К воскресениию храмы украсят березками и, по традиции, несколько освященных березовых веточек мы принесем домой. Троица – радостный летний праздник… Но почему накануне этого светлого дня служится вселенская панихида?
На самом деле субботняя панихида нисколько не омрачает праздничного настроения. Больше того, она служит как бы его фундаментом.
Это в светской жизни принято считать, что умершего человека как бы не существует. Он не ходит, не ест и не пьет вместе с живущими, иными словами, его нет. Непросто даже в день смерти спокойно вспоминать об усопшем: как не подумать, что близкий, родной человек ушел куда-то навсегда, и никогда больше не будет возможности с ним поговорить или просто взять за руку.
А вот христиане представляют все это по-иному. Давным-давно, еще когда евреи жили в Египте (т.е. около 32-35 столетий назад), Бог говорил с пророком Моисеем и назвался «Богом Авраама, Исаака и Иакова». Когда мы говорим «я начальник такого-то», подразумевается, что «такой-то» жив. Аналогично и Бог говорил об этих трех людях как о живых, хотя они и умерли задолго до рождения Моисея.
Умерли, иначе, прекратилось их земное состояние, но не исчезли совсем. Позже Иисус Христос скажет: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». И напомнит своим собеседникам фразу об Аврааме, Исааке и Иакове.
Конечная точка истории - момент Страшного суда , когда закончится течение времени и будет определена судьба каждого человека в безвременном состоянии - вечности. Пока судный день на наступил, люди могут как-то влиять на свою будущую жизнь в вечности. Те, кто еще живет на земле, имеют возможность совершать праведные поступки и приближать свое внутреннее состояние, свою душу к Богу. Те, кто умер, уже не могут совершать какие-либо поступки или что-то менять в себе. Зато за них и для них могут постараться живущие.
В христианстве живые и умершие люди - две части одного целого организма - человечества. Соответственно, радостные и горестные моменты истории переживают и те, и другие.
Когда около 20 веков назад через 50 дней после Воскресения Иисуса Христа на апостолов сошел Святой Дух, завершилось дело спасения человечества - всего человечества, а не только людей, которые жили в те времена. Поэтому уже первые христиане, празднуя этот день(он стал называться Троица), накануне вспоминали о тех, кто не дожил до него, но тоже нуждался в этом спасении, т.е. обо всех живших на земле людях. И верующие молили Бога, чтобы он даровал умершим прощение грехов и избавил их от мук в грядущей вечности.
Так сложилась традиция поминать усопших накануне праздника Троицы.
Иначе суббота перед Троицей называется родительской просто потому, что те, у кого умерли родители, как правило, сначала поминают их, а уже потом остальных людей.
Но ведь, по сути, все те, кто жил до нас, - это наши пра-родители, так что их поминовение тоже вполне можно назвать родительским.
А в самые первые времена поминовение усопших в Троицкую субботу было молитвой и воспоминанием о Ветхозаветной Церкви и как бы подготовкой к новому этапу жизни человечества - Церкви Новозаветной.
ОЛЬГА БОГДАНОВА
taday.ru