Преставление святителя Варлаама, епископа Суздальского, Махрищского чудотворца
3 сентября, в день преставления святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, Махрищского чудотворца, Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным московским викариатством, протоиерей Сергий Рассказовский, настоятель Патриаршего подворья в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в Торонто (Канада); протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; насельники Троице-Сергиевой лавры в священном сане и клирики Стефано-Махрищского монастыря.
За богослужением молились: митрополит Серафим (Джоджуа) (Грузинская Православная Церковь), игумения Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни (Шамординской обители) Сергия (Щербакова), игумения Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Иулиания (Каледа), игумения Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Викторина (Перминова), игумения Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря Олимпиада (Баранова), сестры обители, благотворители, гости и прихожане монастыря.
За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил диакона Михаила Словцова, учащегося магистратуры Московской духовной академии, помощника заместителя председателя Отдела внешних церковных связей, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Георгий Шаповалов, клирик подворья Стефано-Махрищского монастыря в селе Талицы Пушкинского района Московской области.
По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление у честных мощей святителя Варлаама, Махрищского чудотворца
Игумения Елисавета (Жегалова) приветствовала Предстоятеля и преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери с предстоящими преподобным Стефаном Махрищским и святителем Варлаамом.
Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с юбилейной датой со дня рождения, настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря игумения Елисавета (Жегалова) была удостоена ордена преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.
Настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине игумения Сергия (Щербакова) была удостоена ордена преподобной Евфросинии Московской III степени.
Настоятель Патриаршего подворья в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в Торонто протоиерей Сергий Рассказовский был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
Во внимание к помощи Стефано-Махрищскому монастырю глава администрации Александровского района Владимирской области Першин Игорь Алексеевич был удостоен Патриаршей грамоты.
За участие в трудах по благоукрашению Стефано-Махрищского монастыря Патриарших грамот были удостоены: Демидов Сергей Васильевич - главный архитектор ЦНРПМ МК РФ, Лавданский Александр Александрович - руководитель мастерской церковного искусства "Киноварь", благотворитель обители Бастрыкин Владимир Михайлович.
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Стефановский храм, где поклонился честным мощам преподобного Стефана Махрищского.
Историческая справка
Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский, Махрищский чудотворец, (+3 сентября около 1585г.) был правнуком насельника Махрищского монастыря иеромонаха Серапиона. Начало монашеской жизни положил в Троицкой обители преподобного Стефана, став в 1557 году игуменом монастыря. В 1570 году по повелению царя Иоанна Грозного хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского, на кафедре пребывал около 15 лет. Незадолго до кончины оставляет управление епархией, последние дни жизни проводит в Махрищской обители. Святитель Варлаам участвовал в важнейших церковно-государственных событиях второй половины XVI столетия. Благодаря усердию владыки были прославлены во святых: прп. Стефан Махрищский, прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские, прп. Евфросиния Суздальская. Мощи святителя были обретены 9 июля 1998 года. В 2000 году святитель Варлаам был прославлен в лике местночтимых святых Владимирской епархии.
Патриаршая проповедь после Литургии в Стефано-Махрищском ставропигиальном монастыре
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Елисавета! Дорогие братья и сестры!
Сердечно благодарю Вас, матушка, за добрые слова, которые Вы сейчас произнесли, и радуюсь, что Господь привел меня именно в этот день в сию святую обитель. Давно хотел побывать здесь, мы с матушкой Елисаветой строили планы на этот счет, но жизнь Патриарха такова, что даже очень тщательно выстроенные планы под воздействием внешних обстоятельств часто рушатся и приходится менять всё, отказываясь и от того, что близко твоему сердцу, что радует тебя как пастыря и христианина.
Так несколько раз мне приходилось отменять посещение этой святой обители. Я очень скорбел, но обстоятельства превышали мои возможности сохранить планы неизменными и приехать сюда. И вот, испытывая не только страх Божий, но и смущение в общении с матушкой, которой многократно обещал посетить обитель, я сказал ей, что есть только один день: «Это 3-е сентября, мати, больше ничего не предвидится». И вдруг она перекрестилась и с каким-то особенным чувством сказала: «Святейший, да ведь это день памяти святителя нашего Варлаама!»
Ну вот как? Я не смотрел в календарь, тем более что его имени в календаре нет. Просто Господь так управил, что, кроме этого дня, у Патриарха не было никакой возможности не только до конца этого года, но и в будущем году посетить Махрищскую обитель. И чем, как не молитвами святителя, не его заступничеством о вас и обо мне, можно объяснить, что именно в этот день я имел возможность вместе со своими собратьями, с сестрами обители, с многочисленными паломниками совершить это богослужение? И, конечно, я радуюсь всему тому, что увидел.
Возрождение этого храма, который, как вы знаете, был приходским, стало очень важным этапом возрождения святой обители. Обитель всегда именовалась Свято-Троицкой, а Свято-Троицкий храм был разрушен, и, как мне в свое время матушка сообщила, никакой возможности его возродить уже нет. Придел возрожден, как вы знаете, но сам храм возродить невозможно. А когда появилась возможность обрести этот храм, тогда я благословил матушку именовать его Свято-Троицким, чтобы историческое название обители не исчезло. И сегодня, поскольку сей главный храм является храмом Святой Троицы, мы по праву используем историческое наименование «Свято-Троицкая Махрищская обитель».
Радуюсь и тому, как благоукрашен этот храм. Вспоминаю, как мы с Вами сюда зашли сразу после его передачи — ничего подобного здесь не было. А сегодня мы можем наслаждаться замечательными росписями, прекрасным пением сестер, радоваться вместе с многочисленными паломниками, которые сегодня здесь.
Хотел бы также сердечно поблагодарить игумений из других монастырей, пришедших вместе с нами помолиться и разделить радость сей обители. Пусть Господь приклоняет милость перед вами.
Господь приклоняет милость пред монашествующими не только потому, что Он благой и любящий Отец, но и потому, что Он особым образом относится к каждому или каждой, кто посвящает Ему свою жизнь. А из этого проистекают и иные последствия. Если мы, облачаясь в монашеские ризы, себя не посвящаем полностью Господу, то подвергаемся особым наказаниям и особому Божиему суду. Вот почему перед тем, как принять постриг, нужно осознать, что через принятие обетов тот или иной человек входит в особые отношения со своим Творцом. Он или она отказываются от мира и от того, что в мире, ради любви ко Господу.
Но этот отказ должен быть по-настоящему отказом. Этот отказ должен быть действительно шагом к особому общению с Богом. Если же этот отказ заключается лишь в том, что одна одежда сменилась на другую, а в целом образ жизни остается прежним, ничем нас не утруждающим, то особое отношение Господа не распространяется на таких иноков и инокинь, которые жизнью своею отрицают приносимые Ему обеты.
Вот почему всякий раз, когда я посещаю обители, я говорю о необходимости молитвенной жизни для каждого инока или инокини — тех, кто принес обеты Господу и кто спасается в обители. Молитва для вас должна быть не просто механическим исполнением церковного устава, монашеских правил. Она должна быть в центре вашей жизни, даже если какие-то молитвы вы не всегда успеваете дочитать до конца. Может быть, куда важнее, если уж совсем не хватает времени, — вместо тех молитв, которые вы автоматически прочитаете, с глубоким смирением и осознанием своего греха обратиться ко Господу. Каждая молитва, возносимая монахом, — это в первую очередь молитва покаяния. С этого нужно начинать, пред Господом раскрывать душу, каяться в своих грехах, сознавать их и стараться всеми силами притяжение греха преодолеть.
Собственного говоря, вся монашеская жизнь есть особое отношение к себе с точки зрения преодоления греха и через это — стяжание особой духовной мудрости, которой монашествующий призван делиться с теми, кто посещает святую обитель. Ведь люди приходят сюда именно для того, чтобы прикоснуться к величию монашеского подвига, к красоте монашеской жизни. И как важно, чтобы каждый монашествующий мог от своего сердца что-то сказать паломникам, поддержать в трудных обстоятельствах, помолиться и ни в коем случае не превозноситься над людьми мирскими, которые приходят в монастырь. Потому что неизвестно, кто будет первым в очереди на Суд Божий, кого Господь оправдает, а кого накажет.
Поэтому со смирением, дорогие сестры, осуществляйте свое монашеское служение. Пребывайте в искренней молитве ко Господу, постоянно сознавайте свое несовершенство, кайтесь в своих грехах и любите всех, кто к вам приходит. Помогайте людям укрепиться в вере, разделяйте с ними их скорби, молитесь за них.
Вспоминаю, с какой радостью я посещал в детстве Пюхтицкую обитель в Эстонии и как мы все просили монахинь помолиться за нас в наших скорбях. В то время было особенно трудно жить в большом городе и оставаться христианином, и знаю, с какой любовью, с какой материнской нежностью относились к паломникам матушки Пюхтицкой обители. До сих пор я храню эту нежность, эту любовь монашескую в своем сердце. Поэтому по опыту говорю вам, дорогие сестры: ваша любовь к тем, кто приходит в святую обитель, дорогого стоит. Она способна менять жизнь людей и надолго оставаться в их благодарной памяти. Пусть Господь хранит сию святую обитель и Вас, матушка Елисавета, много здесь потрудившуюся.
|
|