На вечернем богослужении после стихир на «Господи воззвах» мы слышим чудесную молитвенную песнь, пришедшую к нам из времен первых христиан – «Свете тихий».
Время ее создания – приблизительно II–III века. Об авторе же ее в Часослове говорится: «Творение древнее или, как некоторые говорят, Афиногена мученика» (еп. Севастийского в Армении – 311 г.).
Святитель Василий Великий так пишет об этой песне в своей книге «О Святом Духе к Амфилохию»: «Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения, по крайней мере народ возглашает древнюю песнь: «Хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия».
Что же мы видим и слышим за вечерним богослужением в то время, когда поется эта песнь?
По окончании пения стихир из северных дверей алтаря выходит свещеносец со свечой, за ним диакон с кадилом и священник. Когда диакон или священник возгласит: «Премудрость, прости», и они войдут в алтарь, поется гимн:
«Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе!
Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога.
Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».
Что здесь является главной, основной мыслью?
То, что для нас истинным Светом, сиянием славы Отца, здесь, в Святой Своей Церкви является Сам Господь Иисус Христос.
И святой апостол Иоанн в начале своего Евангелия говорит: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир...» (Ин. 1, 9-14).
И вот, «все мы, пришедшие вечером, при закате солнца, видя вечерний тихий свет, прославляем Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, в благодарной молитве за прожитый день и за всю нашу жизнь».
Но почему Свет – тихий?
Потому что, когда приходит в нашу душу Господь, то Он приносит с Собой мир, угашающий страсти, радость о Духе Святом, тишину, умиротворение и желание всем добра.
В Ветхом Завете мы читаем, как Господь дал пророку Илии знамение: Господь пройдет пред ним и откроет Свою волю. И вот пронесся большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы, но не в ветре открылся Господь. После ветра сотрясается и разверзается земля, но и не в землетрясении явился Господь. После землетрясения пронесся испепеляющий огонь, но не в грозных стихиях явил Себя Господь. Отбушевали они, и пророк ощутил веяние тихого ветра, и в нем открылась ему воля Божия о спасении человека. И познал пророк Илия, что Бог грозен, но Он же добр и милосерд (см.: 3 Цар. 19, 9-12).
Господь терпит несовершенство человеческое, ожидая, когда же наконец человек покается, поднимет очи свои от земли, от мрака к свету и примет благодатный Свет в душу.
В русской поэзии эта тема созерцания света вечерней зари, умиротворения всей природы приводила многих замечательных поэтов к мысли о сравнении этого света с благой вестью о Свете Невечернем. Как это отражено у православного мыслителя и поэта XIX в. А.С. Хомякова в его стихотворении «Вечерняя песня»:
Ночь на востоке с вечерней звездою;
Тихо сияет струёй золотою
Западный край.
Господи, путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке... Ты, Свет Невечерний,
Нас осияй!
А в этих стихах русского писателя А.И. Бунина многие могут узнать и самих себя, свои переживания:
……Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», – в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...
Свет Христов постоянно над нами, а, может быть, если начнем к этому стремиться, также и в нас. Будем помнить об этом, и тогда легче будет нам сбросить с души тяжесть греха, избавиться от мрака скорбей и печалей, чтобы стать чадами Света Христова, а не чадами тьмы.
≈ Протоиерей Георгий Галахов, клирик Вознесенского храма г. Рязани, композитор духовной музыки
источник: Портал "Логос"
фотографии Светланы Казиной (Горный Алтай)