Братья и сестры, в нашем тихом ожидании великого праздника Рождества евангельские чтения этого периода вращаются вокруг острого для всех христиан вопроса: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18: 18). Человек был создан для вечности, и его дух настоятельно желает ее. Даже долгие годы благополучной земной жизни не могут удовлетворить его жажду вечно-неизменных, благих вещей. Ибо Бог не только создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2: 23), но и как сказал псалмопевец: Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец (Пс. 15: 11).
Вопрос о том, как можно наследовать вечность, – единственное, что имеет значение в нашем преходящем земном существовании.
Верующий христианин задает этот вопрос с желанием подготовить к этому свое сердце. С этим вопросом он предстает перед Богом и Его служителями. Никто не приходит в Церковь только для того, чтобы стать хорошим человеком с безупречным поведением или ради исполнения своего религиозного долга. Мы приходим в Церковь, чтобы посеять семя бессмертия в нашем сердце и получить первые плоды вечной жизни. Вечная жизнь – это энергия Самого Бога, с которой человек должен соприкасаться уже в этой настоящей жизни. Бог – единственный, Кто благ и вечен. И всякий, кто приобщается Его энергии, становится также благим и вечным по благодати.
Множество людей толпилось вокруг Христа, но не у всех были добрые намерения. Некоторые насмехались над Ним, некоторые пытались уловить Его, иные искали исцеления от болезней, которые их мучили. Молодой человек из сегодняшнего евангельского чтения приступил ко Христу с искренним расположением, желая вечной жизни. Вот почему в Евангелии от Марка сказано: Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10: 21). Юноша, очевидно, чувствовал, что учение Христа было парадоксальным. Возможно, он даже считал Его пророком, так как назвал Его Учителем благим. Однако он не смог распознать в Нем ожидаемого Мессию. Христос ответил юноше по его разумению и ограниченному восприятию, чтобы постепенно поднять его до уровня Божественной истины: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Лк. 18: 19). Дальше Он объяснил ему, что путь, ведущий к вечной жизни, есть соблюдение Его заповедей.
Господь тайно сокрыт в Своем слове.
Таким образом, всякий, кто начинает применять его в жизни, открывает Божественность Личности, давшей заповеди, и вкушает Христову благодать. Бог никого не принуждает, но предлагает человеку абсолютную истину через Свое слово, не навязывая ее. Он предоставляет человеку свободу проявить свою добрую предрасположенность, провести свой эксперимент, применить Божественное слово на опыте и убедиться в его истинности.
Молодой человек знал закон и соблюдал все предписания. Однако он желал чего-то более глубокого, чего-то, что могло бы привести его к полноте жизни и истины. Старый закон был дан, чтобы ограничить грех. Этот молодой человек чувствовал недостаточность закона, поняв, что он не может привести человека к духовному совершенству. Господь снизошел до уровня юноши и перечислил заповеди закона Моисеева. Тот был удивлен и обескуражен ответом Христа, потому что он безупречно соблюдал эти заповеди, но не нашел избытка жизни, которого искал: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10: 10). Он не мог понять, что, хотя он и соблюдал заповеди, он соблюдал их в духе закона, а не в духе благодати Христовой: Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1: 17).
Старец Софроний (Сахаров) использовал этот отрывок о богатом юноше, чтобы объяснить необходимость перехода от этического к онтологическому уровню духовной жизни. Он комментировал это так: «С этической точки зрения, юноша, казалось, находился на высоком уровне. Но есть иной уровень, более высокий, который относится к Божественной сфере нетварного безначального бытия». Никто не может найти полноту жизни, скрытую в Божиих заповедях, путем их внешнего соблюдения без участия сердца. Более того, юноша заблуждался в том, что он невинен перед законом и праведен. И потому в недоумении он спросил Господа, чего же ему недостает. Он пренебрег тем фактом, что праведность человека подобна запачканной одежде пред Богом: Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас (Ис. 64: 6). Он не знал, что величайшая Божия заповедь заключается в том, чтобы человек осознавал себя рабом неключимым, даже когда он исполняет данные ему заповеди до конца: Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17: 10).
Христос и богатый юноша,
Гофман Генрих Фердинанд (1824-1911)
|
Учение Христово открывает нам, как можно стать совершенным: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48). Таким образом, Господь показал этому молодому человеку, чего ему не хватает, чтобы он мог достичь предписанного совершенства: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19: 21). Цель Божественных заповедей состоит в том, чтобы освободить, очистить сердце от греха, оторвать ум от притяжения к сотворенным благам, вывести душу из темницы страстей: Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне (Пс. 141: 7); чтобы человек мог возлюбить Бога всем своим существом: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22: 37).
Очевидно, что молодой человек был связан страстью любостяжания. Христос дал ему точную, нужную ему заповедь, которая освободила бы его сердце от этой страсти, чтобы он мог свободно обратиться к Богу. Господь зрит сердца всех людей и знает, что нужно каждому человеку для его исцеления. Для Авраама, который крайне возлюбил Исаака, сына обетования, вплоть до того, что его сердце раздвоилось между Богом и ним, Бог дал заповедь принести его в жертву: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22: 2). И когда Авраам предпочел любовь Божию любви к своему ребенку, Бог вернул ему Исаака и всю полноту Своей любви. Тогда Авраам увидел день Господень и возрадовался: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался (Ин. 8: 56).
Исполнение Божиих заповедей не только на этическом, но и на онтологическом уровне требует от человека свободного сердца. Священное Писание говорит о сердце человека как о цели Бога. С утра до вечера и с вечера до утра Господь наблюдает за ним. На нем Он держит Свой взор. Если человек не спустится на глубину своего сердца, его спасение неопределенно, ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5: 6). В сердце зачинается слово Божие, в нем вынашивается и прорастает спасение. И нет для христиан иного пути, что подтверждает апостол Павел: Но что говорит Писание? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем", то есть слово веры, которое проповедуем (Втор. 30: 14). Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10: 8–9).
|
Все злые помышления исходят из сердца. Но сердце также переживает влияние десницы Всевышнего и восхождение ко всё большей полноте Божественной любви.
Человек спасается или погибает через свои помышления.
Если он развивает добрые помыслы, он созидает свое сердце, чтобы оно стало обителью Святого Духа. Если же он принимает злые мысли от врага рода человеческого, то он тонет в пучине тьмы, и к нему относится слово Писания: Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша (Пс. 118: 155). Сердце человека может стать адом, если оно станет пристанищем мыслей вражьих. Однако оно может стать раем, если оно будет гореть, как печь, любовью Божией. В этой печи сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа (1 Пет. 3: 4) очень драгоценен перед своим Создателем, и в Боге он находит свое упокоение и наслаждение. Другими словами, чтобы человек мог достичь трансцендентного уровня безупречной Божественной любви, он должен отрешиться от всего тварного и мирского.
Когда Бог пытается освободить человека от его привязанностей, Он иногда может казаться суровым.
В Евангелии Христос говорит о принятии креста, об отказе от материальных благ, об оставлении даже самых близких людей и о самоотречении. Однако Он говорит это из Своего желания дать человеку все блага, которые припасены у Него для человека на небесах, которые несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф. 3: 20). По сути, необходимость умаления ветхого человека, отречения от самости и заповедь любви к Богу идут рука об руку, потому что отречение является предпосылкой для того, чтобы сердце всецело и нераздельно обратилось ко Господу и стало способным вместить Его милосердие и получить спасение. И хотя юноша был искренен в своем стремлении к вечности, он не нашел в себе сил, как Авраам, взяться за меч духовный, за слово Христа, которое Он дал ему, и разбить оковы страсти, которые его связывали. И отошел он от Христа в печали, потому что был весьма богат.
По словам апостола Павла, есть два вида печали: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7: 10). Печаль мирская исходит от неисполненных страстных желаний. Благочестивая печаль рождается в сердце человека, когда он видит благость Божию и свою собственную падшесть и нищету, или когда он чувствует себя совершенно неспособным вознести должное благодарение Богу. Эта печаль возносит человека на другой уровень бытия и производит покаяние ко спасению.
|
Когда Господь Иисус увидел, как юноша уходит с тяжелым сердцем, Он сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Лк. 18: 24). Конечно, Господь говорит не только о материальном богатстве. Человек может быть богат, но у него может быть свободное сердце, которое тает от любви Божией, поэтому он использует свое добро для осуществления заповеди любви к ближнему. Тогда он становится поистине богатым, то есть он постоянно находится в свете Божьего присутствия. Но может быть и так, что кто-то, живущий в бедности, застревает в горьких мыслях против Бога, обвиняя Его, и таким образом тонет в погибели. Вопрос в том, где находится сердце человека, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6: 21).
Ученики были наполнены духом их Учителя, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4). И поэтому они были удивлены, когда юноша опечалился, и спросили Христа: Так кто же может спастись? (Мф. 19: 25). Однако ответ Господа стал им утешением и надеждой, что должно быть таковым и для каждого христианина: Человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19: 26). Заповеди Господни выходят за рамки природы падшего человека. Как он может применять их, когда он облечен в плоть и живет в миру? Как свидетельствует старец Софроний, «жить по-христиански по сути невозможно. Чтобы быть истинным христианином, нужно ежедневно умирать». В другом месте старец сравнивает человека, стремящегося соблюдать заповеди, с каплей воды, которая движется в противоположном направлении от бурлящего потока. Фраза «Богу же все возможно» относится прежде всего к тому делу, которое совершил сам Христос. Он горячо желал спасти мир. Однако это спасение было недостижимо до Него, потому что, согласно Ветхому Завету, человеку невозможно было увидеть Лик Божий и остаться живым: Верно мы умрем, ибо видели мы Бога (Суд. 13: 22).
Сын Божий получил заповедь от Бога ко спасению мира. Он принял ее с совершенным послушанием из любви к Отцу Небесному. Он исполнил ее в совершенстве и до конца, приняв человеческий облик, облик раба. В человеческом теле Он явил совершенство Божественной Личности. Таким образом, у человека с этого момента появился пример, чтобы благоговеть перед ним и не уклоняться от пути спасения. Следуя этому примеру, он может обрести духовное совершенство и стать причастником вечной жизни.
Действительно, заповедь, которую человек получает от Бога, невозможно осуществить его собственными силами. Однако, когда подвижник благочестия смиряется, подражая примеру Господа, он привлекает к себе смиренного Святого Духа, Который спешит на помощь человеческой немощи. Тогда человек с благоговением обнаруживает, что заповеди Его нетяжки (1 Ин. 5: 3), и ему ясно открывается, что заповедь Его есть жизнь вечная (Ин. 12: 50).
Сам Христос сказал: Ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). Когда человек подвизается изо всех своих сил, тогда Богу угодно явить ему Свою несокрушимую силу, так что человек действительно на опыте понимает слова апостола: Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2: 8). Эта сила есть не что иное, как притяжение красоты Его Лика. Эта всемогущая сила освобождает человека от всякой привязанности и переносит его существование в святую вечность Бога.
В течение земной жизни бывают времена тупика, великой скорби и зловещей тьмы, когда человек не может найти убежища от этого и утешения. Однако Христос Своим Воплощением не оставил места в сотворенном мире, которое Он не наполнил бы Своим творческим присутствием. Он освятил землю, воды, эфирные сферы и даже ад. Поэтому не существует места или ситуации, когда человек не мог бы встретиться с Ним.
Если христианин никогда не перестает хвалить всесвятое имя Господа и смиренно взывать к Его могущественной помощи, наступает момент, когда Бог протягивает Свою длань и помогает ему, и состояние человека преображается. Да, возможно, наши трудности или страдания будут продолжаться постоянно. Но тем не менее состояние духа человека преображается, когда он взывает из глубины сердца с бесконечной и неописуемой благодарностью к Богу. Ибо, как сказал апостол, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены (Еф. 2: 4–5). Аминь.
Архимандрит Захария (Захару)
Сайт Essexmonastery.com, monastery.ru