В Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре молитвенно встретили двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Богослужения праздника начались с Малой вечерни и акафиста Успению Пречистой Девы. Затем было совершено Всенощное бдение с литией и чином Погребения Божией Матери. По окончании Божественной литургии состоялся Чин о Панагии.
Смирение Богоматери
Как не раз говорили мы уже с вами, братие, празднование великих праздников не вмещает Церковь в пределы одного только дня, но расширяет на целую седмицу. Так и ныне видим мы это, совершая празднование блаженнаго Успения Богоматери.
И, конечно, уместно именно в эти дни, когда держит пред нами Церковь образ Ее живоносного Гроба, Ей помолиться, о Ней поразмыслить, от Нее взять урок и назидание в вере и благочестии. И на что, прежде всего, обращается наше внимание в подвиге Богоматери, на всем Ее жизненном пути – это смирение.
«Се, раба Господня.» Это Ее исповедание в день Благовещения пронизывает всю Ее жизнь
В смирении, приняла Она благую весть о спасении мира, в смирении тихо и незаметно следовала за Христом во все дни Его жизни, в смирении приняла в сердце свое оружие на Голгофе, в смирении предала Господу и Сыну Своему дух Свой.
«Вот, братие, что видится мне поставленному на страже, в созерцании, у гроба Пресвятой Девы Богородицы, – говорит московский митрополит Филарет. – Но, к чему сие видение? – Ибо созерцание благочестивое должно быть не праздно, а деятельно.»
«К тому, чтобы пример сокровенной Ее жизни способствовал нам – и уразуметь, и принять, и делом исполнить учение Христово: «да не явишися человеком… но Отцу Твоему, иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве.»
«Подвизайся, делай добро, служи Богу, но берегись, чтобы твоих подвигов, твоих добродетелей, твоего благочестия не обнаруживать пред людьми без нужды, произвольно, самодовольно, тщеславно; имей Бога свидетелем твоей совести, а Он будет мздовоздаятелем твоим за все, что ты, не примечаемый людьми, для Него делаешь или терпишь…»
«Господь заповедует тайну, во-первых для дел человеколюбия: «тебе творящему милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя.» Во-вторых, для дел благочестия: «егда молишися, вниди в клеть твою, и, затворив двери твоя, помолися Отцу Твоему, иже в тайне.» В‑третьих, для дел самоотвержения и умерщвления плоти: «да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, иже в тайне.»
«Следовательно, тайну скромности и смирения заповедует Он для всех обязанностей человека к Богу, ближнему и самому себе, – для всякой добродетели, для всех дел закона.»
«Помыслим, братие, сколь и неблагородно, и тягостно, и не полезно жить только напоказ, как поступают многие и в нравственной, и в домашней жизни. Все показывают, все выставляюсь, о всем трубят, всякое ничтожное дело провозглашают…»
«Например: сделано дело благотворения, до сих пор оно существует. Но если сделавший хвалится этим: то доброе дело исчезает. Теперь открылось, что нет доброго в его деле; произведение тщеславия не есть доброе дело.»
«Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важных для тебя правил. Познавай несравненное достоинство скромной, тихой, сокровенной добродетели. Ей свойственно быть тайной для земли: потому что она небесной породы, и для неба существует. Совершай ее в тайне, и охраняй от глаз человеческих, часто не чистых и вредящих ее чистоте; а представляй тщательно и непрестанно чистому и очищающему Оку Божию. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Аминь.»
~ иеромонах Мефодий (Йогель, +1940 )