Доклад митрополита Чиатурского и Сачхерского Даниила (Грузинская Православная Церковь) на ХХVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 25–26 января 2018 года)
Жизнь преподобного отца Гавриила была непрерывной и бескомпромиссной борьбой против страстей мира сего. Его жизнь стала примером того, что значит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим… (Лк. 10:27).
Васико, или Василий (имя отца Гавриила в миру), с ранних лет был избранным ребенком. В то время как его сверстники играли во дворе, он садился поодаль и наблюдал за их развлечением. У него с детства было переживание существующих в мире тайных связей и соприкосновение с ними. Его мир развлечений был иного рода: например, в возрасте трех лет он ходил во дворе с поднятой вверх палкой, на которую садились птицы. Семилетний Васико услышал однажды, как один сосед говорит другому: «Ты распял меня, как Христа». На вопрос ребенка, кто этот распятый Христос, соседи посоветовали ему обратиться к сторожу расположенной невдалеке церкви святой Варвары. Церковный сторож воздержался от объяснений, Кто же был Христос (шел 1936 год, начиналась новая волна репрессий), но открыл двери храма и показал Распятие Спасителя. Он же сказал, что есть книга, в которой описана история Христа.
С этого дня Васико начал копить деньги на приобретение жизнеописания Христа. После того как ему удалось накопить 70 рублей, он отправился на рынок и стал искать книгу. Нужной книги ни у кого не было, да и от разговоров о ней многие воздерживались. Уходя с рынка, Васико увидел седобородого старца в белых одеяниях, который держал в руках Новый Завет. Выяснилось, что книга стоит 70 рублей, ровно столько, сколько было денег у маленького Васико. Спустя несколько минут мальчик захотел пообщаться со старцем, вернулся на рынок, но не нашел его, и, как оказалось, никто старика и не видел…
В школе Васико отличался ясным умом и прилежностью, но уже во втором классе, после приобретения Нового Завета, он так увлекся чтением Евангелия, что постепенно потерял интерес к учебе и по окончании шестого класса прекратил посещение школы.
Мама, конечно же, не могла смириться с этим и требовала от сына вернуться в школу, дело нередко доходило до побоев мальчика. Во время одного из самых яростных скандалов она бросила Евангелие в выгребную яму. Васико достал Евангелие, очистил, долго-долго плакал, прижав к груди книгу, и в тот же день сбежал из дома.
В первую очередь он стал наведываться в монастыри, но так как несовершеннолетним запрещалось более чем трехдневное пребывание в них, Васико вынужден был фактически скитаться из монастыря в монастырь. Он не вернулся домой до тех пор, пока не получил от матери обещания не вмешиваться в его духовную жизнь.
И в дальнейшем он был тесно связан с монашествующими. Особенно привязался Васико к Бетанийскому монастырю, где в то время подвизались два монаха – отцы Иоанн и Георгий. Отец Георгий (в великой схиме Иоанн) стал его духовным наставником. Незадолго до канонизации отца Гавриила Грузинская Православная Церковь причислила к лику святых обоих Бетанийских старцев.
Во время службы в армии Василий умудрялся поститься средами и пятницами, причащался в храме, расположенном недалеко от военной части.
После возвращения из армии Василий во дворе своего дома построил домик из четырех комнат, стараясь сделать его похожим на храм. Он не терпел небрежного отношения к святым иконам, и, ходя по мусорным свалкам, собирал и приносил домой выброшенные иконы, вставлял их в рамки, которые сам же и мастерил. Стены построенного Василием «храма» были увешаны спасенными им иконами.
Литургию Василий посещал в Сионском Кафедральном соборе, где на него обратил внимание Католикос-Патриарх Мелхиседек III и назначил его сторожем собора. Вскоре он стал чтецом в храме и начал готовиться к монашескому постригу. По благословению Католикоса-Патриарха Кутаисский епископ Гавриил рукоположил Василия в диаконы. Он же 23 февраля 1955 года совершил постриг с именем Гавриил в честь хранителя Иверской иконы Пресвятой Богородицы, монаха Иверского Святогорского монастыря Гавриила, 27 же февраля рукоположил в иеромонахи. Преследованию отец Гавриил был подвержен и в Церкви, потому что он не терпел фарисейства и холодности, вследствие чего ему часто приходилось переходить из епархии в епархию и из храма в храм.
Первого мая 1965 года, в Светлую субботу, перед зданием правительства отец Гавриил поджег огромный портрет Ленина. После нескольких месяцев пыток в застенках ему заменили смертный приговор принудительным психиатрическим лечением, объявив его психически больным. Теперь его мучения продолжились в психиатрической лечебнице. Старец Гавриил достойно претерпевал физические и духовные страдания, чем заслужил большое уважение сначала в тюрьме, потом и в лечебнице.
После освобождения отец Гавриил с большим усердием продолжил проповедь слова Божия и публичное осуждение гонителей Церкви. После тюремного заключения и психиатрического лечения окончательно проявилось его юродство. Проповедь исповедника принимала разнообразный вид и форму, чтобы пробудить в людях угасающую веру. Будь то в церквах или в местах собрания народа, он, подобно библейским пророкам, возносил плач о неверии народа, холодности и отдалении от святых церквей; иногда песней с плясками возвеличивал Господа. Сердобольно рыдал, видя отягченных жизнью людей, и бурно и искренне радовался, встретив благочестивых; гневно обличал не кающихся грешников и своими поступками возвращал радость жизни удрученным.
Отец Гавриил много путешествовал по всей Грузии и везде оставлял свой светлый след – после знакомства с ним люди возвращались в лоно Церкви, становились на путь служения Богу.
С 1987 года старец Гавриил поселился во Мцхете, в женском монастыре Самтавро, именно в том месте, где в IV веке жила равноапостольная Нина. В конце 80-х годов, по благословению Католикоса-Патриарха Илии II, я был служащим священником в Самтавро и имел счастье частого общения с отцом Гавриилом. В эти годы к монахиням преклонного возраста стало прибавляться молодое поколение желающих принять постриг. В монастырь Самтавро на воскресные и праздничные службы стали стекаться прихожане. По благословению Католикоса-Патриарха с 1989 года прихожане Сиони и Самтавро начали проводить Крестное шествие по следам равноапостольной Нины, начиная с Джавахети, и от Мцхеты дальше по всей Грузии.
Проявлением большой мудрости Святейшего Патриарха было прикрепление к монастырю старца Гавриила, благодаря которому Святейший выпестовал вновь пришедшую молодую поросль – большая часть из них сегодня являются архиереями, игуменами и игумениями, священниками, монахами и монахинями.
Итак, подвергнутое истязаниям и мучениям, истощенное строгим аскетическим подвигом, тело отца Гавриила не раз было на грани жизни и смерти. С медицинской точки зрения, его кончина была каждый раз неизбежна, но, подобно воскрешению из мертвых, чудесным образом наступало его исцеление. Перед нашими очами происходило преображение отца Гавриила, который с присущей ему энергией продолжал служение Богу и ближним.
Все с этим явлением настолько свыклись, что, когда действительно настало время его преставления, люди ждали воскрешения и не верили в возможность его смерти.
Старец Гавриил преставился 2 ноября 1995 года и был погребен во дворе монастыря Самтавро.
Его могила стала местом поклонения множества паломников. Тысячи, стар и млад, получали исцеление по молитвам над его могилой. Фотографии отца Гавриила можно было увидеть в каждой семье в Грузии, в учреждениях и даже в общественном транспорте.
Основываясь на множестве чудес по молитвам к старцу и всенародной любви к нему, Синод Грузинской Православной Церкви причислил его к лику святых и нарек исповедником и юродивым.
Днем памяти святого было установлено 2 ноября. 22 же февраля 2014 года произошло обретение святых мощей отца Гавриила. Для всеобщего поклонения мощи были вначале перенесены в кафедральный собор Светицховели, а позже – в тбилисский кафедральный Троицкий собор. В течение трех месяцев круглосуточно, и днем, и ночью не прекращался поток паломников, жаждущих поклониться мощам святого, и в связи с этим, со дня обретения мощей вплоть до их возвращения в монастырь, с целью охраны порядка были задействованы полиция и военные. Иконы отца Гавриила стали расходиться как в России, так и в других Поместных Церквях; многие из них стали мироточить.
По просьбе афонских монахов были написаны и посланы на Святую Гору иконы преподобного Гавриила.
Из верности и любви к Господу святой юродивый Гавриил претерпел много духовных и физических страданий. Господь даровал своему верному исповеднику множество духовных даров, в первую очередь – видение внутреннего мира людей. Когда святой видел внутреннее переживание и боль, он наполнялся состраданием и утешал страждущих; хладнокровных и равнодушных к Богу и ближним обличал и строго отчитывал. Неожиданно быстро менялось его настроение, трудно было понять – радовался или сердился святой, или это происходило, чтобы смирять нас. В течение одной минуты он мог ласкать пришедших к нему, и через мгновение ругать. Находясь с ним, мы всегда были напряжены, но уходя от него, чувствовали духовное возрождение и переживали укрепление в вере. Рядом с ним мы соприкасались с Богом, и поэтому старались подольше оставаться со старцем.
Отец Гавриил никогда и никому (даже незнакомым) не отказывал в общении, с раннего утра и до ночи он был в окружении народа, иногда проповедовал, иногда шутил, отчитывал, гневался, то плясал, пел, иногда плакал. С пришедшими к нему он бескорыстно делился духовными силами, целиком жертвуя собой. Все это старец делал для утепления наших сердец, для укрепления нашей веры. Ночью он почти не спал.
Одна монахиня вспоминает: «До пострига, в течение Великого поста, я четыре субботы и воскресенья, в то время, когда все монахини расходились по кельям, оставалась в молельне одна и проводила всю ночь в молитвах. В монастыре наступала такая зловещая тишина, что малейший шорох мне казался шумом, меня охватывал жуткий страх, и я предавалась усиленной молитве. В это время отец Гавриил с шумом выходил из своей келии, громко шагая по лестнице, ругая и отчитывая кого-то. Войдя в молельню, он спрашивал:
– Ты здесь, ты молишься, боишься?
– Я здесь, – отвечала я ему.
– Не бойся, я с тобой, молись, – успокаивал он меня.
С таким же шумом он спускался по лестнице и до рассвета ходил по двору монастыря и всё как бы с кем-то ругался и боролся. При пробуждении монахинь отец Гавриил уходил на покой в свою келию. Это продолжалось на протяжении нескольких Великих постов. Меня поражало, освобождало от страха и успокаивало то, что он чувствовал мои душевные переживания и заботливо поддерживал меня в брани».
Бывали случаи, когда до начала полунощницы он вдруг начинал бить тревогу, ставил на ноги весь монастырь, кричал: «Не время для сна; люди живут в неверии, их ждут беды и испытания, и мы должны возвышать молитвы о них пред Богом!» Редко, но бывали дни, когда во время бушевания его пламенность вдруг утихала, и он всем своим существом отдавался Господу. В такое время он прекращал общение с людьми и уходил в затвор. Старец Гавриил отличался глубоким покаянием. Однажды поздно ночью мне привелось зайти в церковь и я увидел его стоящим на коленях перед чудотворной Иверской иконой Богородицы. Отец Гавриил с плачем просил у Господа покаяния и трижды так ударился об пол головой, что закачались висящие перед иконой лампады.
Коммунистический режим стал прообразом гонений Церкви во время пришествия Антихриста, о которых говорится в пророчествах. Жизнь отца Гавриила стала учением о том, как христианину возможно не только вынести беспощадную жестокость последних времен, но и всем своим существом ощутить ликование, радость духовной свободы и триумфальной победы над злом мира сего. Отец Гавриил является образом праздника, праздника, который никогда не заканчивается. Благодаря полному отрицанию собственного бытия он одерживал победы над видимым и невидимым врагом. Этим он и в нас вселял непоколебимую веру, что и в мире сем мы можем достичь блаженства полным отречением своей воли, служа Богу и ближним. Веру в воскрешение духовной жизни Церкви и торжество Православия.
Преподобный отец Гавриил говорил, что антихристову печать не примет тот христианин, у которого будет истинная любовь к ближнему. Стяжание же любви возможно лишь близостью с Богом, ибо Бог и есть Любовь.
источник: Монастырский вестник