17/30 января святая Церковь празднует и поминает успение преподобного Антония Великого, наставника монашества.
Есть минуты, когда слова кажутся бедными и убогими, глупыми и несвязными. Именно в эти минуты, как бы ты не противился этому, обуреваемый гордыней и себялюбием, ты вынужден признать, пусть ненадолго, свою неспособность взяться за трудную – богословскую и агиографическую – тему, чтобы поведать об избытке самоистощения (кенозиса) святых во имя любви и об их чистом и бесхитростном жертвенном служении.
Так чувствую я себя сейчас, начиная писать о пламенном воине пустыни, пытаясь перенести на бумагу все несказанное и невыразимое, что соединяет и сочетает в своем всечестном лице авва и наставник монашества – преподобный Антоний Великий.
Святой Антоний родился около 251 г. после Р.Х. в северном Египте от боголюбивых и благочестивых родителей, давших ребенку христианское воспитание и постаравшихся привить ему любовь ко Христу, а также объяснить, что такое связь внутри общины и взаимопомощь с другими людьми. Родители дошли в этом до того, что не дали Антонию учиться грамоте, поскольку боялись, что общение в школе со сверстниками-язычниками станет преградой и помехой на пути его духовного развития. В результате этого запрета Антоний не воспринял общее образование своей эпохи, что оказало самое положительное влияние на его святую жизнь, о чем будет подробнее рассказано далее.
В возрасте 18-20 лет Антоний потерял обоих родителей и остался один с малолетней сестрой, к которой питал особую любовь. Однако любовь к сестре не помешала Антонию осуществить свое детское желание и, взрастив в душе призвание и стремление к монашеской жизни, всецело посвятить себя Жениху сердца своего, Господу нашему Иисусу Христу.
Вняв евангельскому призыву к самоотречению, Антоний раздает свое громадное имущество бедным и, отдав сестру свою в надежные и заботливые руки, удаляется в монашескую келью, дабы в одиночку начать духовную борьбу, совершая столь любимый и дорогой своему сердцу аскетический подвиг.
Очень быстро слава об этом святом муже распространилась повсюду, перейдя даже географические границы Египта, и подвижник стал подлинным духовным маяком, святой колыбелью монашества, безмолвно определив духовные упражнения отшельнической жизни и установив основы монашеской аскезы на двойном пьедестале смирения и аскетического уединения. Строжайший пост, непрестанная молитва, длительные бдения, превышающая человеческие силы аскеза и подвижническая жизнь превратили Антония в ангела на земле, по стопам которого стремилась идти каждая жаждущая уединения душа, следуя примеру его отшельнического духа и его непритворного монашеского жития.
«К нему приходили отшельники, находившие неоценимую пользу в общении с ним и его мудрости и в его единственных в своем роде советах и наставлениях. Приходили к нему и толпы благочестивого люда, а также грешники, просившие укрепить их в раскаянии. Проходили годы, менялись его отшельнические приюты, углубляясь все дальше в пустыню, а толпы народа все шли к нему. Чтобы увидеть его, люди проводили в пути несколько дней. С возрастом его слава и влияние стали огромными».
Когда же наступали смутные времена – в 311 г. при императоре Максиме и в 335 г. – святой Антоний без малейшего колебания покидал на время свой отшельнический приют и пускался в путь в Александрию (в 335 г. со своим биографом Афанасием Великим), дабы поддержать христиан и исповедать православную веру, поколебленную арианской ересью.
В возрасте 105 лет Антоний предал Богу свою освященную душу, оставив людям душеполезные наставления, посвященные стремлению человека достичь обожения, то есть вкусить приобщения к Божественному опыту через Божественное Откровение.
Преподобный Антоний советует каждому христианину бежать гневной страсти, ибо уже сама эта страсть покоится на эгоизме и себялюбии, даже если происходит от благих стремлений и из лучших побуждений. Кроме того, он превозносит смертную память, охраняющую душу и неустанно побуждающую ее подвизаться в добродетелях, подчеркивая значение предвкушения Вечности в настоящей жизни посредством внутренней общности со Спасителем и Избавителем нашим Господом Иисусом Христом.
Особое внимание уделяет святой возвышающему и блаженному смирению. «Однажды братия превозносила авве Антонию одного монаха. Когда же тот посетил его, авва решил испытать, выдержит ли он уничижение. И поняв, что не вынесет, сказал: «Ты похож на здание, которое с фасада украшено, а сзади ограблено разбойниками».
Аскетическая жизнь жизнерадостного святого отца основывается на неустанной молитве, проистекающей из сердечной боли, и расцветает в богоданной благодати прозорливости, что знаменует освященную и благодатную общность формы и сущности и «преображает» и самого человека, и всех, общающихся с ним.
Сущность свободы в ее аскетической форме как понятие, перекрещивающееся с праводеланием и приобщением – это господствующая тема в учении старца.
Свобода означает господство над телом, контроль над разумом, ограничение и строгое определение чувств, воспоминание и «участие» в страданиях и страстях Господа нашего Иисуса Христа с чистой совестью и свободным желанием, с тем, чтобы верующий стал «общником» страстей Богочеловека.
В таком случае жизнь верующего приобретает истинное и основанное на собственном опыте содержание, что способствует также стяжанию и вожделенного дара обожения и по благодати единения с Пресвятой Богородицей и Неделимой Троицей. Помимо этого, воздержание и трезвение, полное отречение от мирского духа и средоточение ума, твердость и верность пути в стремлении к борьбе есть качества «человека Божиего», твердо ведущие христианина по пути очищения и освящения.
Наша Святая Церковь празднует и поминает успение преподобного Антония Великого, наставника пустыни 17/30 января каждого года.
О преподобный Антоние! Авва и пастырь, недвижный путеводитель, пламенный проповедник благодати, победитель бесов, краса монашества и неистощимое сокровище Православия. Я не дерзаю и не нахожу других слов для того, чтобы закончить эту мою краткую статью, помимо этих: «Рассказывают, что один старец попросил Бога увидеть отцов. И он сподобился увидеть всех, кроме аввы Антония. И спросил он тогда у того, кто их ему показывал: «Где же авва Антоний?». Он же ответил ему: «Там, где пребывает Бог, там и он».
Преподобне отче Антоние, моли Бога о нас!
Автор: Димитрис Ликудис, филолог-богослов
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.