16/29 мая 2023 г. исполняется 1655 лет преставления преподобного Феодора Освященного († 368 г.), одного из ближайших учеников преподобного Пахомия Великого.
О его детстве известно немного. Родился Феодор около 314 года в Латополе на берегу Нила, ныне – Исна, на юго-востоке Египта. Название Латополь город получил от огромного нильского окуня – латеса, который считался священной рыбой богини Нейт. В городе почитался и языческий бог Хнум, ведавший разливами Нила. Хнуму был посвящен храм, руины его сохранились до наших дней.
Феодор был сыном богатых родителей. У него был старший сводный брат Макарий и младший, родной, Пафнутий. Около четырнадцати лет Феодор ушел из дома, желая посвятить себя отшельнической жизни. Некоторое время он прожил в монастыре недалеко от Латополя. Насельники монастыря собирались по вечерам для беседы; на одной из таких бесед инок, вернувшийся из Тавенисси, рассказал о возникшей там обители и ее основателе – авве Пахомии, уроженце Латополя.
Вскоре в латопольскую обитель прибыл монах из Тавенисси; снова Феодор слушал рассказы об этом удивительном братстве. Когда монах собрался в обратный путь, Феодор стал упрашивать взять его с собой, но тот почему-то не решился. Когда монах со своими спутниками сел в лодку, Феодор тайно пошел вслед за ними.
Египет в Ветхом Завете есть образ тьмы – «тьмы египетской», одной из казней, насланных за отказ фараона отпустить иудеев. Моисей простер руку к небу, и опустилась тьма, такая густая, что никто не видел друг друга и не вставал со своего места три дня (Исх. 10, 21, 22). Египет в Ветхом Завете есть образ рабства, страна идолов, земля пустыни.
В Новом Завете в Египет бежит от преследований Ирода семья Младенца Иисуса (Матф. 2, 13). В 328 году святая императрица Елена сооружает храм над пещерой, в которой, по преданию, нашло убежище Святое семейство.
В третьем-четвертом веках Египет просиял именами великих святых – богослова Афанасия Великого, епископа Александрийского, и Антония Великого и Пахомия Великого, основателей монашества.
Святой Антоний был отцом особножительного монашества: в основанных им обителях монахи жили отдельно, каждый в своей пещере или хижине, собираясь вместе только на богослужения. Множество таких монашеских поселений возникло в Нитрийской пустыне, неподалеку от Александрии, в так называемом Нижнем Египте.
Святой Пахомий заложил монашество общинножительное. Монахи жили совместно, по два-три человека в келлии. Несколько келлий составляли «дом» – объединение по общему роду послушаний, которые иноки несли по благословению главы монастыря – аввы. Пахомий основывал монастыри на юге, в Верхнем Египте.
Молодой Феодор пришел в Тавенисси около 328 года. Авве Пахомию было под сорок, Феодору – около четырнадцати. Пахомий скоро выделил молодого монаха из числа иноков и часто наставлял его.
Преподобный Феодор Освященный,
фреска монастыря Грачаница, Сербия
|
Однажды Феодор встретил одного брата с ковром на плечах, шедшего с какого-то послушания. Феодор полюбопытствовал, откуда тот идет. Пахомий подозвал Феодора: «Феодор, будь господином своего сердца в каждое мгновение. Не спрашивай у брата: «откуда ты идешь?»; это может войти в привычку. Какая надобность в таких расспросах? Они не служат ни для утешения, ни для спасения».
Другой раз Феодор пожаловался Пахомию, что у него сильно болит голова. Пахомий ответил, что верующему не должно объявлять свои телесные недуги, кроме случаев, когда их нельзя скрыть. С тех пор Феодор стал скрывать от людей головную боль и прочие немощи; никто не слышал от него жалоб.
Однажды Феодор заметил, что один молодой монах ест за обедом много зеленого лука. Выйдя из трапезной, Феодор привалился к стене; когда вышли все братья, он стал порицать этого монаха: «Монах не должен есть столько зеленого лука: он дает силу телу, и оно начинает воевать с душой». Подошедший Пахомий, увидев, что Феодор стоит, прислонясь к стене, сказал: «Разве не стена поддерживает твое тело?». Феодор, выпрямившись, стал каяться перед Пахомием – давая послабление своему телу, он пытался учить телесному воздержанию других.
«Ты знаешь сам, что отовсюду подступает мрак, – говорил авва Пахомий. – Разумные молчат, время лукаво; каждый мнит себя господином самому себе; следи за собой...».
...Пустыни, раскаленный песок под ногами, знойный ветер. Лишь возле Нила пейзаж внезапно менялся, песок уступал место темной, плодородной земле; качались на ветру финиковые пальмы.
Пахомиевы монастыри обычно создавались в запустелой деревне, которую покинули жители – чаще всего из-за неурожайных лет. Монахи поселялись в оставшихся домах, а основное пропитание получали из соседней деревни. Крестьянам это тоже было выгодно: росло число паломников, которые останавливались в ней (в сам монастырь гостей не пускали) и платили за стол и ночлег.
В деревню монахи шли на Литургию – в первых монастырях не было своих церквей. В Тавенниси монахам пришлось строить церковь в деревне даже раньше, чем в монастыре; лишь когда число братий в обители достигло ста, они стали возводить свою церковь. Для служения в ней был рукоположен Феодор – отсюда и его прозвище, «Освященный»; он первым среди братий удостоился священства.
Братья Феодора, Макарий и Пафнутий, тоже стали монахами.
Число монахов в Тавенниси все умножалось, стало тесно. Пахомий пошел искать место для новой обители и нашел его к северу от Тавенниси, в Пабау (или Певоу). Здесь был устроен новый монастырь, вскоре ставший средоточием всего общежития.Феодор был оставлен главой в Тавенисси. Пахомий благословил его обходить все общинножительные монастыри и наставлять их насельников. А спустя некоторое время взял его к себе в Пабау, сделав своей правой рукой.
Авва Пахомий часто болел. Около 344 года он заболел так тяжело, что все решили: вот-вот отойдет. Монахи стали просить Феодора стать их главой. Феодор вначале не соглашался: на это требовалось благословение аввы. Но затем уступил.
Пахомию неожиданно стало легче. Он призвал Феодора. Тот вначале оправдывался, что не имел даже мысли стать настоятелем, что согласился только после многих просьб... Потом тихо проговорил: «Я согрешил, любовь к власти всегда была во мне».
«Нет у тебя более никакой власти», промолвил авва.
Феодор, заплакав, вышел. Два года он должен был нести покаяние.
«Наказал же его авва Пахомий потому, – говорится в житии Феодора, – что хотел, чтобы Феодор стал совершенным и не властолюбивым».
Явление Ангела прп. Пахомию. 1527 г.
Метеоры, Греция. Фреска Феофана Критского
|
Два года истекли. Феодор вернулся к Пахомию; тот снова тяжко болел. Феодор подошел к авве со спины, взял его голову и поцеловал ее.
Пахомий приоткрыл глаза и спросил у окружавших: «Кто поцеловал меня?»
«Феодор», ответили монахи.
В 346 году авва Пахомий отошел ко Господу.
Пахомий допустил Феодора служить ему во время последней болезни. Перед самой кончиной поручил ему перезахоронить свое тело в таком месте, о котором бы никто не знал...
Но преемником своим он назначил не Феодора, а другого инока, Петрония. Тот, однако, вскоре умер; аввой в Пабау стал Орсисий – монах праведной жизни, богослов, причисленный Церковью к лику святых.
Феодор продолжал выполнять разные послушания: вначале был назначен главой в доме плотников в Пабау, потом помогал в доме пекарей в другом монастыре, в Пихнуме...
Авва Орсисий был более склонен к созерцанию; управлять разраставшимися монастырями становилось ему все трудней. Около 350 года он вызвал Феодора, назначив его своим соправителем. А вскоре вообще удалился от дел.
Феодор, однако, называл себя только помощником Орсисия и не принимал ни одного важного решения без его согласия.
Авва Феодор сохранял правила и обычаи, принятые при авве Пахомии. Проживание монахов домами, вечерние молитвы, общие трапезы, на которых вкушался сухой хлеб с высушенной зеленью и вареная чечевица с небольшим добавлением масла.
Трапезничали в тишине, молчании, нешутливости. Один бывший комедиант, ставший монахом, имел обыкновение за трапезой поблажать прежней своей привычке. Монахи положили изгнать его; спасло шутника только заступничество аввы Феодора, взявшего его на поруки.
Раз в день, под вечер, монахи собирались на площади посреди монастыря, Феодор садился посредине под пальму и беседовал с ними. Выслушивал вопросы иноков и отвечал на них краткими выдержками из Священного писания или притчами.
«Авва Феодор, почему, когда мне говорят что-то резкое, я тотчас начинаю гневаться?»
«Ничего странного. Ствол акации, когда по нему ударят топором, выделяет горькую камедь, а виноградная гроздь, когда ее выжимают, – сладкий сок. Так и верующий, когда ему скажут что-то неприятное, отвечает сладостью смирения, а плотский и гневливый – одной бесполезной горечью».
Число братий в Пабау достигло шестисот.
Феодор основывает три мужских и один женский монастырь.
Но горизонт уже потемнел, на христианский Египет ползли новые тучи. Рядом со светом египетским шевелилась египетская тьма.
Бродили по египетским пескам гностики, последователи ересиарха Валентина, проповедовавшие ненависть к плоти и не признававшие священства.
Бродили маркиониты, отрицавшие телесную природу Христа.
Бродили манихеи, учившие о двух богах...
Но опаснее всех были ариане, утверждавшие, что Христос не рожден, а сотворен Богом-Отцом и не единосущен ему.
В 340-х годах ариане смогли захватить власть в Александрии и изгнать Афанасия Великого, который остался единственным епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи.
Святитель Афанасий Александрийский,
монастырь Сопочаны, Сербия. Около 1265 г.
|
Феодор знал об александрийских делах не понаслышке: еще при жизни аввы Пахомия он посетил этот город и видел гонения, воздвигнутые арианами.
Феодор не был богословом, он молился, чтобы Господь открыл ему истинное учение о Троице.
«Во время молитвы, – сообщается в житии святого, – увидел он три столпа света, целиком равные и обладающие полным тождеством друг с другом. И услышал голос: “Не обращай внимание ни на разделенность столпов в этом зримом образе, ни на их очертания: разумей одно только тождество их. Ведь в сотворенном мире нет ни одного примера, могущего представить Отца и Сына и Святого Духа”».
Феодору было открыто о приближении новых, еще более жестоких испытаний.
На одном из собеседований с братией он объявил: «Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, и весьма преуспеют и многим повредят. Когда гонение будет в разгаре, неожиданно кесарем станет язычник, который будет стараться, насколько возможно, строить козни против христиан».
«Кто же эти гонители из нашего рода?», спросил кто-то из иноков.
«Презренные ариане», ответил авва.
Так оно вскоре и произошло.
В 353 году кесарем становится арианин Констанций.
В 356 году в Александрию прибыл новый военный правитель Египта, дук Сириан, с повелением императора подавить православных; почти одновременно с ним прибыл и арианский архиепископ Георгий, открывший новое гонение на сторонников Афанасия.
«Святые монахи в Египте и Александрии, а также монахини и ревностные миряне претерпели много несчастий и были забиваемы насмерть, а египетские епископы изгнаны», – писал современник.
После Констанция на римский престол, как и было предсказано, восшел «кесарь-язычник», Юлиан Отступник.
Епископ Афанасий скрывался и ожидал со дня на день смерти.
Авва Феодор с еще одним монахом пришел к нему и предложил переждать это время в его монастыре. Монахи наняли для святителя закрытый корабль, однако ветер сменился, и корабль пришлось тащить волоком.
«Поверьте, – сказал епископ своим спутникам, – мое сердце никогда не было таким спокойным, как теперь, ибо я знаю, что умру за Христа...»
К удивлению епископа, авва Феодор на это улыбнулся, а второй монах едва не рассмеялся.
«Почему вы смеетесь над моими словами? – удивился епископ. – Или вы презираете меня за малодушие?»
Авва Феодор объяснил причину: в тот час погиб в Персии нечестивый Юлиан. Затем Феодор предрек, что на смену ему придет царь-христианин и епископ Афанасий будет возвращен на александрийскую кафедру.
Так все и случилось. Стояло лето 363 года.
Авва Феодор еще пять лет будет возглавлять Пахомиевы обители. В пасхальное воскресенье 368 года он почувствует недомогание и через несколько дней отойдет. Братия во главе с аввой Орсисием оплачут почившего авву, а епископ Афанасий напишет им письмо утешения.
«Никто, воспоминая о нем, да не проливает слез, но да подражает каждый жизни его, ибо не должно печалиться об отошедшем в беспечальное место».
Как-то авва Пахомий рассказал Феодору о бывшем ему видении.
«Увидел великое место, со множеством столбов и множеством людей, которые не видели, куда им идти, и кружили вокруг столбов, думая, что они уже проделали долгий путь. И исходил отовсюду голос: “Сюда! Здесь свет!”. И все поворачивались, чтобы найти его. И снова раздавался голос, и опять поворачивались. И была там великая печаль.
И затем вижу я светильник на вершине, светящий, как утренняя звезда. Четверо увидели его, пошли к нему, а остальные последовали за ними, каждый держась за плечо ближнего, чтобы не заблудиться в темноте. И если кто-нибудь отпускал переднего, то сбивался с пути. И увидев, что двое из них отпустили передних, стал я им кричать: “Держите, не отпускайте ни себя, ни других!”. И, идя за светильником, вошли они через дверцу в этот свет...»
Всю свою жизнь шел Феодор на этот свет.
На пути этом порой спотыкался, но поднимался снова и шел, шел на свет. Следом за аввой Пахомием, рядом с аввой Орсисием, рядом со святителем Афанасием... Шел и вел за собой других. И тьма египетская не объяла их.
~ Евгений Абдуллаев
Духовный, литературно-исторический журнал Восток Свыше