Одна монахиня, преследуемая духом отчаяния, говорила:
– Боюсь, что я не спасусь...
А мудрый старец отвечал ей:
– Кто же тогда спасется, если не спасутся монахи? Для чего сотворил Бог рай? Мы спасемся. Мы должны радоваться. Сознавая, что мы грешники, мы должны славословить Бога. Доверие Богу есть постоянная молитва. Ум должен перестать мыслить лукаво. Хульные помыслы – как самолеты, пролетающие мимо, возмущают наше спокойствие и уходят. Буду говорить, что я грешник, когда я хочу, а не тогда, когда этого хочет диавол.
/Одна из уловок врага состоит в том, что он приводит на память человеку множество его грехов, чтобы человек перестал верить в возможность своего спасения и впал в отчаяние. Святые отцы советуют противиться такому диавольскому «внушению» и противопоставляют ему иную, спасительную печаль о своих грехах, плодом которой является не уныние, а смирение и сокрушение сердца./
Еще он сказал:
– Когда кто-нибудь станет свободным от смятения ветхого человека, рядом с ним обретают покой люди самого разного устроения.
Один подвижник говорил:
– Подвиг, ревность, чувство собственной нищеты, надежда (которая есть духовный кислород), утешение и вера делают наше преуспеяние постоянным. Не жалкий вид, вынужденное послушание и молитва через силу, не слезы и печаль, которая от диавола. Плакать о своих грехах с верой в любовь Божию – это хорошо. Но плакать потому, что этого хочет диавол,– этого я не допускаю. Часто диавол сокрушает человека отчаянием и выходит победителем. Но так нельзя. Живите просто, как ребенок на руках у своего отца. Доверие Богу есть постоянная молитва, имеющая добрые плоды. Отчаяние от диавола. Не говорите: «Что сейчас со мной случилось, того не переменишь», но предайте себя доверчиво Богу и твердо уповайте на Него.
Старец сказал:
– Я не занимался специально многими вопросами – знаю немного из святоотеческой мудрости и стараюсь применить.... Но вот что я понял: для человека не существует яда. Яд делается сладким, когда воспринимаешь его духовно. Мы часто видим, как кто-нибудь совершает грех. Но он сокрушается, по-настоящему кается, исповедуется и получает Божественное утешение. Если же кто не получает утешения, то должен понять – что его искушает изнутри, какой помысл, и тогда следует пойти и исповедать его духовнику, после чего придет утешение... Кто участвует в горе страдающего брата и сострадает ему, тот молится, просит, и Бог помогает ему.
Здесь и далее тексты приводятся по изданию: Иоанникий (Коцонис), архимандрит Афонский отечник. Саратов, 2011.
источник: spas-monastery.by