Что сие видение, возлюбленные братие! Господь и Бог наш, осужденный, как какой-либо преступник, терпит позорную крестную смерть, и, как обыкновенный человек, предается погребению.
Ты ли это, Господи, Который одеваешься светом, яко ризою, простираешь небо, яко кожу? Ты ли это, Господи, призираяй на землю, и творяй ю трястися: прикасаяйся горам и дымятся? (Пс. 103, 2,32). Ведь Ты, Господи, приведый всяческая от небытия в Бытие, Своею державою содержишь всю тварь и Своим Промыслом строишь весь мир: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе трепещут бездны. Ангельские силы тебе служат. Архангельские лица тебе кланяются, многоочитии Херувимы и шестокрилатии Серафимы, окрест стояще и обстояще, страхом неприступные Твоея славы покрываются. Ты – Бог неописуем и безначален. Ты – наш Владыка и Творец. Мы же – Твои твари.
Кто же Тебя, Господи, столь Преславного и Великого, довел даже до распятия, даже до смерти? Да мы же, мы – ничтожные Твои твари. Человеческий грех сделал это. Ты, по своему милосердию, не мог более терпеть, видя мучимый от диавола род человеческий. Ты не захотел, Творец наш и Господь, дабы мы погибли во грехе, а снова снисшел к нам – Твоим тварям, и потребил в нас этот, пребывающий от диавола грех.
Так вот кто – человеческий грех, он довел Тебя, Господи, до крестных страданий и смерти! Ты, проклятый грех, все это сделал. Ты, грех, некогда отверг меня от моего Господа и Творца; ты, грех, лишил меня рая; ты, грех, вверг меня в бездну страстей, самых скверных, самых нечистых, оскверняющих богоподобную мою душу и тело и уподобляющих меня бессмысленным скотам. Ты, грех, принес мне болезни, скорби, слезы, страдания и, наконец, даже самую смерть. Это ты, грех, сделал то, что уязвлена терновым венцом глава Моего Господа за мои дурные, нечистые помыслы; это ты, грех, сделал то, что прободено копием ребро моего дражайшего Спасителя за мои злонравные чувства злобы, коварства и вражды; это ты, грех, сделал то, что гвоздями изранены пречистые руки и ноги моего Господа за мои дурные деяния. Как же после этого должен я возненавидеть грех! Я тебя должен презирать, от тебя бежать, тебя ужасаться, ибо ты – грех и мне несчастье принес, и моего Господа и Творца довел до Креста…
И если, возлюбленные братие, безсилен был человек в борьбе с грехом до крестной смерти Спасителя, если до нее он мог только мучиться от греха, томиться, страдать, постоянно искать выхода из такого безотрадного положения и не находить, то что сказать о состоянии человека теперь? Правда, он и теперь слаб, немощен и греховен, но у него уже есть Спаситель. Теперь, как бы он ни был грешен, он может припасть к Распятому за него Господу – взирать на Него, молиться Ему, вопить к Нему, обнимать подножие своего Спасителя и Господа и не отходить от него до тех пор, пока не потребит в себе греха.
Но, Господи, неужели и после того, как ты искупил нас от греха, проклятия и смерти, мы будем следовать греху, нас погубившему? Не будет ли это значить, что мы вторично будем распинать Тебя? О, несчастные мы люди! А в действительности так и бывает. Тебя, Господи, распинаем… Ты нам дал и высочайшее звание – христианин, Твоим Крестом мы всюду стараемся ограждаться; Крест, на котором Ты распялся, мы везде стараемся ставить перед собой, как напоминание о Тебе, Спасителе Христе, и несмотря на это, льнем ко греху. Бедные же мы люди! Как мы неблагодарны, какие мы изменники, какие мы злые твари! Но, Господи, пошли нам благодать восчувствовать всю свою скверну греховную и познать Твои благодеяния к нам. Пошли нам эту благодать, Господи! Тогда мы, действительно, будем врагами греха и присными Тебе, нашему Господу и Спасителю.
~ Епископ Арсений (Жадановский) «Духовный дневник»
Фото: Николай Савельев, Твеская митрополия