• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
6 января 2024 года

Преподобномученик Иннокентий (Беда)


В Рождественский сочельник 6 января 1928 г. в Соловецком лагере скончался архимандрит Иннокентий (Беда), келейник и духовный друг архиепископа Воронежского Петра (Зверева). По словам владыки Петра: "Он умер примиренный со всем и со всеми, не произнося ни одного слова ропота или злобы".


Преподобномученик Иннокентий - в миру Дмитрий Пантелеймонович Беда, родился в 1881 г. в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в потомственной казацкой семье. В родном селе он закончил одноклассное народное училище.

Не сохранилось сведений о том, какая причина побудила Дмитрия переселиться в Западную Сибирь.

1 июня 1908 года он принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Омском архиерейском доме, 20 июня рукоположен в иеродиакона, 25 марта 1909 г. — в иеромонаха, а 8 декабря 1910 г. назначен благочинным монастырей Омской епархии.

С 1912 г. иеромонах Иннокентий состоял в братии Желтикова Успенского монастыря в Твери, где исполнял должность казначея. В 1917–1919 гг. настоятелем этого монастыря был архимандрит Петр (Зверев), будущий священномученик. С тех пор отец Иннокентий стал его келейником и единомысленным духовным другом.

Когда архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, иеромонах Иннокентий последовал за ним в Нижний Новгород, будучи везде ближайшим помощником архиерея, его постоянным спутником и сослужителем. По свидетельству знавших батюшку людей, отец Иннокентий был человек тихий и кроткий.

В мае 1921 года епископ Петр (Зверев) был арестован и находился в тюрьме до до 4 января 1922 года - дня памяти великомученицы Анастасии  Узорешительницы, в который и был освобожден. Затем Владыка получил от святого Патриарха Тихона назначение быть епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Иеромонах Иннокентий последовал за Владыкой в Тверь, где они вновь поселились в Желтиковом Успенском монастыре.

В Твери верующий народ помнил владыку Петра и встретил его с радостью. Деятельный архипастырь принялся за восстановление в храмах епархии уставного богослужения, а также оказал твердое противодействие обновленческому расколу.

24 ноября 1922 года епископ Петр и часть тверского духовенства были арестованы и затем приговорены к ссылке в Туркестанский край.

Отец Иннокентий был арестован 3 декабря того же года якобы за «устройство бунта в монастыре», но вскоре отпущен за недоказанностью обвинений. После освобождения он уехал на родину в Полтавскую губернию.

Преподобномученик Иннокентий (Беда)

В конце 1924 года владыка Петр возвратился из далекой ссылки, а 16 июля 1925 года был направлен в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу). Вместе со своим архипастырем  поехал и верный отец Иннокентий.

В Воронеже, как и в других местах своего служения, архиепископ Петр был уважаем и любим рабочими, а также успешно вел борьбу с обновленчеством.

Здесь отец Иннокентий был возведен Владыкой в сан архимандрита и назначен настоятелем Воронежского Алексиево-Акатовского монастыря.

Известно, что в эти годы архиепископ Петр посылал отца Иннокентия в Саровский монастырь за нотным акафистом преподобному Серафиму, который затем служился в Алексиево-Акатовой обители каждую среду.

Недолго продолжалось в Воронеже служение владыки Петра, расцененное властями как «контрреволюционная деятельность».

В ночь на 29 ноября 1926 г. сотрудники ОГПУ пришли, чтобы арестовать Владыку. Когда начали стучать в дверь квартиры, келейник о. Иннокентий покрепче закрыл дверь, задвинул щеколду и никого не пускал до тех пор, пока архиепископ  не сжег все письма и документы, которые могли повредить другим людям.

Архиепископ Петр, архимандрит Иннокентий и другие близкие им люди, большей частью рабочие, были заключены в Бутырскую тюрьму.

26 марта 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архимандрита Иннокентия (Беду)  к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь.

По три года ссылок и лагерей получили и другие активные помощники владыки Петра, а самого его 4 апреля 1927 г. приговорили к десяти годам заключения на Соловках.

В конце апреля, несмотря на болезнь (язва желудка), архимандрит Иннокентий был отправлен в лагерь.

На Соловках батюшка часто посещал кладбищенскую Онуфриевскую церковь,  которая в 20-х гг. оставалась единственным действующим храмом бывшего монастыря.

Кладбищенская церковь прп. Онуфрия Великого.
Соловецкий монастырь

Из заключения отец Иннокентий писал 2 сентября 1927 г.: «Мы по милости Божией пока живы, мое здоровье не совсем порядочное... Одна у нас радость и утешение — это церковь, где находим абсолютный душевный покой, забываются все жизненные невзгоды далекого севера. В церковь имеем возможность ходить почти ежедневно. Вот тут в уголке, в тиши молитвенно и вспоминаются лица, с которыми так или иначе приходилось в жизни встречаться; и когда всех вспомнишь, легко, легко на душе станет, уходишь из храма обновленным и ободренным».

В октябре отец Иннокентий тяжело заболел, причем состояние его здоровья ухудшалось стремительно. Теперь владыка Петр заботился о своем келейнике, оказывая ему всяческую поддержку. Впоследствии он писал: «Я до прибытия сюда никак не предполагал столь быстрого течения его болезни, но здесь для меня стало ясно, чем он болен и что дни его сочтены. С этого момента я стал готовить его к исходу, не скрывая от него. Сначала тяжела была для него мысль о смерти, но затем он вполне примирился с нею и покорился воле Божией...»

Через архиепископа Петра отец Иннокентий прощался с дорогими его сердцу людьми: «Пишу Вам, добрейшая В. А., не только по своему желанию, но и по просьбе умирающего отца Иннокентия, которого только что навещал. Исхудал он до неузнаваемости и говорит еле слышно; положение его безнадежное... Духом он бодр, со всеми примирен, предался воле Божией, по-христиански ожидает смерть, а когда я уходил, то он, не будучи в состоянии поклониться, сделал руками жест, говоря: "прошу вас от меня передать поклон всем", — что я и спешу исполнить. Да укрепит его Господь! Архиепископ Петр, 27 декабря 1927 г.»

Силы архимандрита Иннокентия таяли, но дух его был бодр и мирен. Он скончался 6 января 1928 г. в Рождественский сочельник и был погребен на монастырском кладбище неподалеку от любимой им церкви преподобного Онуфрия Великого.

В три часа утра в день кончины архиепископ Петр отправил телеграмму его родным, а через неделю написал письмо: «Отца Иннокентия похоронили, горько оплакав потерю его. Но на все воля Божия. Он умер примиренный со всем и со всеми, не произнося ни одного слова ропота или злобы. Мир и благословение вам...»

Еще через два месяца владыка, отвечая на письмо, адресованное им обоим, писал: «Не смог исполнить вашего поручения и передать отцу Иннокентию вашего привета, так как незабвенный для меня отец Иннокентий предстоит уже Престолу Божию и, освободившись от всякия болезни, печали и воздыхания, молится за всех его поминающих и любящих».

Священномученик Петр (Зверев)
Архиепископ Воронежский

Архиепископ Петр просил всех близких читать Псалтирь о упокоении души отца Иннокентия хотя бы по одной кафизме в день в течение 6 недель, а усердных и до года.

Сам он в последнем своем письме из Троицкого Анзерского штрафного изолятора писал: «А тяжело и грустно вдали от могилки отца Иннокентия. Молитвенно вспоминал я его, благодаря Господа за то, что Он избавил его от этой жизни и вселил его там, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание...»

Архиепископ Петр Воронежский умер во время эпидемии тифа 7 февраля 1929 года в тюремной больнице, расположенной в бывшем Анзерском Голгофо-Распятском скиту. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

Мощи священномученика Петра (Зверева) были обретены 17 июня 1999 года и находятся ныне в храме святителя Филиппа Московского Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Архиепископ Петр (Зверев) и архимандрит Иннокентий (Беда) были прославлены в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором в 2000 году.



Источники:
Дамаскин (Орловский), архимандрит. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия 
pravenc.ru
фото Надежды Тереховой, Соловки