21 декабря 1937 года был расстрелян
священномученик Сергий Орлов,
сельский пастырь и учитель,
явивший в своей жизни
непоколебимую твердость в вере
и необычайную доброту к людям.
|
Сергей Васильевич Орлов родился 22 сентября 1888 года в селе Кувякино Подольского уезда в благочестивой семье потомственного священника Василия Ивановича Орлова. Не только отец и дед, но и все ближайшие родственники Орловых принадлежали к духовному сословию.
Впоследствии, в 1937-м году младший брат отца Василия священник Иоанн Орлов будет осужден и погибнет в лагере, а муж сестры Анны протодиакон Федор Смирнов, служивший в храме иконы Богородицы «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, будет расстрелян. В начале XXI века Русская Церковь прославит их в лике своих Новомучеников и исповедников.
Братья священники Василий и Иоанн Орловы (в центре)
|
В 1904 году шестнадцатилетний Сергей Орлов, окончив Звенигородское духовное училище, поступает в Вифанскую семинарию, которую оканчивает по первому разряду. Завершив образование в 1911 году, он устраивается работать учителем в церковно-приходскую школу.
К этому времени относится знакомство Сергея с будущей супругой Елизаветой - дочерью протоиерея Гавриила Боголюбского . Отец Гавриил, настоятель Покровского храма села Покровское-Рубцово Истринского уезда, торопился устроить судьбу дочери, беспокоясь о ее будущем, так как начал слепнуть. Сыновья священника знали Сергея Орлова по учебе в семинарии. Они и решили познакомить его со своей сестрой.
В первый раз Елизавета увидела своего жениха через щелочку в двери, за которой спряталась, когда Сергей Васильевич приехал к ним в дом по приглашению братьев Боголюбских. Жених ей совсем не понравился. «Какой маленький, да еще и рыжий», - с трудом смогли разобрать братья сквозь всхлипывания плачущей сестры. На что они ответили: «Зато он очень добрый».
В 1913 году молодая пара обвенчалась и Сергей Васильевич был рукоположен во священника ко Христорождественской церкви с. Петровского Клинского уезда. Помимо служения в храме отец Сергий преподавал Закон Божий в Захаровской и Павельцевской школах.
В 1914 году в семье родился старший сын, которого назвали Гавриилом. В это же году скончался протоиерей Гавриил Боголюбский, и отец Сергий был переведен на его место настоятелем Покровского храма.
По воспоминаниям дочери о. Сергия, об этом переводе особенно хлопотала вдова о. Гавриила – матушка Анна Александровна, нуждавшаяся в помощи, так как осталась одна с семью детьми. Отец Сергий взял на себя обязанность помогать во всех хозяйственных делах семье своего покойного тестя.
В июле 1915 года в семье Орловых родился второй сын – Александр.
Сергей и Елизавета Орловы
|
Отец Сергий жил обычной жизнью сельского священника. Служба в храме, должность законоучителя в Покровско-Рубцовской и Лучинской школах и бесконечные хлопоты по хозяйству.
Семья священника жила недалеко от Покровского храма, в двухэтажном доме, который сохранился до сих пор. Первый этаж занимали семьи диакона и псаломщика. Жили дружно, вместе косили сено для скотины на церковном поле. Вокруг дома был большой фруктовый сад, в котором отец Сергий завел пасеку.
Перед Медовым Спасом дети отправлялись к жителям села с приглашением приходить за медом со своей посудой. Всем приходящим наливали свежего меда, денег за который отец Сергий не брал. Если кто-то не мог придти – такому батюшка сам относил. Так же поступали и с яблоками, когда был урожай.
По воспоминаниям родных о. Сергия, часто, особенно в зимнее время, крестьяне приходили с просьбой купить мед в качестве лекарства. Батюшка тогда говорил, что «больным он не продает, а так дает» и наливал, сколько требовалось. Люди шли к нему за всякой мелочью – за медом, за йодом, валерьяной или градусником, и он никогда никому не отказывал. Сельчане уважали и любили своего пастыря. По праздникам храм всегда был наполнен народом, чему батюшка очень радовался.
В феврале 1917 года в семье родился третий ребенок - дочь Надежда.
В декабре этого же года священник Сергий Орлов был награжден набедренником за ревностное служение Церкви Божией.
В 1922 году родились близнецы Валентина и Николай.
Дальнейшие скудные сведения о жизни отца Сергия почерпнуты из анкеты 1932 года.
В 1924 году батюшка был первый раз привлечен к суду и оштрафован на 100 рублей за неуплату какого-то налога (записано неразборчиво).
Покровский храм, село Покровское-Рубцово
Истринского р-на
|
В 1929 году в семье родилась дочь Татьяна.
В том же году священник Сергий Орлов был снова осужден за неуплату сельхозналога и приговорен к четырем месяцам принудительных работ.
К 1932 году, как видно из справки об имущественном положении, выданной председателем сельсовета, в хозяйстве семьи Орловых была корова и теленок, 5 гусей, 10 кур, 12 ульев с пчелами.
«…Хозяйство Орлова зажиточное, ездит спекулировать с молоком, и медом, и яйцами в Москву. Коровка пасёца в колхозе Искра…» (сохранена орфография оригинала).
Отца Сергия вызвали в ОГПУ и предложили сотрудничать: следить за указанными лицами и доносить. Невзирая на угрозы, батюшка стать агентом ОГПУ категорически отказался. Через некоторое время за ним пришли ночью, провели обыск и арестовали.
Священнику предъявили надуманные обвинения в антисоветской агитации, подтвержденные многочисленными лжесвидетельскими показаниями. Среди тех, кто оговорил отца Сергия, был и сторож его храма.
Батюшка виновным себя не признал. Его осудили по 58-й статье и приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь на три года.
Семья осталась без средств к существованию. Корову нечем было кормить, и среди зимы матушка Елизавета решила везти её в Истру продавать. Кто-то из крестьян деревни Котово узнал об этом. Люди собрали сена и привезли к дому священника. И в последующее трудное время прихожане отца Сергия приносили матушке Елизавете муку, перловку и пшено, в карманах, кто, сколько может, стараясь таким образом отблагодарить батюшку за его доброту и отзывчивость.
Покровский храм, село Покровское-Рубцово
Истринского р-на
|
Отец Сергий вернулся домой через девять месяцев, опухшим от голода и холода. Скорее всего, его просто списали, как безнадежно больного. Выхаживая мужа, матушка Елизавета варила суп из пшена, овсяный кисель и кормила его несколько раз в день маленькими порциями. Постепенно батюшка поправился и вернулся к служению в Покровском храме.
Но дома его ждало и большое потрясение. В то время, когда батюшка был в заключении, двух его старших сыновей, Гавриила и Александра, принудили публично, через газету, отречься от отца священника, угрожая лишением возможности учиться и работать.
Узнав об этом, батюшка не осудил своих детей и, как любящий отец, продолжал за них молиться. Он лишь сказал сыновьям: «Не дай вам Бог пережить такое от ваших детей, если они будут». Впоследствии семейная жизнь Гавриила и Александра сложилась таким образом, что в семье Орловых слова отца Сергия считали пророческими.
В скором времени его вызвали в ОГПУ и снова предложили сотрудничать. И вновь батюшка категорически отказался. Тогда всю семью выгнали на улицу, а в доме, где они жили, разместили МТС.
Сначала отец Сергий с матушкой и детьми разместился в сторожке при храме. Но вскоре его заставили совсем уехать из села, угрожая новым арестом. Семья перебралась в Калужскую область в село Лычево, где батюшка получил место священника.
Через два года церковь в селе была закрыта, и отец Сергий с семьей переехал в село Раевское Ферзиковского района Калужской области, которое стало последним местом его служения.
Через полтора года, в ноябре 1937-го отец Сергий Орлов был вновь арестован.
Начались допросы и избиения. Обвинения предъявлялись прежние – контрреволюционная деятельность. В качестве доказательств – доносы лжесвидетелей.
Священномученик Сергий Орлов
|
Из протокола допроса:
Отец Сергий: « … то, что я иногда предлагаю им прийти в церковь на покаяние, так это мой долг, как служителя культа…»
Вопрос: «Вы даете следствию явно ложные показания, следствие требует от вас дачи правдивых показаний о своей контрреволюционной деятельности».
Отец Сергий: «Я подтверждаю свои показания, что нигде и никогда я не занимался контрреволюционной агитацией».
В это время один из заключенных Калужской тюрьмы, сидевший в той же камере, что и батюшка, был отпущен на свободу. С его слов матушке Елизавете передали, что отец Сергий очень плох, его бьют, он не может ходить, мочится кровью, кисти рук раздроблены, из-за чего не может держать даже кружку с водой.
Семью исповедника веры выгнали из дома. Старшие дети должны были сами устраивать свою жизнь, а Елизавету Гавриловну с младшей дочерью Татьяной приютила у себя Матрена Жорнова из деревни Семеновка Дугнинского района Калужской области. У нее матушка жила до своей смерти в 1942 году.
Елизавета Гавриловна Орлова, разделившая со своим супругом все выпавшие на его долю скорби и лишения, умерла от инсульта в возрасте 55-ти лет, так и не узнав ничего о его дальнейшей судьбе.
Священник Сергий Орлов был расстрелян 21 декабря 1937 года.
Об этом стало известно в 1996 году, когда внучка батюшки Галина, дочь его сына Николая, направила запрос о судьбе деда в прокуратуру Калужской области.
Николай Сергеевич Орлов сохранил воспоминания об отце, в частности он рассказывал своей дочери, что, видимо, за доброту и преданность Богу, Господь при жизни наделил отца Сергия даром исцеления. Люди приходили к батюшке со своими болезнями, и по его молитвам получали от Бога здравие.
Покровский храм, село Покровское-Рубцово
Истринского р-на, внутреннее убранство
|
Священномученик Сергий Васильевич Орлов определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года был причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В Покровском храме села Покровское-Рубцово, в котором отец Сергий служил с 1914 по 1932 год, памяти священномученика посвящена мемориальная доска.
Святый священномучениче Сергие, моли Бога о нас!
Источники:
покровскийхрам-рубцово.рф, blagoistr.ru