12/25 марта совершается память преподобного Симеона Нового Богослова (946 -1021), чудотворца. Этот святой прославился своей подвижнической жизнью и теми духовными писаниями, которые он оставил. Главная тема его творений - сокровенное делание во Христе.
~ Из слова митрополита Илариона (Алфеева) в день памяти преподобного Симеона Нового Богослова перед братией монастыря Филофей на Святой Горе Афон.
В этот день празднуется память преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022), который был игуменом монастыря святого Маманта Ксирокерского в Константинополе. Этот святой прославился своей подвижнической жизнью и теми духовными писаниями, которые он оставил. Его перу принадлежат три богословских слова, пятнадцать слов нравственных и тридцать четыре огласительных слова, а также три сотницы глав о молитве и добродетельной жизни. И, может быть, самая замечательная и значительная его книга – это собрание гимнов Божественной любви. В этих своих произведениях он говорит и о богословских, и о нравственных предметах. Но особенно яркими являются те страницы, которые он посвятил описанию собственной духовной жизни и тех опытов богообщения, которые он переживал на протяжении всей своей монашеской жизни.
Еще будучи юношей и послушником, учеником святого Симеона Студита, известного как Симеон Благоговейный, он сподобился видений Божественного света, когда во время молитвы крыша его кельи отверзалась и Божественный нетварный свет сходил на его голову. И когда он бы рукополагаем в сан иерея, Божественный свет в виде огня сошел на его голову, о чем свидетельствует его ученик преподобный Никита Стифат, который написал его житие. Это житие вчера и сегодня читалось здесь за трапезой.
Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что каждый человек, который того желает, может лицом к лицу увидеть Бога и что если человек не созерцает Бога в молитве, если он не видит Божественного света, то это потому, что он того не хочет и потому, что он недостаточно усердно подвижничает и молится для того, чтобы встретиться с Богом.
Среди прочего преподобный Симеон учил о том, что главным средством достижения единения с Богом является Божественная евхаристия и причащение Святых Христовых Таин. Он причащался на протяжении своей монашеской жизни ежедневно и ежедневно совершал Божественную литургию. Преподобный Симеон описывает в своих «Божественных гимнах», как, приходя после литургии в свою келью, он видел, что все его тело является обоженным и пронизанным Божественным светом. Он пишет: «Я поднимаю руку и вижу, что она наполнена светом. Все свое тело я вижу наполненным Божественным светом, и это потому, что в причастии Святых Христовых Таин Господь соединяется с человеком не только духовно, но и телесно».
Преподобный Симеон был великим учителем обожения. Он говорил о том, что каждый человек предназначен к тому, чтобы соединиться с Богом духовно и телесно, и что это соединение должно произойти не в будущей жизни после смерти, но в этой земной человеческой жизни. Земная жизнь именно для того дана нам, чтобы мы соединились здесь с Богом, чтобы мы умертвили человеческую волю, а на ее место пришла воля божественная, чтобы каждое наше действие, каждый помысел были пронизаны Божественным присутствием.
Человек не видит Бога потому, что сопротивляется Ему. Человек иной раз не чувствует присутствие Бога не потому, что Он где-то далеко, а потому, что человек далеко от Бога. Бог всегда близок к человеку, но человек часто далек от Бога. Господь всегда сияет на человека своим Божественным светом, но человек бывает духовно слеп и не способен этот свет увидеть. Бог всегда желает, чтобы человек жил по Его воле, но человек часто хочет жить по своей воле и закрывает сердце от присутствия Божия, допуская в свою голову посторонние, греховные помыслы. Преподобный Симеон Новый Богослов вслед за другими отцами Восточной Церкви учит тому, что нет предела человеческому совершенству. Пределом является обожение, но, поскольку Сам Бог беспределен, то соединившись с Богом, и человек становится нетленным и бессмертным. И происходит это уже в земной жизни.
Мы знаем, что были многие другие святые, в том числе и здесь, на Афонской горе, просиявшие такими же добродетелями, как преподобный Симеон, – созерцавшие Божественный свет и достигшие обожения. Примером своей жизни они показали, что возможно достичь святости в любую эпоху. Они научили нас, что самое главное в духовной жизни – это вдохновение. Никогда нельзя допускать, чтобы монашеская жизнь, при всем ее внешнем однообразии, превратилась в рутину. Нельзя допустить, чтобы ежедневные богослужения превратились в скучную, рутинную повинность. Божественная литургия и другие церковные службы должны служить ежедневным источником вдохновения и обновления духовных сил.
Именно оттуда, из этого Божественного источника, мы черпаем свои духовные силы для того, чтобы потом в течение дня и всей нашей жизни эти силы отдавать – отдавать их для служения Богу и людям. И всякий раз, когда не хватает нам своих внутренних сил, когда иссякает в нас вдохновение, когда нам кажется, что наша жизнь превращается в рутину, откроем книги святых отцов, откроем Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова, и по молитвам святых Господь вновь даст нам вдохновение продолжать наш иноческий подвиг.
Всех вас, дорогие отцы и братья, я поздравляю с днем памяти преподобного Симеона. Его молитвами да подаст нам Господь истинное монашеское житие и да сподобит нас непрестанно созерцать Свой Божественный свет и жить в этом свете.
Путь к созерцанию Божественного света
Гимн преподобного Симеона Нового Богослова, перевод митр.Илариона (Алфеева)
Кто хочет увидеть сей свет невечерний,
Тот должен всегда соблюдать свое сердце
От страстных движений, от помыслов скверных,
От гнева, смущения, клятв лицемерных.
Внимать себе должен и злобы не помнить,
Людей не судить даже в помыслах сердца,
Быть внутренне чистым, в словах откровенным,
Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным.
Трапеза его пусть не будет богатой,
Молитву и пост да хранит неослабно.
И весь его подвиг, и дело любое,
И всякое слово – да будет с любовью