• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения

Монашеское делание как защита от искушений


Доклад игумена Фотия (Жеребцова), настоятеля Климовского Покровского мужского монастыря Клинцовской епархии Брянской митрополии, на круглом столе о монашестве в главном храме Старицкого Успенского мужского монастыря 15 июля 2025 г.


В своем докладе я буду делать акцент больше на внешних признаках монастырской жизни, так как монашеское делание есть внешнее понуждение естества, как говорит в своем труде под названием «Лествица», преподобный Иоанн Синайский, Лествичник.

Искушения в жизни монашествующих являются основным критерием, что человек, выбравший тернистый путь одиночества ради Христа, двигается в правильном направлении, ведущим в Царство Небесное. Почивший Старец Григорий, игумен священной обители Дохиар сказал: «Труд и молитва, делание и Богопочитание есть неотемлемая часть монашеской культуры». Все эти внешние признаки на новоначальном пути, составляют стержень инока. Запасают его жизненный багаж тем, что он применит в последующей своей жизни.

Мы знаем из жития преподобного Силуана Афонского, когда  во время посещения его Христом, он сказал: «Всякий, кто произнесет Имя Божие, спасен будет». На что преподобный с недоумением спросил, а зачем мы тогда принимаем на свои плечи столь тяжелые и порой обременительные подвиги? И на это ему был дан ответ: «Тот, кто в Боге подвизается, будет причастником Его Божественного Света». Само по себе делание (что и подразумевает под собой подвиг) нужно, на мой взгляд, по двум причинам.

Первое - создание внешних условий для обретения навыка самодисциплины. Сюда входит и посещение богослужений и трудовые послушания и исполнение своего келейного правила. Все это не дает нам оставаться в праздности. Праздность - мать всех пороков, как учил игумен Григорий Дохиарит. Все эти вещи являются выражением подвига внешнего и  необходимы для поддержания физических сил и выработки терпения. Навык, приобретённый со временем, уже не приходится усилиями выдавливать, подобно неукротимому животному, пытающемуся вызволиться из под ярма, а сам живет и действует непринужденно.

Второе, о чем необходимо сказать, посильное делание способствует смирению плоти и «окрылению» духа. «Одебелевшая», огрубевшая плоть, пораженная грехом, старается под воздействием духов злобы поднебесной, тянуть подвизающегося на дно, чтобы тот в примитивной жизненной суете оставил благословенное делание и возвратился назад, к своей греховной жизни (как пес на свою блевотину).

Человек по своему легкомыслию, а иногда из-за суеты и рассеянности забывает о том, что в любой момент он может предстать пред судом Божиим и ошибочно думает, что смерть в данный момент к нему уж никак не может прийти, и бывает обманут лукавой мыслью о том, что «смерть, это не про меня, у меня еще много всего впереди…..». На что достойный ответ получаем от Бога через Священное писание: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12: 16:21). Настоящий монах старается понимать и помнить, что смерть -  это всегда про меня. И размышляя спрашивает себя, что принесу я Христу моему, если умру сегодня? Трезвение не дает раскиснуть уму и призывает инока к выполнению своих монашеских обязанностей.

 С каждым прошедшем десятилетием мы видим, что вспышки ревнителей чистоты монашеской жизни становятся все меньше в сравнении с предыдущими. И доходим до сущего примитивизма, когда монахи не считают, что время подвигов и сейчас живо. "Се ныне день благоприятный, се ныне день спасения" - говорит апостол в послании к Коринфянам. Настоящим, не побоюсь этогого слова, лукавством, являются фразы: время подвигов закончилось, старцев нет, молитвенников нет, главное стяжать любовь и т.д.

При прохождении службы в армии солдатам необходимо постоянно заучивать уставы. Почему это нужно? Потому, что уставы написаны «кровью», т.е. опытом предшествующих поколений - так наставляют командиры своих солдат. Такую же параллель можно провести и с нашей жизнью. Каждый опыт монаха не только древности, но и современных отцов, также написан кровью и драгоценен в Очах Божиих. Мы, монашествующие, заплатили огромную цену, для того чтобы соединится в этой жизни с нашим Христом. И нерадение о своем спасении является духовным самоубийством и исчерпанием драгоценного времени, которое Бог нам дал для покаяния.

Так же хотелось бы сказать о личном примере духовного наставника. Не только о прочитанном в книгах, но и о живом, предстоящим каждый день пред нашим взором. Могу с полной ответственностью сказать, что в каждом монастыре нашей необъятной Родины есть те самые боголюбцы, которые изо дня в день пребывают в предстоянии пред Богом в совершении ежедневного бдения, Божии иноки. Живя рядом с таковыми, за постоянной суетой, которая, к сожалению, прокрадывается в монастыри, мы не замечаем наших братьев, живущих по Богу и в Боге. Да, может они не достигли еще тех явных дарований Божиих, но, общаясь с ними, чувствуешь, как благодать, почивающая на них, также заполняет и твое сердце.

Подводя итог, хочется вспомнить слова почившего старца схиархимандрита Зосимы (Сокура), который сказал: «Монашество XXI века будет таким, что Господь будет избирать из каждого рода монаха, который подвигом своим умолит Спасителя во спасение целого рода».