В настоящий Воскресный день церковь празднует память всех святых. Это очень глубокое, знаменательное событие. Именно в первое же воскресенье после Праздника Святой Троицы, когда мы праздновали сошествие Святого Духа на апостолов, а затем и на апостольских учеников, воспоминаются все святые, как плоды сошествия Святого Духа, как конкретные, зримые результаты этого сошествия. Поэтому, сегодня именины у каждого из нас. Сегодня празднуется тот святой, чье имя мы носим. Эти святые, угодившие Богу, по преимуществу прославляемые святые мученики. Потому что они были подражателями Христу даже до смерти. Так же как и Он был верен Своему Отцу Небесному, исполнив Волю Божественную, даже до смерти крестной.
Святые угодники, обращаясь ко всем нам, говорят: «Посмотрите на нас. Мы были во всем подобострастны вам. Имели точно такое же тело, немощное, слабое, которое было подвержено всяческим недугам, немощам человеческим. Жили также в сложные времена, когда нас обступал суетный греховный мир, исполненный соблазна и коварства. Но вот с помощью Божьей, благодаря тому, что тело свое мы удручали, заставляли его поститься, молиться, смиряться, делать добрые дела, благодаря этому и душа наша спаслась. И теперь мы пребываем на небесах».
Сегодня Сам Господь, как вы слышали в Евангелии, свидетельствует об этих угодниках Божиих. Он говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас». Господь нас призывает «Возьмите Иго Мое, которое есть Благое Иго». Под именем Иго Христово подразумеваются заповеди Господни, которые надо понести. А нести их нелегко. Господь, говорит, что это есть Иго благое, то есть доброе, в отличие от другого ига, греховного, когда человек подчиняется страстям и дьяволу. То иго — тяжелое, никчемное, не дающее никакого положительного плода, как только гибель тем, кто будет следовать воле дьявольской.
Святые, угодившие Богу, жили в разные времена, в разных странах. Были в разных обстоятельствах и разного сословия. Среди них были богатые и бедные, образованные и совсем простецы. Это были не только монахи, но и семейные, женатые и замужние люди. И князья и воины. Все они смогли спастись. Так что теперь ни у кого из нас нет никаких оправдательных аргументов, что «я нахожусь в каких то особенных условиях и невозможно в них спастись». Нет. Святые угодники находились в обстоятельствах более тяжелых, нежели сегодня находимся мы.
Если мы посмотрим на православный месяцеслов, то в нем около четырех тысяч имен святых. Но не только этих четырех тысяч мы вспоминаем. Святая Церковь сегодня специально вспоминает всех святых, прославленных Земной Церковью и не прославленных. Потому что святых во множество раз больше. Если бы спаслись в православной церкви после событий Святой Троицы только те святые, которые находятся в нашем месяцеслове, то этого было бы очень мало. Тогда нам из такой церкви надо бежать. Но дело в том, что спасается множество угодников, которые стали святыми и теперь ликоствуют на небесах со всеми ангелами, прославляя Отца Небесного.
Господь по Своему Премудрому промыслу одних святых прославляет, являя их через чудеса, знамения или какие то явления, а других святых оставляет в неведении.
Это некоторая тайна Божия. Если мы посмотрим на самих святых — некоторые из них прославляются в большей степени, например святитель Николай Чудотворец, святой пророк Илья, а другие святые в меньшей степени. Они у нас есть в месяцеслове и когда мы читаем православный календарь, мы вспоминаем их имена, а без календаря наизусть их никто может не знает и не помнит. Сегодняшний Праздник важен тем, что празднуются все святые, ведомые и неведомые.
Еще святые угодники Божии нас предупреждают о том, что если мы не последуем их путем, то напрасна будет та благодать Таинства Крещения, Таинство Миропомазания, которое мы приняли. Напрасны будут и Таинства Святого Причастия.
Называя себя овцами стада Христова и продолжая беспредельно грешить, — мы ничем не лучше тех книжников и фарисеев, которые были во времена земной жизни Господа Иисуса Христа. Ничем не отличаемся от людей, которые находятся вне Церкви.
Господь сказал, что если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, то вы не унаследуете Царствия Небесного. То есть мы тоже должны, братья и сестры, явить плоды Святой Пятидесятницы. Что и каждого из нас коснулась Благодать Божия. В нашем немощном, греховном теле, благодаря нашим усилиям и действиям Благодати Божией, явились бы реальные, конкретные плоды исполнения заповедей Божиих. Чтобы мы совершали добрые дела, чтобы каждый из нас являл образ Христа. Пусть Господь нам поможет нести служение на Земле и молитвами святых угодников Божиих совершить подвиг до конца наших дней. Аминь.
Проповедь архимандрита Феофилакта (Безукладникова) в неделю 1-ю по Пятидесятнице