23 сентября 2016 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя работа Собрания игуменов игумений Русской Православной Церкви началась с докладов секции «Послушание как основа духовного возрастания братства». Собрание проходит в рамках торжественных мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон.
Архимандрит Мефодий, игумен афонского монастыря Хиландар, в своем докладе «Откровение помыслов как фундамент послушания» раскрыл содержание практики духовного руководства, существовавшей со времени основания монашества. Ее необходимость всегда глубоко осознавали на Афоне. По словам архимандрита Мефодия, в монастыре Хиландар и сегодня строго соблюдается завет основателя обители святого Саввы Сербского открывать помыслы игумену. Связь откровения помыслов и послушания игумену является основой единомыслия и единодушия братии.
О том, что добродетель послушания есть основа единства братства, говорил в своем выступлении и игумен Кронид (Карев), настоятель Спасо-Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря. В докладе «Послушание как добродетель и как служение: приоритеты, взаимосвязь» отец Кронид назвал доверие и взаимную ответственность необходимыми составляющими духовного возрастания братии. Разделение игуменской административной и духовнической власти в монастыре докладчик обозначил как препятствие для развития духовной жизни общины.
Игумения Мария (Воробьева), настоятельница Пермского Успенского женского монастыря, в докладе «Основные трудности усвоения добродетели послушания в современной монашеской жизни: причины, пути преодоления» описала духовное состояние молодых людей, приходящих в монастырь сегодня. Желая чистоты и святости, они часто имеют лишь романтические представления о монашестве, не желая трудиться над возделыванием своих душ. Игумения Мария уделила особое внимание необходимости духовного воспитания новоначальных сестер, пришедших из мира с искаженными не только духовными, но и нравственными понятиями о добре и зле, достоинстве и гордости.
Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий в своем выступлении поделился с участниками собрания личным опытом приобретения добродетели послушания. «Благодатный дар послушания» (так назывался доклад епископа Дионисия) по свидетельству Владыки уже в земной жизни может принести свои плоды, если воспринять подлинный его смысл. Епископ Дионисий дал несколько советов тем игуменам, которые, не имея в силу объективных причин достаточного опыта послушания, были поставлены руководить братией.
По окончании работы секции участники Собрания приняли итоговый документ, который зачитал заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов).
После перерыва игумены и игумении приняли участие в обсуждении проекта «Концепции разработки и принятия уставов внутренней жизни в монастырях Русской Православной Церкви».
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, предложил собравшимся высказать свои замечания, касающиеся проекта документа, подготовленного профильной рабочей группой.
Руководитель рабочей группы архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, познакомил присутствующих с присланными из епархий предложениями по проекту типового устава внутренней жизни монастырей и ответил на заданные вопросы.
Вечером этого дня, в канун празднования дня памяти преподобного Силуана Афонского, игумены и игумении Русской Православной Церкви молились на праздничном всенощном бдении в Троицком соборе Данилова ставропигиального монастыря.
24 сентября в 09.30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Даниловом монастыре. В 12.00 состоятся проводы главы преподобного Силуана Афонского.
В 14.30 юбилейные торжества, посвященные 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе Афон завершатся праздничным концертом «Пристань спасения», который пройдет в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Заключение по итогам Собрания
игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
20–24 сентября в Москве в рамках празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон состоялись юбилейные торжества, ставшие кульминационным событием юбилейного 2016 года. Торжества объединили в себе Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, научную конференцию «Русь и Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», прошедшую в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выставку архивных материалов «Русь и Афон» и праздничный концерт духовных произведений «Пристань спасения».
Историческим событием, вошедшим в юбилейные торжества, стало принесение ковчега со святой главой преподобного Силуана Афонского в пределы Русской Православной Церкви, приуроченное к 150-летию со дня рождения святого. Пребывание святыни в Москве во время юбилейных торжеств, Патриаршие богослужения при встрече и проводах святой главы придали особую значимость празднованию, стали видимым свидетельством благословения Святой Горы и живой связи святогорских традиций с устроением и развитием монашеской жизни в Русской Церкви.
Особенный характер торжеств был связан с участием более 600 монашествующих: преосвященных архиереев, архимандритов и игуменов, игумений монастырей из 192 епархий России, ближнего и дальнего зарубежья. Почетными гостями юбилейных торжеств стали архиереи, архимандриты, игумены и игумении, представители Святой Горы Афон и братских Поместных Церквей: Константинопольской, Антиохийской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви в Америке. Отдельную категорию слушателей составили представители научного сообщества, преподаватели и студенты духовных учебных заведений (более 800 участников).
В течение двух дней заседаний Собрания, проходившего в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, было заслушано 11 докладов о значении традиций Святой Горы в становлении монашества на Руси, о преемстве древних монашеских традиций в современных монастырях. Особое внимание было уделено темам созидания единства братства и послушания как основы духовного возрастания.
Важнейшее значение для всех участников имело то, что Собрание проходило под председательством Первосвятителя Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавившего открытие юбилейных торжеств и Собрание игуменов и игумений монастырей.
Его Святейшество в своем слове отметил благотворное воздействие на устроение внутренней жизни в монастырях, которое оказывают совместные встречи монашествующих, а также высокое значение духовной силы монастырей, способность преображать мир силой молитвы, аскетического подвига и благодатного духа любви и единства во Христе.
В докладах собрания были выделены основные векторы жизни монастыря, определяющие его путь развития, внутреннее устроение и духовную атмосферу.
Святейший Владыка подчеркнул приоритетное значение богослужения, основного стержня монастырской жизни, определяющего как общий ритм братства, так и ежедневный распорядок каждого монашествующего в обители. Любовь к богослужению, к молитве является основным показателем правильного устроения жизни монаха. Именно через богослужение, через литургическое соединение со Христом возможно истинное осознание и осмысление всех внешних задач и обстоятельств, возникающих в жизни монастыря и каждого его насельника. Пренебрежение богослужебной жизнью ведет к необратимым разрушительным последствиям для духовной жизни.
Духовный авторитет игумена, основанный на его подвиге подражания Пастырю Доброму – Христу – в смирении, терпении и любви к братии, духовной мудрости, отеческой заботе и личностном подходе к каждому, является «великой скрепой» – связующей силой монашеского братства. Чтобы быть способным вести братию по пути спасения, игумен должен быть первенствующим в молитве, аскетическом делании и во всех монашеских добродетелях, являя собой пример неугасающей ревности и пламенной молитвы. Важное значение имеет простой образ жизни игумена, не отличающийся радикально от образа жизни всей братии.
Главной обязанностью игумена/игумении является духовное руководство братией/сестрами, в котором первое место занимает послушание, основанное на доверии, выражаемом через откровение помыслов. Исповедание помыслов и духовное руководство, осуществляемое таким образом, имеет характер святого таинства, что означает не просто отношения двух человеческих личностей – духовного руководителя и ученика, – но присутствие и действие Святого Духа. Изучение и осмысление живого многовекового опыта Святой Горы в прохождении духовного руководства и практики откровения помыслов может оказать значительную поддержку современным монастырям.
Послушание – это прежде всего акт свободного выбора послушника, полностью вверяющего себя Богу и через послушание духовному отцу исполняющему волю Божию. Также послушание – это дар Божественной благодати, подаваемый послушнику, пребывающему в постоянном подвиге самоотречения и отсечения своей воли. Расположить братию к послушанию возможно только любовью, молитвой и личным примером.
Положительным фактором в духовном руководстве для игумена/игумении, особенно в многочисленных обителях, может стать помощь духовника, а также опытных в духовной жизни монахов и монахинь, пребывающих в согласии с игуменом/игуменией и подчинении игумену/игумении. При этом общая ответственность за духовное состояние братства лежит на игумене/игумении. В особенном внимании, терпении и поддержке со стороны игумена нуждается новоначальная братия в болезненный период внутреннего становления и отречения от мирских привычек и греховных навыков.
Для успешного духовного руководства и во избежание ложного старчества игумен/игумения должны быть сами причастны к святоотеческой церковной традиции, иметь личный опыт жизни в духовном послушании, постоянно изучать и сверять свою жизнь со святоотеческим учением и церковными канонами.
Важное значение для ограждения обителей от духовных нестроений и уклонений является отеческое участие епископа, с архипастырской любовью и заботой относящегося к монастырям и монашествующим.
Дух отречения от мира является неотъемлемым условием благоприятного духовного устроения братства. При множестве мирских соблазнов, проникающих через монастырские стены, монашествующим следует воздерживаться от излишних контактов с миром, выходов за ограду обители без крайней необходимости, использования современных средств связи и интернета по личному желанию, чтобы дух обмирщения не исказил сущность монашеского делания.
Особую осторожность необходимо соблюдать при общении с противоположным полом, практически неизбежном в современных условиях жизни монастырей. В этой связи Его Святейшество в ответах на вопросы напомнил канонические церковные правила о недопустимости существования «двойных» монастырей, когда в одной ограде или в непосредственной близости от мужского монастыря существует и женская община, или отдельные монахини, находящиеся под управлением игумена мужского монастыря. В епархиях, где подобные явления существуют, следует отходить от такой практики.
Монашеская жизнь противоположна законам мирской логики, и для монашествующих крайне важен подвиг трезвения, чтобы уметь отличать монашеское от мирского.
Духовному становлению и преуспеянию монашествующих способствуют постоянные беседы игумена/игумении с братией/сестрами, а также богословские занятия по возможностям и способностям каждого.
Целью монашеского братства является единство во Христе, к чему должны быть устремлены все члены братства. Индивидуализм, автономные группы внутри братства не соответствуют евангельскому духу монашеского жительства. Монашество – это прежде всего хранение «единства духа в союзе мира», жизнь в Теле Церкви Христовой, о чем свидетельствует опыт древних Отцов и многовековые традиции Святой Горы. «Хранить отеческое предание неразрушимо», – в этом ответственность монахов перед Богом и миром.
Важное место в собрании игуменов и игумений заняло обсуждение проекта «Концепции разработки и принятия уставов внутренней жизни в монастырях Русской Православной Церкви», подготовленной в рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих. Были обозначены некоторые задачи, которые предстоит решить в дальнейшей работе по документу.
В завершение участники выразили сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за первосвятительское благословение на проведение юбилейных торжеств и Собрания, личное участие, живое отеческое слово, мудрые и исполненные любви советы и наставления.
Участники юбилейных торжеств также выразили благодарность организаторам и всем выступавшим за содержательные доклады и плодотворное обсуждение актуальных вопросов внутренней жизни монастырей.
monasterium.ru