• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
10 марта 2024 года

Святитель Порфирий, архиепископ Газский


26 февраля/10 марта совершается память святителя Порфирия (ок. 346 - 420), который в течение 25-ти лет возглавлял христианскую общину города Газы в Палестине и очистил город от язычества. 

В Стефано-Махрищском монастыре почитается икона свт. Порфирия, принадлежавшая покойному игумену Порфирию (Клименко), носящего имя этого святого.


Когда гонения прекратились и христианство было признано официальной религией империи, преемникам апостолов понадобились долгие годы труда, чтобы искоренить язычество, зачастую весьма агрессивное, чтобы привить народу мягкую христианскую нравственность. Жизнь святого Порфирия представляет собой замечательное свидетельство этого периода.

Он родился в 347 г. в знатной и богатой семье в Фессалонике. Охваченный стремлением к Богу, Порфирий оставил дом и богатства и поспешил в знаменитую пустыню Скит в Египте. Сразу приняв ангельский образ, он пять лет прожил среди славных отцов, сиявших там в те времена. Оттуда он отправился в Палестину и еще на пять лет обосновался в пустынной пещере в долине Иордана. Однако суровый засушливый климат стал причиной его тяжелой болезни. Уповая на единого Бога, он, согбенный, опираясь на палку, пошел в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Там святой подружился с Марком, своим будущим биографом. Об этой встрече Марк напишет:

"В один день, встретив его на ступенях Мартириума, созданного блаженным царем Константином, при чем он не был в состоянии двинуть вперед ногу, я подбежал, и протянул ему руку, убеждал опереться на нее и подняться по ступеням. Он же не захотел, говоря: «Не подобает мне, идущему испрашивать прощение грехов, опираться на чужие руки. Позволь, брате, Богу видеть труд мой, дабы, по неизреченному своему милосердию, помиловал и меня».

Он ходил и слушал Божия словеса, внимая учителям, и всегда участвуя в таинственной трапезе, и затем возвращался в свое жилище. Было ясно, какую он вел жизнь. Свою болезнь он презирал настолько, что полагал, будто имеет ее в чужом теле: надежда на Бога освобождала его от нее".

Порфирий посылает Марка на свою родину – в Фессалонику с письмом, чтобы разделить имение Порфирия с его младшими братьями. Марк отправляется в путешествие, продает поместья Порфирия за три тысячи золотых, берёт одежду и серебро, а также и других тысячу четыреста золотых, доставшиеся по наследству Порфирию, и через три месяца отплывает назад. Прибыв в гавань Аскалонскую, он нанимает вьючных животных и нагрузив их, привозит наследство в Иерусалим.

По возвращении Марк нашел Порфирия совершенно исцелившимся от болезни.

"Я же просил его рассказать мне причину выздоровления и то, каким образом он уничтожил болезнь. Он же ответил мне: «Назад тому сорок дней, когда я был в бдении святого Воскресения, объяла меня несказанная боль печени и, не вынося страданий, я, отойдя, прилег близ святого Краниева места и от большой боли пришел как бы в исступление и увидал Спасителя, пригвозденного на кресте и одного из разбойников, висящего с ним на другом кресте. Я начал кричать и говорить слова разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си (Лк. 23:42). И Спаситель, отвечая, сказал висевшему разбойнику: «Сойди со креста и спаси сего лежащего, как и сам был спасен». И разбойник, сойдя со креста, обнял меня и облобызал, и протянув десницу, восставил меня, говоря: «Приди к Спасителю». И тотчас я встал и прибежал к Нему и увидал, что Он сошел со креста и сказал мне: «Возьми древо сие и храни». И взяв сие честное древо и подняв, я тотчас пришел в себя от исступления и с того часа прекратилась у меня боль и не видно даже места болезни».

Храм Воскресения Господня
фото протоиерея Игоря Пчелинцева

Я же, услышав это, изумился и прославил Бога, всегда оказывающего милосердие призывающим его. И с того времени еще более стал назидаться мужем (я считал его во истину рабом Божиим) и, передав ему все, что принес, остался у него, прислуживая ему и наслаждаясь его духовными словесами. ...

Взяв от меня деньги и другое, что я привез, и продав одежды и собрав множество серебра, остальные драгоценные сосуды он в короткое время роздал нуждающимся не только во Святом граде, но и в других городах и весях и монастырях, преимущественно бывшим в Египте: ибо бывшие там монастыри были весьма бедны. И для приходивших странников он был вторым Авраамом. Вследствие чего в кратчайшее время он роздал все свое имущество, так что сам нуждался в ежедневном пропитании. И он посвятил себя ремеслу кожевника, моча и сшивая кожи, во всем подражал оному божественному апостолу, не хотевшему даром есть хлеб. ...

При таких обстоятельствах епископ Святых мест Ираклий, услышав об имени и подвизаниях преподобного Порфирия, призвал его и с большою нуждою хиротонисал его в сан пресвитера и даже вверил ему хранение честного древа креста. Тогда мы узнали, что сбылось на нем то, что было в исступлении, когда он видел Господа на кресте и вместе с ним разбойника, и когда Господь сказал: «Возьми, храни мне сие древо». Блаженному Порфирию, когда он принял хиротонию, было около сорока пяти лет. Удостоенный этой чести, он не изменил прежних нравов, но пребыл в подвижническом угнетении, в посте и бдении.

Святой Порфирий служил ставрофилаком – хранителем бесценного Древа Креста Спасителя, в течение трех лет.

Тем временем скончался епископ Газы. Верующие этой древней Церкви, занимавшей небольшую территорию, не могли прийти к единому мнению о преемнике и отправили посольство к архиепископу Иоанну Кесарийскому. После трех дней поста Господь указал на Порфирия как на самого достойного. Зная смирение ставрофилака, Иоанн вызвал его в Кесарию под предлогом необходимости разобраться в сложном месте Писания. Накануне ночью Христос предупредил Порфирия, что даст ему супругу, скромную, но добродетельную – Его собственную «сестру». Тогда Порфирий с волнением сказал Марку: «Боюсь, как бы в моем желании изгнать собственные пороки не пришлось мне изгонять пороки многих других. Но нельзя же идти против воли Божией».

Святитель Порфирий Газский

Прибыв в Кесарию, он по окончании воскресной всенощной был рукоположен в епископа, несмотря на слезы и протесты, и сразу уведен своей паствой. С трудом добрался он до Газы, потому что местные идолопоклонники забросали дорогу колючками и отбросами с дурным запахом.

Подчинившись воле Божией и смело вступив в битву с дьяволом, новый епископ достиг города, в котором христиан было всего-то двести восемьдесят человек. Газа страдала в это время от засухи. Епископ собрал верующих и прежде всего предписал пост и всенощное бдение. На следующий день во время шествия по городу, которое он организовал, Бог повторил чудо пророка Илии и послал благодатный дождь. Сто двадцать семь язычников тут же обратились, восклицая: «Христос – единый Бог! Он победил!»

Несмотря на эти чудеса и молитвы Порфирия, городские язычники из властей предержащих продолжали жестокие нападки и преследования человека Божия и его паствы. Тогда епископ решил отправить Марка в Константинополь, чтобы через архиепископа святого Иоанна Златоуста представить жалобу государю. Ему удалось получить указ императора Аркадия закрыть все языческие капища. Однако указ этот исполнялся не строго.

"Случилось же, что произошло и другое чудо, распространившаяся молва о котором привела многих к познанию истины. Бог, будучи благоутробен, ведает под различными предлогами обращать род человеческий к своему умному свету.

Случившееся было из таковых: некая жена из городской знати, по имени Элия, перед родами впала в великую опасность, а причиною опасности было следующее; плод у нее выходил не естественным образом, но принял обратное, неестественное положение и, так как одна рука была высунута, то остальное тело не имело возможности пройти; оно лежало поперек в утробе, и бабки не могли придать ему естественное положение. Приключившиеся жене муки были несказанны, так как боли толкали плод ежечасно; еще большую силу получили муки вследствие того, что за первым днем последовал второй, а также и третий, бывший еще более мучительным второго. Страдания протянулись на семь дней, при чем болезнь постоянно усиливалась. И врачи желали сделать ей чревосечение, но увидев упадок сил ее, отказались от нее. Ее родители и муж Ирос, будучи почитателями демонов, ежедневно приносили за нее жертву, приводили заклинателей и знахарей, полагая что те помогут ей, но безуспешно.

Святитель Порфирий Газский

У нее была верующая кормилица, которая, весьма скорбя, творила молитвы за нее в молитвенных домах. В один из дней, когда она со слезами молилась в церкви, около девятого часа вошел туда иже во святых Порфирий, и я вместе с ним, и увидел скорбящую старицу, которая со слезами молилась Богу; остановившись, он спросил ее о причине. Она же, увидев его, припала к его ногам, умоляя помолиться Христу за нее. Когда же святой узнал от жены повод, то прослезился и сам (он был чрезвычайно сострадателен) и сказал кормилице: «Я слышу об этом семействе, что оно поклоняется идолам и с трудом может спастись; но все же Богу все возможно, и Он пользуется случаем для того, чтобы спасти погибающих». Пойди теперь и собери всех родных, родителей, мужа и скажи им: так как здесь есть превосходный врач, могущий ее вылечить, то, если он поможет ей избежать толикой опасности, что вы дадите ему? Они, во всяком случае, будут обещать тебе многое. Скажи им следующее: если он ее вылечит, дайте мне слово в том, что не измените ему и не пойдете к другому. Заставь их всех воздеть руки к небу и дать слово, что они исполнят все, что обещали. И когда они сделают это, скажи родильнице при всех: «Иисус Христос, Сын Бога живого, исцеляет тебя. Веруй в Него, и будешь жить».

Старица, услышав слова блаженного епископа и приняв от него препоручение Богу, побежала в дом и, найдя всех плачущими, а жену в крайней опасности, молила ее родителей и мужа не малодушествовать; она говорила, что «превосходный врач прислал меня к вам, чтобы вы дали мне слово в том, что если он ее вылечит, вы не откажетесь от него». Родители и муж, услышав это, сказали: «Если он пожелает взять все наше имущество, мы не замедлим, только бы увидеть нам нашу дочь в живых». Кормилица же сказала: «Возденьте руки ваши к небу и дайте мне слово, что вы не откажетесь от врача». Они же с готовностью и со слезами воздели руки, говоря, что все наше будет принадлежать ему во все время нашей жизни. Ибо какое утешение будет у нас, если она скончается? Она была у них единственная и прекрасного характера, как никакая другая жена. Кормилица, услышав это, громким голосом перед всеми, сказала: «Великий иерей Порфирий говорит: Иисус Христос, Сын Бога живого, исцеляет тебя; уверуй в Него и будешь жить». Тотчас, жена громко закричав, родила живого ребенка.

Все, находившиеся там, в изумлении воскликнули: «Велик Бог Христианский, велик иерей Порфирий». На следующий день родители жены, и муж и все родственники и близкие, придя к блаженному Порфирию, пали к его ногам, прося печати Христовой.

Блаженный же, назнаменовав их и сделав оглашенными, отпустил в мире, заповедав им посещать святую церковь, и немного времени спустя, огласив их, крестил и младенца вместе с женою, и дал ему имя Порфирий. Просвещенные по поводу жены были числом шестьдесят четыре.

Идолопоклонники, по мере того, как видели Христиан умножающимися, ожесточались и не дозволяли им занимать общественные должности, но обращались с ними, как с дурными рабами. Блаженный Порфирий, вновь видя большую несправедливость к Христианам, и не вынося, когда зрел их обиды, отправился в Кесарию к блаженному архиепископу Иоанну и просил его со слезами успокоить его. Он говорил, что уже более не в состоянии переносить беззакония, совершаемые жителями Газы. Блаженный же Иоанн, услышав, просил его быть твердым и не оставлять епископства".

Он предложил вместе поехать в Константинополь, чтобы просить императора о разрушении языческих храмов.

 
Святитель Порфирий Газский
Стефано-Махрищский монастырь

По дороге они остановились на о. Родос и получили там наставления отшельника по имени Прокопий. Прибыв в Константинополь, они сразу пошли засвидетельствовать свое почтение святому Иоанну Златоусту и изложить цель приезда. Патриарх выказал по отношению к ним самые добрые чувства, но сам уже не мог заступиться за просителей перед государем, потому что против него самого выступила всесильная императрица Евдоксия. Златоуст обратился за поддержкой к камергеру Амантию. И Евдоксия, в то время беременная, приняла епископов с симпатией и обещала помочь. Императрица просила молитв святых епископов о благополучном разрешении от бремени.

Через несколько дней, согласно пророчеству иерархов, она родила мальчика, будущего императора Феодосия II Младшего (408–450). В благодарность она попросила изложить письменно их прошение о церкви в Газе.

В день крещения младенца, во время устроенного по этому случаю невиданного празднества, Евдоксия добилась у императора согласия на строительство за его счет церкви на месте главного языческого храма в Газе. По прошествии Пасхи 402-го года Порфирий и Иоанн отправились в обратный путь в сопровождении государственных чиновников, посланных следить за выполнением указов государя.

На обратном пути они чудом спаслись во время бури на море, обратили в Православие капитана-арианина и прибыли в Маиуму. Там верующие встретили епископов с пением псалмов.

Когда процессия прибыла в Газу, статуя Афродиты при приближении образа Честного Креста разбилась на тысячу мелких осколков под торжествующие возгласы христиан. Во главе внушительного эскорта приехал императорский магистрат, огласил императорский указ и сразу приказал снести восемь языческих храмов. Затем был сожжен большой храм Марнейон и конфисковано имущество видных язычников, бежавших при появлении магистрата. Остальные язычники, числом около трехсот, приняли истинную веру. После необходимой катехизации святой Порфирий совершил над ними таинство крещения.

Когда мир в Газе был восстановлен, святой епископ принялся за возведение большой церкви на месте Марнейона, следуя планам императрицы. Все верующие: мужчины, женщины и дети – с воодушевлением участвовали в работе, воспевая псалмы и восклицая: «Христос победил!» Через пять лет, на Пасху, храм в присутствии множества верующих и всех монахов, подвизавшихся в тех местах, был освящен и стал называться Евдоксиевым. В честь праздника епископ раздал обильную милостыню и наставлял народ быть твердым в вере.

 
Храм святителя Порфирия в Газе

Язычники, однако, не переставали при каждой возможности ссориться с христианами. Однажды вспыхнул спор, семь христиан были убиты, и святителю Порфирию пришлось спасаться бегством по крышам.

Через несколько лет, упорядочив жизнь христианской общины в Газе и поратовав в борьбе с пелагианской ересью на Соборе в Диосполе (415), св. Порфирий заболел. Он составил завещание, в котором поручил организовать регулярную раздачу милостыни бедным и странноприимный дом. Свою паству он препоручил Богу. Двадцать шестого февраля 420 г. он скончался в мире и присоединился к лику святых после двадцати пяти лет епископского служения и неустанной борьбы с идолопоклонством.

Гробница святителя Порфирия находилась в храме его имени в Газе, в старинном квартале Зейтун. Первый храм был возведен вскоре после кончины святителя Порфирия, а затем перестроен в 1150-60-е гг. во время правления крестоносцев. В 1856 г. здание храма было отремонтировано, при этом древние архитектурные элементы сохранились.

Во время арабо-израильских конфликтов 2014 и 2023 гг. храм святителя Порфирия стал местом убежища для многих христиан и мусульман.

10 октября 2023 г. в результате ракетного удара был уничтожен дом причта при храме. В ночь на 20 октября удар был нанесен по самому зданию церкви. В это время в ней совершал богослужение архиепископ Тивериадский Алексий Иерусалимского Патриархата, который рассказал, что ракетный удар был нанесен по входу, после чего все здание начало рушиться.

В Стефано-Махрищском монастыре почитается икона святителя Порфирия, принадлежавшая покойному игумену Порфирию (Клименко), носящего имя этого святого. Образ постоянно находится в Стефановском храме обители.


Житие Порфирия Газского. Марк Диакон
иером. Макарий Симонопетрский «Синаксарь»