• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
13 июня 2025 года

"Умереть на молитве — высшее счастье для христианина..."


31 мая/13 июня совершается память священномученика Философа Орнатского, пресвитера Петроградского, выдающегося проповедника и известного всей России общественно-церковного деятеля. Отец Философ был расстрелян вместе с двумя сыновьями в 1918 году.


Священномученик Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 г. в Троицкую родительскую субботу и праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая Ерга (Поповка) под Череповцом Новгородской губернии, в церкви Богоявления Господня.

Фамилия Орнатских известна в русской церковной науке с начала XIX века: ее носил настоятель Антониева монастыря архимандрит Амвросий - ректор Новгородской духовной семинарии, впоследствии архиепископ Пензенский. В Кирилло-Белозерском монастыре он пребывал на покое, ведя жизнь затворника. Там же и скончался в 1827 году.

Философ Орнатский, его родные братья и двоюродные братья Белоликовы начальное образование получали близ монастыря в Кирилловском духовном училище и читали надпись на могильном камне, напоминавшую о заслугах их родственника: архиепископ Амвросий был известным духовным писателем.

Дальнейшее образование Философ Николаевич получил в Новгородской духовной семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую духовную академию.

Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора.

26 июля 1885 года Философ Николаевич был рукоположен во диакона, а 28 июля – во священника ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Сюда отец Философ был назначен законоучителем.

Сразу же после рукоположения молодой деятельный священник стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь.

Священник Философ Орнатский с супругой

Он писал о том времени и причинах, послуживших возникновению Общества: "1881 год останется навеки памятным не только в жизни Петербурга, но и всей России, всего мира. В этом году от руки фанатичных злодеев пал на улице своей столицы благодетель не только своего, но и чужих народов, царь-освободитель. Но это преступление было грозным не столько само по себе, сколько как знамение времени, как небесное предостережение народу, уклонившемуся в некоторой своей части с пути истинного. Это уклонение преимущественно образованного класса русских людей к началу 1880-х годов обнаружилось воочию".

События, связанные с цареубийством 1 марта 1881 года, пришлись на молодые годы отца Философа, и впоследствии, размышляя над вопросами воспитания детей, над тем, что является самым существенным в воспитании, он вынужден был признать, что доля сочувствия революционерам жила тогда во многих сердцах и, в частности, и у него. Опыт юности и его последующее осмысление привели отца Философа к твердому убеждению, что единственная возможность сделать общество здравомыслящим, а людей полезными друг другу, – это основать воспитание детей на богопочитании. Центром воспитательных усилий родителей и общества должно стать воспитание в ребенке прежде всего человека-христианина.

"Преступление, когда удается после больших трудностей и препятствий, – писал он, – имеет привлекательный характер в глазах юношей, тем более когда оно оправдывается высокой целью. Так и мы были уловляемы в сети людей, сочувствующих преступлению, именно по нашей юности, а иногда и по недостатку авторитетного отрезвляющего голоса. Мы должны быть благодарны Господу Богу, что наши увлечения не пошли дальше сочувствия нигилизму".

В 1888 году отец Философ был назначен членом Комитета Православного Миссионерского Общества. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них - храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям. 

Семья Орнатских

22 апреля 1893 года отец Философ был избран депутатом от духовного ведомства в Санкт-Петербургскую Городскую Думу. Одной из первых законодательных инициатив священника было издание положения о необходимости праздничного отдыха для торговых людей, «которое давало бы возможность торговым людям как молиться во время поздней литургии до совершенного окончания ее, так и посетить духовную беседу вечером; об открытии магазинов и лавок по праздникам в два часа дня и окончании торговли в пять-шесть часов вечера».

В семье Философа Николаевича и матушки Елены Николаевны было одиннадцать детей, жили они очень скромно. Все множество общественных званий и должностей, которые глава семьи нес во славу Божию, средств к существованию не приносили. Чтобы прокормить семью, отец Философ давал частные уроки.

Наставляя детей, священник говорил: «Мы всегда должны говорить правду, ибо ложь - главное зло, присущее человеку. Всегда помогать тем, кому трудно, независимо от происхождения, возраста и положения. Всегда уважать старших и старость. Постоянно учиться, совершенствовать себя. Главное - быть человеком, которому не стыдно не только перед окружающими, но и перед самим собой, перед своей совестью, перед Господом...».

Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов, как «Санкт-Петербургский духовный Вестник», «Отдых христианина», «Православно-Русское слово».

Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), которого, в бытность того студентом духовной академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.

Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Младший брат Философа Николаевича, Иоанн, был женат на племяннице Иоанна Кронштадтского. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником.

Святой праведный Иоанн Кронштадский и священномученик Философ

Протоиерей Философ был не только талантливым организатором и администратором, но выдающимся священнослужителем, гармонично сочетавшим в своей пастырской деятельности дерзновенное творчество и традиционное благочестие. Его проповеди в различных храмах северной столицы; его семь резонансных проповедей в храмах Саровского монастыря при открытии мощей преп. Серафима Саровского; его слово на литургии перед отпеванием Иоанна Кронштадтского; его выступления в городской Думе, в том числе и в 1908 году, против превозношения личности графа Льва Толстого, навязывающего обществу идею «христианства» без Христа, - принесли ему заслуженную славу не только как выдающегося проповедника, но и как крупного общественного деятеля.

В 1913 году отец Философ был назначен на должность настоятеля Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге.

Во время Первой мировой войны он отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьей переехал в небольшое казенное помещение. Неоднократно и сам священник выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.

Его сын Николай (1886 г.р.) - военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии; сын Борис (1887 г.р.), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте.

Даже в страшное время 1917 года, когда фактически русская армия была брошена на произвол судьбы Временным правительством, отец Философ Орнатский продолжает оказывать помощь русским воинам, о чем свидетельствует, в частности, такое благодарственное письмо:

«Настоятелю Казанского собора протоиерею Ф. Н. Орнатскому Петроград, Казанская ул., 1 Командир 145-го пехотного Новочеркасского Императора Александра III полка 18 мая 1917 года №6787; действующая армия Ваше Высокоблагословение! Я, господа офицеры и солдаты вверенного мне полка сердечно благодарят Вас за присланные Вами подарки. Они прибыли в полк 12-го мая и 13-го розданы солдатам. Согласно выраженного Вами пожелания подарки распределены между нами и 147 Самарским полком. Вдали от родных и друзей отрадно видеть, что тыл заботится о нас и не забывает действующей армии».

В январе 1918 года, когда в Лавре был убит отец Петр Скипетров, священномученик, муж сестры матушки Елены Николаевны, отец Философ организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы. При отпевании отца Петра произнес проповедь, бесстрашно обличив большевиков.

Протоиерей Философ в подклети Казанского собора устроил подземный храм во имя сщмч. Ермогена, Патриарха Московского. В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие уже в XX веке митрополит Владимир (Богоявленский), протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями, повествующими об их кончине, а также осколок снаряда, подобранный отцом Философом в той комнате Кремля, где находился во время Поместного Собора митрополит Вениамин, - осколок должен был служить лампадой перед образом Казанской Богородицы.

Летом 1918 года, с 11 по 16 июня, Петроград посетил Патриарх Тихон. В своей речи, обращенной к Святейшему Патриарху Тихону, о. Философ, в частности, сказал: «Социализм - враждебен христианству, он не признает небо и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала: свобода, равенство и братство. Ныне больше чем когда-либо, и в России больше чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение всех во Христе».

Согласно воспоминаниям Лидии Философны, дочери протоиерея Философа, вечером 19 июля (1 августа) 1918 года, в канун празднования памяти св. пророка Илии, после того, как отец Философ по приглашению причта Ильинского храма на Охте отслужил там всенощную, и вернувшись домой, сел ужинать вместе с семьей - супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны - Антониной Николаевной, вдовой убитого протоиерея Петра Скипетрова, раздался звонок и в дверях появились вооруженные люди.

Сестры Лидия и Вера Орнатские

Философ Орнатский был арестован, также были арестованы и два его старших сына - Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца. Во время ареста отец Философ был совершенно невозмутим и спокоен.

Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в Ч.К., требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт. А вскоре Господь украсил сего ревнителя правды Божией мученическим венцом. Отцу Философу было всего 58 лет...

Согласно ряду свидетельств, место массовых расстрелов активных противников кровавого режима в 1918-1919 годах находилось в районе Стрельны, на южном берегу Финского залива, западнее поселка Лигово по дороге на Петергоф. Это был далеко уходивший в море бетонный мол, служивший защитой и пристанью для судов расположенного там яхт-клуба. С оконечности этого мола тела убиенных палачи-красноармейцы сбрасывали в водную глубину...

Предположительно, 30 октября 1918 года вместе с отцом Философом и его сыновьями Николаем и Борисом было тогда расстреляно еще 30 петроградских офицеров, верных Царю и Отечеству.

Известен рассказ сторожа дамбы на Финском заливе, который в день расстрела до поздней ночи справлял свои именины. Веселье было нарушено шумом двигателя подъехавшего грузового автомобиля, выгрузкой людей, погребальным молитвенным пением и выстрелами. Собравшиеся у сторожа слышали и отчетливо произнесенную фамилию «Орнатский» ...

Дошло до нас и свидетельство водителя (лично знавшего отца Философа), который по приказу чекистов перевозил арестованных из ЧК с Гороховой, 2 к месту казни: начальник расстрельной команды спросил отца Философа:

     - Кого расстрелять первым - тебя или сыновей?
     - Сыновей — ответил он.

Перед началом казни отец Философ кротко произнес:

     - Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы.

И, став на колени, начал спокойным, ровным голосом читать молитвы на исход души...     

Священномученик Философ Орнатский

Красноармейцы отказались стрелять в коленопреклоненного священника, отказались и китайские солдаты. Тогда молодой комиссар сам подошел к отцу Философу и в упор выстрелил в него из револьвера.

В 1903 году в Сарове отец Философ, бывший главным оратором на торжествах по прославлению великого Саровского угодника Божия, в присутствии Августейшей Семьи в поучении о праведной кончине преподобного Серафима произнес удивительные слова:

«Какая чудная, блаженная кончина, - венец праведной подвижнической жизни! Умереть на молитве - это высшее счастье для христианина. На молитве человек, становясь лицем к лицу с Невидимым Богом, переживает все святые чувствования, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его.

Смерть на молитве, освобождая дух человека от уз плоти, возвращает его в родную стихию блаженства вечного в лицезрении Божества, что составляет счастье и самой молитвы.

Умирающий на молитве находит то, чего искал, к чему пламенно стремился. Так, с молитвою на устах умер на Кресте Господь наш Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой Стефан первомученик и многие другие праведники. Да не лишит и нас, братие, Господь Бог этого счастья!»

Эти слова протоиерея Философа Орнатского оказались по отношению к нему самому поистине пророческими.

Пресвитер Петроградский Философ Орнатский и иже с ним убиенные его чада Борис и Николай причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.



Источники:
Игумен Дамаскин (Орловский), "Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май"
vn-eparhia.ru
pravoslavie.ru
proza.ru