Ведь это, действительно, не может и не должно быть сказано, но должно переживаться в сердце верующего. Божественное таинство навсегда останется тайной для человека. Мы чувствуем его, переживаем его, но не существует способа понять его логически и выразить словами. Потому мы молчим и поклоняемся. И лучший язык Страстной Недели – это молчание и поклонение, а не слезы и сожаление о страдающем Христе, ибо Он не случайно оказался в неблагополучной для себя ситуации, но знал и желал того, что совершил: Он сам идет на добровольные страдания.
Идя на распятие, Он сказал женщинам, плачущим о Нем: “Не плачьте обо Мне, но о себе”. И если мы хотим поплакать, будем же плакать о себе, ибо за нас и ради нас пострадал Иисус Христос. И не просто пострадал, но страдает и распинается за нас ежедневно.
Лучший язык нашей Церкви – это святое богослужение. Это язык, на котором Церковь обращается к пастве. Служба представляет собой сочетание чтений из Святого Писания, пения тропарей, священнических молитв и молений. Православный народ знает этот язык так же хорошо, как родной, и любит его, как наиболее подходящий не только для молитвы, но и для научения. Ведь благодаря службам Церковь не просто молится, но учит.
Богослужение – самый лучший урок религиозного и церковного учения. Поэтому Церковь имеет огромное количество служб, предназначенных для каждого часа дня, каждого периода церковного года, для любого события в жизни верующего. Вся жизнь христианина, каждый день календарного года, память каждого святого – все это приурочено Церковью к определенным праздничным дням и определенным службам.
Самые впечатляющие богослужения нашей Церкви, оставляющие глубокий след в душе христиан, – это службы Страстной Седмицы. Они имеют типичную для утрени или вечерни форму, но одновременно обогащены соответствующими отрывками из Писания и надлежащими песнопениями. Евангельские чтения посвящены последним событиям жизни Спасителя Христа, а гимнография через избранные поэтические тексты и удивительные мелодии дает богословское объяснение страстям Господа. Чем более скромно и благоговейно совершаются эти службы, тем живее они исполняют свое предназначение и запечатлеваются в душе христианина.
Каждая церковная служба и, в особенности, службы Страстной Седмицы, – это не зрелищные театральные представления, но благоговейные и таинственные действа, благодаря которым Церковь молится и учит нас.
Если делается попытка театрализовать службу и лишить её церковного характера, она теряет свое священное содержание и назначение, в результате чего верующие не молятся, не получают богословских знаний, а лишь сокрушаются, как будто видя театральное представление.
Но мы должны помнить, что эстетическое впечатление и богослужебное умиление – это две разные вещи.
Находясь в церкви, мы должны быть настроены на то, чтобы почувствовать это умиление и пережить внутри себя священные события, а не растрогаться эмоционально и внешне, поскольку церковь – это не театр, а дом молитвы, священный амвон, Святой престол, Евангельское учение и Святое Причастие. Это плохая тенденция, появившаяся в результате новых воззрений на церковную службу, – превращение церкви в театр и утрачивание церковной службой ее священного характера: в Великий Четверг во время выноса распятия, а в Великую Пятницу – крестного хода с плащаницей.
На богослужениях Страстной Седмицы Церковью для удобства осуществляется следующая перестановка: утренние богослужения совершаются накануне вечером, а вечерние – утром каждого дня. Иными словами, каждый вечер служится утреня следующего дня, а каждое утро – вечерня и Божественная литургия. Как мы уже сказали, это делается для удобства верующих, чтобы они могли посетить службу вечером после работы и причаститься утром, вместо того чтобы целый день голодать и причащаться вечером. Поскольку все литургии – и Великого Четверга, и Великой Субботы – вечерние, то есть помещенные в последование вечерни. И литургия Преждеосвященных Даров на протяжении всего Великого Поста до утра Великого Четверга – это литургия вечерняя, потому на ней и поются песнопения и псалмы вечерни.
Здесь мы должны обратить внимание на заботу Церкви, пытающуюся сделать религиозную жизнь верующих легче и приспособить порядок священного служения к условиям повседневной жизни. Часто многие люди, до конца не разобравшись, жалуются на якобы перемешивание служб во время Великого Поста и Страстной Недели в частности. Однако это делается лишь для удобства и облегчения жизни христиан.
Обратимся же к этим поистине особенным дням нашей жизни и как верные христиане последуем за Спасителем Христом, идущим на добровольные страдания. Сядем же рядом с Ним на Тайной Вечери и будем стоять рядом, как Его ученик и Пресвятая Матерь, у Его креста. Покаявшись, исповедуемся в наших грехах и причастимся из общей святой чаши – примем участие в Тайной Вечери. И, таким образом, вступим в великий и светлый праздник Воскресения, Божественный свет и небесная радость которого, я надеюсь, всегда будет с вами, братья. Аминь.
≈ Митрополит Сервий и Козани Дионисий Псарианос
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”