Зачем монахам Интернет, должен ли у каждого монастыря быть свой сайт и почему нельзя сторониться социальных сетей, журналу «Монастырский вестник» рассказывает пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
Приобретенный опыт
— Отец Мелхиседек, Ваша биография достаточно известна, есть в открытом доступе. Единственное, что интересно было бы узнать, какое послушание для Вас было самым сложным?
— Думаю, что послушание благочинного Оптиной пустыни. Представьте: ответственность за каждодневное течение жизни обители, за дисциплину многочисленной братии, за их отношение к послушаниям... Плюс к этому — постоянные встречи по делам обители, переговоры, разъезды. А ведь нужно же еще и за своей собственной душой следить, молиться, не рассеиваться помыслами. Словом, это был настоящий «курс молодого бойца». Но я благодарен Богу, что все это было в моей жизни. Теперь на новых послушаниях весь этот приобретенный опыт помогает мне.
— Кто из подвижников прошлого и настоящего оказал на Вас, Ваше мировоззрение самое ощутимое влияние?
— Мне посчастливилось встретиться со многими подвижниками нашего времени. Из них особенно близкое общение было с духовниками Троице-Сергиевой лавры архимандритом Кириллом (Павловым) и архимандритом Наумом (Бойбородиным), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), протоиереем Николаем Гурьяновым, схиархимандритом Зосимой (Сокуром), духовникомТульской епархии схиархимандритом Христофором (Никольским), наместником Оптиной пустыни архимандритом Венедиктом (Пеньковым).
— Расскажите о Вашем сегодняшнем послушании на посту пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству.
— В первую очередь Священноначалием была поставлена задача формирования единого информационного пространства и координации работы сайтов монастырей. Это сейчас и является одним из основных направлений работы. Пока есть такая возможность, интернет-пространством надо пользоваться во благо Церкви, во благо монастырей. Как это сделать лучше, качественнее — этими вопросами мы и занимаемся.
Рабочие контакты
— За то время, пока Вы являетесь пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству, уже успели вычислить наилучшую формулу работы со СМИ? Можете ли Вы дать какие-то практические советы в этой области?
— Не думаю, что у меня накопился обширный и обстоятельный опыт в этом деле, но некоторые моменты я бы отметил. Во-первых, монастырям важно составить список всех тех средств массовой информации, которые уже с ними взаимодействуют и которые потенциально являются их «соработниками» на ниве информационной работы. Это то, что на светском языке называется составить пресс-пул. Не думаю, что нужно стремиться к как можно большему числу СМИ, к максимальному охвату аудитории, — надо помнить не только о количестве медиапартнеров, но и о качестве их контента. Со всем пулом необходимо постоянно поддерживать рабочие контакты, связь должна быть стабильной.
Во-вторых, надо обязательно контролировать те сюжеты и новости, которые выходят о монастырях и Церкви вообще. Об ошибках или некорректно поданной информации нужно сразу заявлять в соответствующее СМИ или надзорный орган. Здесь важно тесно сотрудничать с епархиальными структурами Отдела по взаимодействию с обществом и СМИ. Если мы сами промолчим о недостоверной новости, то многие люди могут этим соблазниться и впасть в смущение.
В-третьих, целесообразно расписать медиаплан на год-два вперед, чтобы всегда перед глазами были важные события в жизни обители и постепенно к ним готовиться. Этот план должен быть и у редакторов СМИ. Вообще сотрудничество с медиаструктурами «стимулирует» монастыри к более активной социальной работе. В тех случаях, когда это не вредит духовной жизни, такая активность может рассматриваться как продолжение миссии.
И еще я бы отметил такой нюанс. Монастырям не всегда надо идти «на поводу» у СМИ и принимать их повестку дня, их акценты в информационной картине окружающего мира. Иногда важно «переламывать» тенденции, то есть предлагать свои, душеполезные темы для сюжетов. Главное, делать это естественно, без лишнего нажима и навязчивости — никаким СМИ не понравится, если монастыри захотят вести диалог с ними с позиции всезнающих учителей. Больше чуткости и доброты — и результат будет.
— На Рождественских чтениях в этом году обсуждали проблему использования Интернета и мобильной связи (вообще электронной коммуникации) в монастырях. Ваш взгляд на этот вопрос?
— В целом я согласен с теми тезисами, выводами, которые прозвучали на Чтениях. Интернет и мобильная связь должны использоваться для выполнения конкретных послушаний и лучше теми, кто имеет достаточный духовный опыт противостоять стихиям мира сего. Польза от Интернета несомненна, и об этот тоже было довольно много сказано. Но если потенциальный вред перевешивает пользу, то лучше свести к минимуму электронную коммуникацию. Сохранение монастыря как семьи, сохранение иноческого духа в обители в конечном счете важнее даже тех медиапроектов, которые, казалось бы, приносят пользу обществу. Поэтому здесь необходимо действовать с рассуждением.
Идти в сети
— Какие информационные проекты монастырей сейчас самые востребованные? Насколько активно эти проекты — сайты, порталы, соцсети — монастыри должны «продвигать»? Возможно ли здесь использование классических схем продвижения и рекламы?
— Анализ посещаемости монастырских сайтов свидетельствует: востребованы проекты, которые рассказывают о законах духовной жизни. И это хороший сигнал: значит, собственно жизнь души, ее участь в вечности беспокоят людей, они хотят об этом знать и менять свою жизнь. Многим интересна сама жизнь монастырей, их прошлое и настоящее. Такой интерес вообще характерен для русского народа, обители всегда притягивали его умственный и сердечный взор. Не оставляют равнодушными и новые направления в этой области. Так, например, на сайте Оптиной пустыни продолжает развиваться уникальный проект постишного (по стихам) толкования Священного Писания. Подобные толкования, расширяя миссионерскую деятельность монастыря и приобщая к изучению Евангелия все больше людей, не нарушают при этом его уединенности. Инициативы такого рода достойны подражания.
На сайте Соловецкого монастыря начал функционировать проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», цель которого совместными усилиями верующих создать общедоступную, как можно более полную базу биографий духовенства Русской Церкви прошлого столетия, а также полную и яркую базу материалов о формах его служения. На сайтах Зачатьевского иБогородице-Рождественского монастырей можно увидеть, как в рассказах о старицах, насельницах, духовниках монастыря раскрывается красота монашества, преемственность традиций во времени и пространстве. На сайте Марфо-Мариинской обители создается раздел, содержащий практические наставления и помощь (текстовые, фото- и видеоматериалы) по уходу за тяжелобольными людьми.
Сложно сказать насчет использования классических схем продвижения. Понятия рекламы и PR (в их современных коннотациях) не вяжутся с природой Церкви, однако это совершенно не означает, что все подобные коммуникационные наработки, что называется, отданы на откуп врагу. Почему достойное доброе дело не заслуживает рассказа о себе? Не агрессивного продвижения на рынке ради зарабатывания денег, а именно спокойного честного рассказа? Конечно, кто-то может сказать, что это реклама или какой-то монастырь начинает «пиариться». Но такие рассуждения, как правило, — откровенные передергивания людей, мало разбирающихся в церковной действительности. Поэтому, если сайт достойный, полезный, его можно продвигать, главное на этом пути — не начать путать цель со средством и сохранять дух мирен. А все, что касается технического инструментария, то да, это можно использовать, лишь бы не увлекаться формой сайта в ущерб содержанию.
Работа в социальных сетях сейчас необходима. Большая часть молодого поколения проводит значительное время — буквально «живет» — именно в соцсетях. Упускать их из виду, лишать евангельского слова, пастырского окормления — огромная ошибка. Однако стоит помнить, что этим должны заниматься подготовленные — прежде всего духовно — люди, потому что можно, что называется, увлечься и забыть, зачем ты посещаешь эти соцсети. Думаю, логично искать помощников в этом деле среди своих прихожан, трудников и паломников монастырей.
Сайт — для общения
— Сейчас почти у каждого монастыря и даже прихода есть свой сайт. Насколько велика практическая польза от них? На 90% они состоят из схожей информации. Не лучше ли создать централизованные порталы и вложить деньги в повышение их качества?
— Дело в том, что сайт каждого монастыря и каждого прихода может и должен быть уникален. Это требует усилий, творческого подхода, этому надо учиться. Но такое возможно, и это доказывают отдельные примеры, которые были приведены раньше. Кроме того, «свой» сайт для прихожан — это продолжение приходской, общинной жизни, частичка их храма, помогающая не только узнать расписание служб, но и почувствовать свою сопричастность к общему делу. Централизованные же порталы аккумулируют информацию, которая имеет более глобальное, обобщенное значение. Не будешь же вывешивать на нем подробный рассказ о местночтимом святом или новость районного масштаба? Но и это направление надо развивать и улучшать, вкладывать в него средства. В том числе и для того, чтобы более мощные централизованные ресурсы помогали людям открывать для себя локальные сайты. Сайты должны максимально использоваться в качестве информационной площадки для общения как между монастырями, так и между монашествующими и мирянами.
— Насколько принципиальными являются рейтинги посещаемости монастырских сайтов?
— Статистика помогает определиться и принять решение насчет внешней оптимизации сайта. В какой-то степени показатели, определяющие степень популярности, привлекают посетителей. И установленные счетчики — это один из инструментов продвижения сайта. Важно проанализировать статистику посещаемости отдельных разделов и статей, чтобы определить, какое направление нужно развивать, на чем сосредоточить усилия. Однако необходимо учитывать не только количество людей, посетивших сайт, но и сколько просмотров приходится на одного пользователя, сколько было уникальных гостей за какой-либо период времени, каково поведение посетителей на сайте. Одним из самых полезных показателей в счетчике является среднее время пребывания посетителей на сайте. Если данный показатель слишком низкий, то необходимо искать причину и, прежде всего, задуматься о качественных характеристиках статей. Возможно, слабым звеном являются подборка тем, форма подачи, предсказуемость, банальность информации и прочее. Все эти «нарушения» надо выявлять и принимать меры. Важно знать, с каких страниц посетители переходят на сайт — с поисковых систем или с закладок. Если переходы осуществляются, в основном, с поисковых систем, то стратегия продвижения интернет-ресурса находится на верной траектории. Для оптимизации необходимо знать, по каким фразам посетители приходят на сайт. Определив таковые, надо стараться продвигать не слишком популярные фразы, чтобы сайт находился на высоких поисковых строках по разным позициям.
— Какую помощь может оказать Синодальный отдел по монастырям и монашеству различным обителям в создании их собственных сайтов?
— Информационный отдел Синодального отдела по монастырям и монашеству оказывал и оказывает помощь в создании новых сайтов. В прошлом году были созданы сайты двух монастырей, обратившихся в отдел: Николо-Вяжищского ставропигиального женского и Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастырей. Оказывается консультационная помощь по улучшению информационного наполнения и развитию структуры сайтов. Непосредственная работа с ответственными за сайты ставропигиальных монастырей стала приносить существенные плоды: значительно улучшилась структура многих сайтов, повысилось качество публикуемой информации, приобретен опыт по работе с информационными потоками. На многих сайтах ставропигиальных монастырей самостоятельно принимаются решения о развитии и активно, с творческим подходом разрабатываются и внедряются интересные уникальные проекты. При необходимости мы стараемся оказать посильную консультационную помощь в реализации этих решений
— Какую информацию целесообразно размещать на монастырских сайтах, помимо традиционных рубрик?
— Можно посоветовать более активно развивать разделы сайта, посвященные миссионерской, социальной, образовательной деятельности монастыря; разделы, рассказывающие о монастырской жизни, надо стараться делать нетривиальными, не «сухими» и однообразными. Это довольно сложно, но поработать над стилем подачи важно. Особое внимание я бы уделил беседам известных духовников с насельниками обителей: как правило, верующие очень ждут таких бесед и стараются внимательно их прослушать.
Нельзя забывать об информации для паломников. Подробная карта, маршруты, расписание автобусов, электричек, наличие мест в гостиницах, телефоны «горячих линий», возможные трудности — все это должно быть указано на сайте. Ну и, конечно, ответы на звонки должны быть исчерпывающими и точными, надо быть готовым к разным вопросам.
Часто люди не могут приобрести ту или иную духовную литературу, поэтому полезно публиковать фрагменты как хрестоматийных произведений, так и новинок (даже, возможно, делать обзоры этих новинок). Будет прекрасно, если с сайта можно заказать понравившуюся книгу.
Надо помнить о том, что наша Церковь полиэтнична, поэтому в тех ситуациях, когда это целесообразно, не лишним будет размещать перевод материалов на английский, украинский, молдавский, сербский и другие языки. Для людей старшего поколения, плохо видящих, должна быть специальная опция, увеличивающая масштаб, четкость текстов.
Вообще же сайты надо стремиться делать простыми в использовании, интуитивно понятными, чтобы они были полезны и опытным интернет-пользователям, и новичкам.
Чтобы понять, какие еще рубрики будут востребованы, надо спрашивать об этом самих верующих, посетителей сайтов, проводить интерактивные опросы.
Беседовал Алексей Руденко
Синодальный отдел по монастырям и монашеству