Создание в первой половине XVI в. Великих миней-четьих святителя Макария, митрополита Московского, а также расцвет агиографического творчества дали мощный импульс и пример для подражания последующим составителям четьих сборников.
Уже через полвека появляются новые комплекты миней-четьих, такие как Чудовские (Годуновские), иеромонаха Германа Тулупова и иерея Иоанна Милютина. Каждый из составителей руководствуется своими критериями отбора текстов и их последующей редактурой при составлении сборников.
Рассмотрим их на примере жития преподобного Стефана Махрищского.
Житие преподобного Стефана Махрищского является памятником агиографии XVI в. Написано оно по заказу святителя Макария, митрополита Московского, игуменом Данилова монастыря Иоасафом около 1561-63 гг. Перу этого агиографа также принадлежат житие Никиты, епископа Новгородского; Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских.
Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.
Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.
|
При составлении жития преподобного Стефана агиограф опирался на записки иеромонаха Серапиона, современника прп. Стефана, и воспоминания его правнука игумена Варлаама. Однако данный текст не вошел ни в Царский, ни в Успенский списки Великих миней-четьих (ВМЧ), поскольку работа над ними заканчивается к 1555 году. Прославление же преподобного Стефана Е. Е. Голубинский относит к 1560-61 годам. В этот же период пишется и житие преподобного 1561-1563 г. Стоит отметить, что июльский том ВМЧ (Успенский и Царский списки) довольно скуп на тексты, посвященные русским святым: в нем содержатся только тексты, посвященные св. равноап. кн. Ольге, св. равноап. кн. Владимиру, св. страстотерпцам кн. Борису и Глебу и святым мученикам Варягу и сыну его Иоанну.
Несмотря на то, что в рукописях XVI в. известен на данный момент один список жития преподобного Стефана, оно отсутствует и в минеях-четьих Чудовских (МЧЧ), составленных в 1600 г. Однако в июльской части МЧЧ содержится больше памятей русским святым, чем в ВМЧ. Помимо вышеперечисленных текстов, вошедших в ВМЧ, в МЧЧ встречаем еще три новых текста: «Повесть душеполезна о страшном чюдеси и необычном видении... еже содеяшася от образа Благовещениа св. Богородица», «Житие и подвизи отчасти чюдес св. великаго Прокопия праведнаго уродиваго Христа ради, устюжьскаго чюдотворца», «О явлении чюдотворнаго образа преч. Богородицы и о начале монастыря ея Колоческаго».
Также для МЧЧ выбраны отличные от ВМЧ редакции текстов, посвященных св. равноап. кн. Ольге, св. равноап. кн. Владимиру, св. страстотерпцам кн. Борису и Глебу. Все эти тексты и редакции созданы во второй половине XVI в.
Впервые житие прп. Стефана Махрищского встречается в составе минеи-четьи за июль, составленной иером. Германом Тулуповым, насельником Троице-Сергеева монастыря, в 1632 г. Здесь оно представлено в следующем составе: 1) предисловие, которое распадается на несколько частей: хвалебную часть, посвященную Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, св. ап. Андрею Первозванному и св. равноап. кн. Владимиру, часть с историей создания жития, где указывается заказчик жития, свт. Макарий, митрополит Московский, и источник — свитки из монастырской библиотеки, написанные пресвитером Серапионом, самовидцем преподобных Сергия и Стефана; 2) житийная часть; 3) положение дел после преставления прп. Стефана; 4) двенадцать посмертных чудес; 5) послесловие.
Герман (Тулупов) - иеромонах Троице-Сергиева монастыря, выдающийся книжник. Составил и переписал в 1627 - 1632 гг. свод четьих-миней.
|
Т. Б. Карбасова отмечает, что «все собранные жития Герман Тулупов стремился дополнить новейшими чудесами святых». Однако анализ самого раннего списка жития, находящегося в рукописи Жития Святых русских и Апокалипсис толковый, датируемой концом XVI в., и списка в июльской минеи-четьи иеромонаха Германа Тулупова показывает, что Троицкий книжник переписывает текст без изменений в его составе. Оставляет без правки житие, 12 чудес преподобного и послесловие.
Отличен подход к работе над текстами книжника Иоанна Милютина, также создавшего комплект из 12 миней-четьих совместно со своими сыновьями. Текстологический анализ списков жития преподобного Стефана из четьих-миней за июль иеромонаха Германа Тулупова и иерея Иоанна Милютина показал, что Иоанн значительно сокращает текст жития, причем он выпускает те части, которые не искажают жизнеописание святого. Милютин перерабатывает предисловие, опуская полностью хвалебную часть и сокращая часть, где игумен Иоасаф говорит о своем недостоинстве, недостаточной образованности и испрашивает у читателя молитв во отверзение уст моих. Такой подход к работе над текстами является особенностью его редакторской манеры. Далее подобных изменений в тексте не наблюдается. Присутствуют незначительные лексические и синтаксические разночтения. Составитель четьи-минеи не добавляет новых чудес.
Иоанн Милютин - священник церкви Рождества Христова в Верхней Служней слободе Троице-Сергиева монастыря. Составил вместе с тремя сыновьями в 1646 - 1654 гг. свод четьих-миней.
|
Остается открытым вопрос, каким именно списком жития преподобного Стефана Махрищского пользовался священник Иоанн Милютин, поскольку на момент составления его миней-четьих в Лаврской библиотеке находилось как минимум два списка жития святого: в рукописи Жития Святых русских и Апокалипсис толковый и в минеи-четьи за июль иеромонаха Германа Тулупова. Дальнейший анализ данных списков поможет дать ответ на этот вопрос. Интересен результат, полученный Т. Б. Карбасовой, которая показывает на примере списков жития прп. Кирилла Новоезерского из Тулупинской минеи и минеи Иоанна Милютина, что данные тексты не зависят друг от друга.
Таким образом, житие преподобного Стефана Махрищского, написанное около 1561-63 гг. игуменом Данилова монастыря Иоасафом, впервые попадает в минеи-четьи только в 1632, куда его помещает иеромонах Герман Тулупов. Оно переписано книжником без изменений в его составе. Затем житие святого включает в свои минеи-четьи иерей Иоанн Милютин, значительно сократив вступление к житию, не изменив при этом основной части жития и не добавив новых чудес святого.
К. Д. Прихотько
Сборник докладов Международной научной конференции «Духовное и культурное наследие монастырей Русской Православной Церкви", 2019 г.