Мудрые изречения старцев, собранные греческим священником Дионисием Тацисом, приводятся здесь с целью помочь современным христианам в их проблемах и удовлетворить, хотя бы частично, их духовные искания.
Лучше всего читать по одному изречению и углубляться в него, искать в нем, может быть, самого себя и своего брата, и укреплять свой ум в основных началах духовной жизни.
«Чтобы вкусить радость монашества и духовной жизни, – говорил старец Амфилохий с о. Патмос, – ты должен возделывать всеми силами души молитву, терпение и молчание. Без молитвы нелегко и терпеть, и молчать. Благодатью Божией я осуществил это в своей жизни. Так вселяется Христос в наше сердце».
Афонский старец Гавриил говорил, что «в первой фазе монашество – это метод раскрытия сокровенных страстей. Впоследствии – это вид лечебного воспитания. А потом возделываются добродетели и освящается душа».
Окружающим старец Анфим говорил следующее: «Обстановку монастыря: большое братство, цветы, деревья, плоды и т.п.– я сравниваю с ульем. Благословенные пчелы – это насекомые, достойные похвалы и всем полезные, ибо день и ночь они работают для своих ближних. И это целый общежительный монастырь со своим уставом. У них есть старшая, и у каждой свои обязанности. Одним словом, у них общежительный порядок. Они летают на дальние цветы, на деревья, и одна приносит медок, другая – водичку, третья – глину, чтобы построить свое жилище и там внутри жить и размножаться».
Несмотря на то, что назначение монашества совершенно чисто, многие люди неправильно его понимают. Монах творит благодеяния и миру. Старец Паисий подчеркивал: «Монах убегает подальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».
Монахи – это стражи Церкви. Старец Амфилохий говорил: «Где нет православного монашества, там нет Церкви. Точно так же немыслима страна без армии и правовое государство без полицейских. Монахи охраняют церковные границы и защищают Церковь от ее врагов, которые, в нашу эпоху материализма, бросаются, как волки, дабы ее растерзать».
В другой раз старец объяснял: «В монастырь одних людей посылает Бог, а других – дьявол. Бог посылает, чтобы они укрепили монастыри, дьявол же – чтобы разрушили».
|
Монашеский путь описывает кратко и точно старец Даниил из афонского скита Катунаки: «Кто вожделел монашеского жития и решил ему последовать, покоренный божественною любовью, и, видя, что посреди соблазнов мира он не сможет последовать евангельскому житию и сохранить неповрежденный образ Божий, уходит от мира и мирского. Ради заповеди Божией он отрекается от родителей, братьев, сестер, сродников и всех мирских радостей с единственной целью – стать приятным Господу. Видя, что монашеская жизнь учит узкому и прискорбному пути, т.е. молитвам, постам, бдениям и отречению от всякого мирского мудрования, он оставляет имения и обнажается со всяким самоотречением от всех благ мира, своей воли и мудрования, едет на Афон и вступает в монастырь, или в скит, или на келию, или уходит в пустыню, и добровольно несет послушание ради любви Божией, без какой-либо корыстной цели. Там он будет молиться согласно правилам своего единственного ремесла».
«Монашеская жизнь, – говорил старец Иоиль, – это тайное благодатное мученичество. Каждая посвятившая себя монашеской жизни душа подвергает себя продолжительному мученичеству – отсечению земных удовольствий и телесных наслаждений. Главный признак истинных монахов, подвизающихся ради своего спасения с подлинным искусством – это безызвестность, т.е. добровольное сокрытие себя в монашеской безымянности, всецелое сокрытие своей жизни в смирении Иисуса Христа».
Достоин упоминания личный монашеский опыт старца Порфирия: «Я почувствовал себя лучше, когда стал монахом. Даже мое здоровье укрепилось. Несмотря на то, что прежде я был слабым, потом я стал здоровее и приобрел терпение в трудах и душевную стойкость. Главное же в том, что я почувствовал себя вечным. Церковь – это тайна. Входящий в Церковь не умирает, но спасается и становится вечным. Так, как бессмертный, я чувствовал всегда себя вечным. С тех пор, как я стал монахом, я поверил, что смерти нет. Эта мысль обладает мною».
И в другой раз он говорил: «Православное подвижничество существует не только для монастырей, но и для мира. Это великое благословение – молитва в храме, длинные службы и славословие Бога в духе любви. Души, мучимые страстями, вблизи любви Христовой освобождаются от них. Для меня любезнее всего удалиться на Святую Гору, в скит на покаяние, и там в пустыне славословить Бога».
Старец Иосиф Исихаст, обращаясь к своему духовному чаду, писал: «В данный момент я живу в пещере, где у меня чудесный покой. Я самый счастливый из людей, ибо живу беззаботно и непрерывно вкушаю мед безмолвия. И как только удалится благодать, приходит, как другая благодать, безмолвие и принимает меня в свои объятия. Так кажутся ничтожными страдания и скорби лукавой и злобной жизни. В нынешней жизни всегда приходят вперемешку скорби и радости, даже до последнего дыхания».
Старец Иаков говорил: «Нас освящает не место, а образ жизни. Можно быть на Святой Горе, а помыслом – вне, в миру. Можно быть телесно и здесь, а мысленно – на Афоне. Если ты настоящий монах, то, куда бы ты ни поехал, Афон для тебя везде».
Старец Епифаний поучал своих монахов: «Мы пришли сюда не для рукоделия, и не для садов и строительства. Ибо и без этого мы можем спасти свою душу. Главным образом, мы пришли сюда для души. И, чтобы спасти ее, мы должны день проводить безгрешно, с кротостью и молитвенным правилом».
Главы из книги священника Дионисия Тациса «Поучения греческих старцев»