В Рождественский сочельник 6 января 1928 г. в Соловецком лагере скончался архимандрит Иннокентий (Беда), келейник и духовный друг архиепископа Воронежского Петра (Зверева). По словам владыки Петра: "Он умер примиренный со всем и со всеми, не произнося ни одного слова ропота или злобы".
Преподобномученик Иннокентий - в миру Дмитрий Пантелеймонович Беда, родился в 1881 г. в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в потомственной казацкой семье. В родном селе он закончил одноклассное народное училище.
Не сохранилось сведений о том, какая причина побудила Дмитрия переселиться в Западную Сибирь.
1 июня 1908 года он принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Омском архиерейском доме, 20 июня рукоположен в иеродиакона, 25 марта 1909 г. — в иеромонаха, а 8 декабря 1910 г. назначен благочинным монастырей Омской епархии.
С 1912 г. иеромонах Иннокентий состоял в братии Желтикова Успенского монастыря в Твери, где исполнял должность казначея. В 1917–1919 гг. настоятелем этого монастыря был архимандрит Петр (Зверев), будущий священномученик. С тех пор отец Иннокентий стал его келейником и единомысленным духовным другом.
Когда архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, иеромонах Иннокентий последовал за ним в Нижний Новгород, будучи везде ближайшим помощником архиерея, его постоянным спутником и сослужителем. По свидетельству знавших батюшку людей, отец Иннокентий был человек тихий и кроткий.
В мае 1921 года епископ Петр (Зверев) был арестован и находился в тюрьме до до 4 января 1922 года - дня памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы, в который и был освобожден. Затем Владыка получил от святого Патриарха Тихона назначение быть епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Иеромонах Иннокентий последовал за Владыкой в Тверь, где они вновь поселились в Желтиковом Успенском монастыре.
В Твери верующий народ помнил владыку Петра и встретил его с радостью. Деятельный архипастырь принялся за восстановление в храмах епархии уставного богослужения, а также оказал твердое противодействие обновленческому расколу.
24 ноября 1922 года епископ Петр и часть тверского духовенства были арестованы и затем приговорены к ссылке в Туркестанский край.
Отец Иннокентий был арестован 3 декабря того же года якобы за «устройство бунта в монастыре», но вскоре отпущен за недоказанностью обвинений. После освобождения он уехал на родину в Полтавскую губернию.
Преподобномученик Иннокентий (Беда)
|
В конце 1924 года владыка Петр возвратился из далекой ссылки, а 16 июля 1925 года был направлен в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу). Вместе со своим архипастырем поехал и верный отец Иннокентий.
В Воронеже, как и в других местах своего служения, архиепископ Петр был уважаем и любим рабочими, а также успешно вел борьбу с обновленчеством.
Здесь отец Иннокентий был возведен Владыкой в сан архимандрита и назначен настоятелем Воронежского Алексиево-Акатовского монастыря.
Известно, что в эти годы архиепископ Петр посылал отца Иннокентия в Саровский монастырь за нотным акафистом преподобному Серафиму, который затем служился в Алексиево-Акатовой обители каждую среду.
Недолго продолжалось в Воронеже служение владыки Петра, расцененное властями как «контрреволюционная деятельность».
В ночь на 29 ноября 1926 г. сотрудники ОГПУ пришли, чтобы арестовать Владыку. Когда начали стучать в дверь квартиры, келейник о. Иннокентий покрепче закрыл дверь, задвинул щеколду и никого не пускал до тех пор, пока архиепископ не сжег все письма и документы, которые могли повредить другим людям.
Архиепископ Петр, архимандрит Иннокентий и другие близкие им люди, большей частью рабочие, были заключены в Бутырскую тюрьму.
26 марта 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архимандрита Иннокентия (Беду) к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь.
По три года ссылок и лагерей получили и другие активные помощники владыки Петра, а самого его 4 апреля 1927 г. приговорили к десяти годам заключения на Соловках.
В конце апреля, несмотря на болезнь (язва желудка), архимандрит Иннокентий был отправлен в лагерь.
На Соловках батюшка часто посещал кладбищенскую Онуфриевскую церковь, которая в 20-х гг. оставалась единственным действующим храмом бывшего монастыря.
Кладбищенская церковь прп. Онуфрия Великого.
Соловецкий монастырь
|
Из заключения отец Иннокентий писал 2 сентября 1927 г.: «Мы по милости Божией пока живы, мое здоровье не совсем порядочное... Одна у нас радость и утешение — это церковь, где находим абсолютный душевный покой, забываются все жизненные невзгоды далекого севера. В церковь имеем возможность ходить почти ежедневно. Вот тут в уголке, в тиши молитвенно и вспоминаются лица, с которыми так или иначе приходилось в жизни встречаться; и когда всех вспомнишь, легко, легко на душе станет, уходишь из храма обновленным и ободренным».
В октябре отец Иннокентий тяжело заболел, причем состояние его здоровья ухудшалось стремительно. Теперь владыка Петр заботился о своем келейнике, оказывая ему всяческую поддержку. Впоследствии он писал: «Я до прибытия сюда никак не предполагал столь быстрого течения его болезни, но здесь для меня стало ясно, чем он болен и что дни его сочтены. С этого момента я стал готовить его к исходу, не скрывая от него. Сначала тяжела была для него мысль о смерти, но затем он вполне примирился с нею и покорился воле Божией...»
Через архиепископа Петра отец Иннокентий прощался с дорогими его сердцу людьми: «Пишу Вам, добрейшая В. А., не только по своему желанию, но и по просьбе умирающего отца Иннокентия, которого только что навещал. Исхудал он до неузнаваемости и говорит еле слышно; положение его безнадежное... Духом он бодр, со всеми примирен, предался воле Божией, по-христиански ожидает смерть, а когда я уходил, то он, не будучи в состоянии поклониться, сделал руками жест, говоря: "прошу вас от меня передать поклон всем", — что я и спешу исполнить. Да укрепит его Господь! Архиепископ Петр, 27 декабря 1927 г.»
Силы архимандрита Иннокентия таяли, но дух его был бодр и мирен. Он скончался 6 января 1928 г. в Рождественский сочельник и был погребен на монастырском кладбище неподалеку от любимой им церкви преподобного Онуфрия Великого.
В три часа утра в день кончины архиепископ Петр отправил телеграмму его родным, а через неделю написал письмо: «Отца Иннокентия похоронили, горько оплакав потерю его. Но на все воля Божия. Он умер примиренный со всем и со всеми, не произнося ни одного слова ропота или злобы. Мир и благословение вам...»
Еще через два месяца владыка, отвечая на письмо, адресованное им обоим, писал: «Не смог исполнить вашего поручения и передать отцу Иннокентию вашего привета, так как незабвенный для меня отец Иннокентий предстоит уже Престолу Божию и, освободившись от всякия болезни, печали и воздыхания, молится за всех его поминающих и любящих».
Священномученик Петр (Зверев)
Архиепископ Воронежский
|
Архиепископ Петр просил всех близких читать Псалтирь о упокоении души отца Иннокентия хотя бы по одной кафизме в день в течение 6 недель, а усердных и до года.
Сам он в последнем своем письме из Троицкого Анзерского штрафного изолятора писал: «А тяжело и грустно вдали от могилки отца Иннокентия. Молитвенно вспоминал я его, благодаря Господа за то, что Он избавил его от этой жизни и вселил его там, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание...»
Архиепископ Петр Воронежский умер во время эпидемии тифа 7 февраля 1929 года в тюремной больнице, расположенной в бывшем Анзерском Голгофо-Распятском скиту. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».
Мощи священномученика Петра (Зверева) были обретены 17 июня 1999 года и находятся ныне в храме святителя Филиппа Московского Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Архиепископ Петр (Зверев) и архимандрит Иннокентий (Беда) были прославлены в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором в 2000 году.
Источники:
Дамаскин (Орловский), архимандрит. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия
pravenc.ru
фото Надежды Тереховой, Соловки