Избранные места из беседы митрополита Лимасольского Афанасия
*
Божии люди, убежденные в своем сердце, что Бог есть, ничего и никого не боятся. Если нет этого сердечного мира, тогда мы завидуем, боимся и подозреваем друг друга, и теряем покой. Нечестие внутри нас давит на нас, потому что у нас нет Божией благодати, чтобы выйти из пелены зла этого мира.
*
Христос не смотрит на людей как на массу. Он видит каждого из нас как уникального человека, исцеляет и сохраняет каждого из нас в отдельности. Он не творит всех нас одинаковыми. Гарантия и уважение Им нашей свободы показывают, что спасение совершается в каждом из нас отдельно, и что для каждого существует возможность встречи с Ним.
*
Людям нечего бояться, если они в мире с собой и уверены, что Бог действительно их Отец, а они – дети Всемогущего Бога, заботящегося о всем творении. Когда мы примиряемся с Богом, мы также примиряемся с окружающими. Мы перестаем считать их врагами, но видим в них наших братьев и сестер, Самого Бога, ибо сказано: «Ты видел своего брата, ты видел Господа Бога твоего».
*
Милостыня очень способствует молитве. Если вы хотите молиться, вы должны стать щедрыми в полном смысле этого слова. Если вы говорите кому-то доброе слово или даете что-то, это побуждает душу к молитве. Хорошо известно, что когда великодушные стоят на молитве, их молитва летит к Богу и Он принимает ее. Авва Исаак говорит: «Немилосердный подвижник – бесплодное дерево». Люди, не расположенные к милостыне, подобны бесплодным деревьям. Какие бы духовные упражнения вы ни предпринимали, сколько бы поклонов, постов и бдений ни совершали, если ваше сердце не сострадательно, если оно не движимо любовью к ближнему, если в нем нет сопереживания, как у Бога, для всех, то вы как бесплодное дерево.
*
Отцы Церкви говорят, что одной милостыни достаточно для спасения. Милостивые люди уподобляются Богу, а Он – неизреченно милосердный Человеколюбец. Те люди, которые и сами таковы, подобны Богу, и Он не может отказать им в Своей благодати.
*
Вы не можете говорить с другими людьми о Царстве Божием, если не испытываете к ним сочувствия. Конечно, они будут слушать то, что вы говорите о духовных вещах, но они все равно останутся голодны и будут жаждать. Святой Серапион даже продал свое Евангелие и сказал, что продает то, что научило его отдавать. У нас нет такого самоотречения, но какая-то мера все же есть и у нас. Но давайте поступать таким образом, чтобы это выходило за рамки этой меры.
*
Святитель Иоанн Златоуст постоянно говорил о милостыне как о добродетели, достаточной для того, чтобы спасти нас. Живущие в миру мало что могут сделать в плане аскетических практик. Мы не можем строго подвизаться, поститься в полную меру, совершать надлежащие бдения. Поэтому что нам остается? Милостыня, помогающая нашей душе перейти непосредственно в Царство Божие. Почему? Потому что она созидает наше сердце подобным сердцу нашего сострадательного Бога.
*
Святые отцы говорят: «Дай своему уму задачу непрестанно молиться, и он никогда не лишится Божественного света». В нашей Православной Церкви есть такой метод молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Звучит легко, но это требует борьбы. Такая молитва приносит много духовных плодов. Когда имя Христово повторяется в сознании людей, оно освящает их и изгоняет нечистые и злые мысли. Молитва была главной задачей ума для наших праотцев в раю.
*
Святые люди не чувствуют, что им обязательно нужно что-то делать и куда-то идти, заполняя свое время. Потому что они уже нашли драгоценное сокровище сердечного мира. Бог заполнил пустоту в их сердцах.
*
Очень часто, несмотря на отсутствие внешних причин, нашу душу одолевают тревоги, страхи, сомнения и заботы. Душе чего-то не хватает. Величайший голод, который может испытать душа, – это отсутствие Бога, когда ничто для нее не может заменить Божие присутствие.
*
Церковь призывает людей к освящению и спасению и предписывает им особый курс лечения, доказавший свою эффективность через жизнь святых. Они тоже когда-то болели и показали нам, что есть способы и средства для нашего исцеления.
*
В житиях святых мучеников мы видим, что, хотя они находились в скорбях и гонениях, и их жизнь была под под угрозой. Но когда их вели на мученичество, от маленьких детей до старцев, они все же шли на смерть в полном и глубоком покое. Все внешнее могло быть против них, но в их сердце был мир, который разливался и на окружающих. Вот почему на могилах первомучеников ставили надпись: «Почили с миром». Мученики шли на смерть с полным миром. Какая это важная и нужная вещь в наши дни.
*
Так как мы хотим подражать жизни Христа и действительно соединиться с Ним, мы должны смотреть на то, как Он жил, каким Он был, и на то, какими мы являемся сами. Когда мы увидим разделяющую нас с Ним пропасть, тогда, по словам святого Паисия Святогорца, в нашей душе зародится «сладкая боль». И это то, что порождает покаяние, смирение и слезы, если только мы не настолько высокомерны и больны, что говорим, что уже очень близки к тому, чтобы быть похожими на Христа.
*
Христос хочет, чтобы мы были подобны Ему, чтобы мы стали кроткими и смиренными сердцем. То есть подобными не в том, что внешне, а в глубине нашего сердца.
*
Конечно, добрые дела не имеют цены, если лишь крохи падают с нашего стола, если вы подаете милостыню не из того, что у вас действительно есть, а из того, что для вас стоит немного. Настоящая милостыня означает трудности и усилия. Вот почему, увидев лепту вдовы, Христос сказал, что та больше всех положила в сокровищницу. Хорошо, если добрые дела требуют усилий и жертв с нашей стороны.
*
Смиренные люди, даже будучи повергаемы в искушении на землю, знают искусство того, как подняться и сказать: «Прости меня, Господи; прости меня, брат или сестра». Они признают свою ошибку и противостоят своему падению и греху с должным покаянным отношением.
*
Бог заботится о смиренных людях, которые усвоили великий урок о том, чтобы все отдавать в руки Божии. Они также усвоили, что если все предоставить Богу, Он не останется бездействующим и возьмет на Себя ответственность за все.
*
Наши отцы, святые Церкви, оставили нам инструмент, чтобы узнать, существует ли Бог. Что это такое? Сердце. Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Этот орган духовного зрения, через который мы найдем и увидим Бога, есть не что иное, как наше сердце, а метод для этого – очищение его.
~ митрополит Афанасий Лимасольский
перевела с английского Александра Калиновская
сайт Pemptousia.com, monastery.ru
фото Евгения Ерохина, г.Карабаново