Сегодня Церковь вспоминает важное свидетельство из древней истории. Это событие произошло в IV веке в древнем городе Хоны, который при апостоле Павле назывался Колоссами (во Фригии, недалеко от Иераполя). Здесь находился храм Архистратига Божия Михаила. Он был воздвигнут усердием одного из жителей Лаодикии: его немая дочь исцелилась и получила дар речи, испив воды из целебного источника, находившегося близ места построения храма, после явления ее отцу Архистратига Михаила. Впоследствии на этом месте Архистратиг Божий не раз являл христианам свое заступничество. В этом храме на протяжении 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый христианин Архипп.
Однажды озлобленные язычники, видя, что проповедь блаженного Архиппа обращает в христианство большое число людей, задумали разрушить храм и погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Но по молитве Архиппа явился Архангел Михаил, ударом своего жезла открывший в горе широкую расщелину; воды рек ушли в землю, и храм был спасен…
Событие это напоминает нам о важной мысли, которую мы в суете будней и перед лицом грозных обстоятельств современности очень часто теряем. Церковь призывает нас вновь и вновь вспомнить, что в нашем мире помимо законов ощущаемой и видимой реальности существуют и действуют законы духовные. И они немаловажны даже для этого века, они действуют не только в вечности, но и сейчас, в нашей временной жизни способны своей силой изменить законы действительности.
Среди многих законов духовной реальности есть один, для нас самый важный. Звучит он просто и понятно: Христос победил мир! И очень важно осознать, что Он победил мир не только духовный, но и материальный, Его победа значима и для вечности, и для временной действительности. Это то, о чем мы часто забываем, что упускаем из виду, когда пугаемся окружающего нас глобального мира, переживаем об устройстве нашей жизни, заботимся о карьере, будущем нашем и наших детей. Как-то не привыкли мы в этих обстоятельствах вспоминать о победе Христа над миром, о том, что в Его воле жизнь не только христиан, но и всех людей, все силы этого мира подчинены Ему.
Продуктивность мышления, логика и расчетливость, экономическая и идеологическая обоснованность, таймменеджемент и прочие способы сделать нашу жизнь эффективной, безопасной и успешной поглотили в нас мысль о победе Христа над миром. Мы стали слишком самонадеянными и логичными, чтобы впустить в свою жизнь Спасителя. Победа нашего ума, наших навыков и умений непрестанно удаляет нас от победы Христа. Мы слишком многое решаемся судить и изменять сами, не давая места в нашей жизни силе Божией – и в этом трагедия современности.
«Мир сегодня защищен разного рода “безопасностями”, но, отдаленный от Христа, он совершенно беззащитен», – говорил старец Паисий Святогорец. А значит, у нас нет иного пути – мы должны вернуться к Евангелию, всмотреться в него и увидеть торжество бессилия в Боге над силой временного. Бог не бывает поругаем, Его ценности не нуждаются в доказательствах с помощью аргументов преходящей действительности. Он победил мир Своим всемогущим бессилием и дал нам способность приобретать ту же победу через доверие Его благой воле.
«Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие… – повествует о последних часах жизни Спасителя евангелист Марк. – И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его» (Мк.15:15, 19-20).
Сколько унизительных страданий, скорби и отчаяния в этих словах для человека стороннего! Но по-иному звучит это свидетельство для верных. Не позор и отчаяние мы видим здесь, а победу и торжество Жизни над смертью. Это реальность Христа. Она основана на других законах. Здесь незлобие побеждает силу, кротость сохраняет Родину, смирение возвышает над расчетливостью и эффективностью. Здесь все по-другому – все настоящее, все действительно важно, здесь нет случайного и преходящего. Здесь все дышит любовью и вечностью, все исполнено победой Христа над миром.
«Меня беспокоит царящая безмятежность. Что-то готовится. Мы еще не поняли, как следует ни того, в какие годы живем, ни того, что умрем. Что из всего этого выйдет, не знаю, положение очень сложное… Весь мир идет к одному. Общий развал… Весь дом развалился. Мир стал разрушенной деревней», – переживал о сегодняшних временах старец Паисий. Однако он видел и другой мир – более реальный и более значимый, чем тот, в котором мы пытаемся устроить свою жизнь. Он жил с осознанием победы Христовой над миром, поэтому ободрял верных: «Переживаемые нами годы очень трудны и очень опасны, но в конце концов победит Христос… Бог, в конце концов, расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой…».
Мы должны вспомнить о победе Христа над миром и вернуться к вере в истинность и действенность всего сказанного в Евангелии. Христос должен победить и в нашей жизни, тогда мы победим мир. Поэтому старец Паисий призывал нас вернуться к мысли о Боге и Его воле, Его силе в каждую минуту жизни: «Будьте со Христом, живите согласно с Его заповедями и молитесь, чтобы вы смогли дать трудностям отпор. Оставьте страсти, чтобы пришла Божественная Благодать. И если войдет в нас добрая обеспокоенность (где мы находимся и что нам предстоит встретить), то это нам очень поможет принять необходимые меры и приготовиться. Жизнь наша пусть будет более умеренной. Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой».
~ священник Роман Савчук
"Православие.ру"