В пятницу второй седмицы Великого поста Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
25 марта, пятницу второй седмицы Великого поста, в день памяти прп. Феофана исповедника, Сигрианского, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Стефана Махрищского в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Троице-Сергиевой Лавры, священники Стефано-Махрищского монастыря. Высокопреосвященнейший Владыка совершил Литургию иерейским чином. За богослужением пел сестринский хор Стефано-Махрищского монастыря. По завершении Божественной литургии архиепископ Феогност обратился к прихожанам и сестрам с архипастырским словом.
Проповедь архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в пятницу второй седмицы Великого поста в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре.
Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Святые отцы говорят об умной молитве. И мы неоднократно читали, слышали о том, что есть умная молитва. Но мало кто задумывается о том, что же такое умная молитва. Давайте попробуем разобраться в этом важном для каждого из нас и очень трудном понятии «умная молитва».
У нас есть мысль, мысль человеческая как продукт нашего мозга, у нас есть слово и у нас есть дело. И, как правило, большинство людей думают «от ветра головы своея» – такое вольное народное выражение, - говорят, что ни поподя, а делают и сами не понимают что и зачем. Именно поэтому так много бед, так много скорбей, так много неправды в нашей жизни. Потому что ум не пронизывает нашу мысль, наше слово, наше дело.
И наша мысль – об этом очень образно сказал Соломон: «Сердце глупого – колесо в колеснице, вращающаяся ось – это мысль его». Человек не может остановить поток своих мыслей. И даже находясь в храме, человек продолжает вращаться своей мыслью совсем далеко от храма и, понимая это, не может ничего с собой сделать. Точно так же и наш язык. Как часто мы скорбим по поводу того как оскорбляют нас языком другие, как часто мы скорбим, понимая, что сказали что-то лишнее, как часто мы жалеем о том, что мы сделали, - и все это только потому, что Божественный Дух не пронизывает наше человеческое существо. Мы отказываемся от этого. Поэтому святые отцы осознали и на практике исполнили умную молитву. Такая молитва, которая просвещает наши мысли, такая молитва, которая как сегодня, на Преждеосвященной Литургии, пелось: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих», - вот такая умная молитва заграждает наши уста. И наши действия бессмысленные, беспорядочные могут быть упорядочены умной молитвой.
Всякому человеку, который живет на земле полезно, важно и необходимо молится умной молитвой, но наипаче к этому должны стремиться монахи, ибо для нас это задача номер один, это та самая цель, ради которой мы и пришли. Потому что только в монастыре можно воистину освободиться от всякого житейского попечения и предаться умной молитве. И тогда, когда у вас это не получается, тогда, когда мы останавливаемся и ничего не можем, не можем продвинуться на этом пути, не надо отчаиваться, не надо унывать, ведь все доброе - в труде. Как у Соломона: «Все вещи - в труде». И когда изо дня в день, из седмицы в седмицу, из месяца в месяц, из года в год мы будем упражняться в умной молитве, то мы продвинемся на этом пути, а если откажемся и будем нерадеть об этом, то горе нам, ибо о таких людях сказано: «Души, которые не обуздываются духом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, погибают, как неразумные животные, потому что дух у них увлекаем бывает страстьми, как кучер лошадьми, которые вышли у него из повиновения». И да поможет нам Господь встать на путь делания умной молитвы. Аминь.
|
|