• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
14 октября 2023 года

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


1/14 октября Церковь вспоминает Покров Пресвятой Богородицы, вознося молитвы к Приснодеве Марии о заступничестве и покрове. Воспоминание исторического события, бывшего в константинопольской Влахернской Церкви, на русской земле становится любимым осенним торжеством.


Бог создал человека по образу и подобию Своему, одарив удивительнейшим качеством – свободой. Этот дар имеет поразительное свойство: всякий, кто наделён им, вправе отказаться от Своего Создателя, Его Божественной любви, – я же свободен... Так что Господь при создании человека идёт на Божественный риск. Творит существо, которое может забыть о том, что всё, чем обладает, есть дар Божий.

Свобода, бытие, вечность – это всё не по нашим заслугам нам даровано, а милостью Божией. Поскольку Любви не свойственно замыкаться, Бог желает приобщить нас к радости вечной жизни, к общению в любви. Он от начала так задумал и после уже нашего грехопадения, придя в мир, чтобы спасти нас, ещё раз засвидетельствовал: Я уже не называю вас рабами... Я назвал вас друзьями (Ин. 15, 15).

Дорогие братья и сёстры, трудно себе вообразить, к чему нас призывает Господь, мы об этом и думать не хотим, потому что нас это напрягает. Свобода – вовсе не есть возможность делать всё, что угодно. Она есть величайшая ответственность перед Богом. Я имею дары свободы, вечности, я могу приобщиться к Божественной любви и быть сопряжённым с Любовью Божией настолько, что сам могу стать любовью и богом по благодати, богом с маленькой буквы, потому что все мы призваны стать таковыми. И наше человеческое достоинство именно в сораспятии Господу восстанавливается и возводится на такую высоту, что на 40-й день после Пасхи вознесено было и спосажено одесную Бога Отца в лице Иисуса Христа.

И вот мы, достигшие XXI века, – спустя уже более двух тысяч лет со дня прихода в мир Христа Спасителя – до сих пор ещё с трудом преодолеваем себя, чтобы пойти за Христом? И это, когда за Ним прошли уже то несчётное количество живших до нас христиан? Ещё псалмопевец Давид сказал: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). Вот уже два тысячелетия существует Церковь. Это удивительный богочеловеческий организм. Бог и человек соединены здесь не слитно и нераздельно. Мы инаковы по отношению к Божественной природе, но мы можем стать богами по благодати, если приобщимся к этому величайшему дару благодати Божией, дару Божественной любви.

Нам всем, конечно, хотелось бы хорошо и счастливо пожить. Нам предлагается: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Избранному народу изначально были даны ветхозаветные заповеди, а уже в Новом Завете Господь обращается ко всем – и поразительна тактичность, с какою нам проповедуется благая весть: если ты, человек, желаешь быть совершенным и хочешь быть счастливым, тебе даётся образ отношений в мире – это отношения Христа и верующего человека (см. 1 Кор. 4, 16). Если мы задумаемся об устроении общественного организма, а в основе государства лежит здоровая крепкая семья, то нам и тут указано: Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь (Еф. 5, 32). До тех пор, пока в человеке не откроется эта тайна общения со Христом, любая политическая формация, всякий государственный порядок обречены на уничтожение, потому что не на камне основали долженствование своё.

В основе миробытия лежит Божественная любовь, и нам необходимо отсекать всё лишнее от нашей собственной жизни, от нашего сердца, чтобы являть миру ту Божественную простоту и любовь, которой мы, христиане, обладаем. А до тех пор, пока тайна общения со Христом в нас не будет действовать, пока мы этой тайны в сердце своём не ощутим, мы не жильцы, у нас нет будущего. Мы и не люди в полном смысле этого слова, потому как не сопричтены тем, кто призван к вечной жизни с Богом. И обратите внимание, как страшно сказал ветхозаветный пророк: как капля от волны, так спасающихся от погибающих (см. 3 Ездр. 9, 15). И погибают вовсе не потому, что хотят погибнуть, а потому, что не хотят спастись, – преодолеть себя, свою страстность, самость, эгоизм.

Нет объективных причин к самооправданию. Почему человек всегда себя оправдывает? В таком случае мы верим в Бога настолько, насколько Он не мешает нам жить так, как мы хотим. «Ты зачем пришёл?  – вспоминайте “Легенду о Великом Инквизиторе” у Ф. М. Достоевского, – без Тебя нам легче». Без Тебя, Господи, оказывается, нам удобнее жить и беспечнее умирать. Поэтому у нас и нет идеологии, нас ведут неизвестно куда. Но мы – христиане, и мы должны знать, куда мы идём. Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36), – сказано Господом.

Вечность – это величайший дар, который нам дан просто так. По любви к нам. По милости Божией мы вызволены из небытия. Мы даже и не думаем о том, что нас могло бы и не быть. А теперь мы есть, и мы вечны. И вот вы только подумайте, если мы мечтаем о вечной жизни с Богом, а Бог есть Свет, Любовь, Добро, Благо, Истина, то живём ли мы так, чтобы с Богом в вечной жизни оказаться? Соответствуем ли мы тому, к чему нас призывает Христос: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Так вот пока мы не приобщимся к этой тайне общения со Христом, мы – не люди. А чем интенсивнее, богаче наши отношения со Христом, тем преображённее, светлее наша жизнь. Само состояние духа станет высшим творчеством в нас. Любое дело, за которое мы возмёмся, будет являть нам преображённого человека. Я с уверенностью могу сказать, дорогие братья и сёстры, что если раньше наши православные предки не могли сделать что-либо плохо, именно потому что были преображены их сердца, то теперь позабывшие Бога современники не могут ничего сделать хорошо, потому что не живут со Христом.

Сегодня мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это удивительное торжество! Оно имеет не только историческое значение, хотя это и исторический факт – заступничество Богоматери за взмолившихся Ей обречённых людей. Но когда мы говорим о Её Всечестном Покрове, разве мы не помышляем: «А может ли Божия Матерь не покрывать нас? Ведь мы же Её дети, дети Божии, если мы просим о Её покровении, неужели же Она нас не покроет?» Однако задумаемся: что в основе нашего дерзновения в молитвах о покровении нас Пресвятой? Конечно, всякая мать любит своё дитя, независимо от того, каков ребенок. Но достойны ли мы покровительства Богоматери?

Обратите внимание, дорогие братья и сёстры, вот когда ребёнок шалит, и родители делают вид, что они серчают на него, отворачиваются и начинают уходить, что делает малыш? Он бежит за отцом или матерью, обнимает ручонками их ноги и плачет. Он не боится наказания, он боится утратить родительскую любовь. Вот о чём нам необходимо помнить: будьте как дети (см. Мф. 18, 3). Не надо думать о некоем возмездии и жить в страхе перед этими выдуманными карами, ужасаясь грядущей смерти, мы должны думать о вечной жизни и бояться утратить любовь Отца Небесного и любовь Небесной нашей Матери. Вот об этом, я думаю, нам и напоминает этот праздник. Не забывайте о любви Божией к нам. С праздником!



~ Архиепископ Алексий (Фролов), Костромской и Галичский
14 октября 2003 г.