• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
22 сентября 2018 года

Чтобы душа оставалась дома

Заповеданная добродетель

Очень часто, стоя на исповеди и беседуя с людьми об их непростых жизненных обстоятельствах, я сталкиваюсь с тем, что, собственно говоря, не можешь дать человеку никакого совета, поскольку то, от чего он страдает, только каким-то чудом может быть прекращено. Он тебя спрашивает: «Когда же это кончится?», а ты из жизненного опыта понимаешь, что если ситуация и изменится, то не сильно. Тогда я задаюсь вопросом: а что бы я сказал в этих обстоятельствах самому себе? И понимаю, что сделал бы всё, чтобы привести себя к тому, что единственный выход в этой ситуации — терпение.

Но разве терпение может быть выходом? Да, безусловно, может, просто редко кто понимает его так. Люди чаще всего относятся к терпению как к некой обреченности и потому боятся ситуаций, когда им потерпеть придется, и часто впадают в уныние, толком терпеть еще не начав, поскольку в их представлении терпит только тот человек, который уже во всем отчаялся.

И вместе с тем очень мало кто задумывается о том, что терпение — это вообще-то христианская добродетель. Более того, она прямо заповедана нам в Евангелии: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Терпению усваивается такая исключительная ценность, что благодаря ему можно спастись. И на мой взгляд, эти евангельские слова должны заставить нас пересмотреть свое отношение к терпению.

Можно задать себе такой вопрос: чего в жизни я не смог приобрести или лишился из-за того, что терпения мне не хватило? Думаю, что этот список может каждого из нас заставить задуматься. А еще, отвечая на этот вопрос, важно научиться замечать те повседневные ситуации, в которых речь идет не о подвиге терпения в полном смысле этого слова, а о том, что нам не хватило его чуть-чуть, вроде бы по пустяку.

Самый простой пример: бежит человек к автобусу, который на остановке стоит, — и осталось каких-то десять метров пробежать, сделать над собой последнее усилие, хотя уже и дыхание сбилось, и в пот бросило. А человек вдруг останавливается и говорит себе: дальше не побегу. И тут же оправдывает себя: всё равно не успею, этот автобус уйдет. Но разве редко бывает так, что бегущего пассажира к этому моменту уже увидел в зеркало заднего вида водитель и готов был несколько секунд подождать или просто этот автобус стоял на остановке еще столько, что можно было даже не добежать эти несколько метров успеть, а просто дойти?..

То же самое бывает — не столь явно, не столь наглядно — и в трудные моменты жизни, в искусительных ее обстоятельствах.

Искушение — чаще всего как раз явление достаточно протяженное, а не кратковременное, как думают некоторые. Когда человек, испытывая искушение, ждет скорого его конца, а тот все никак не наступает, он впадает в такую тоску, в такую печаль, что, кажется, лучше даже не жить. И именно в этот момент человек срывается и делает не то, чего ожидает от него Господь. А еще немного надо было продержаться — и Господь бы показал, какую ты можешь благодаря этому искушению приобрести пользу для своей души.

Настоящие индейцы

Как терпению научиться? В первую очередь, наверное, это невозможно без избавления от совершенно неправильного в своей основе саможаления. А это, в свою очередь, достигается изменением отношения к жизни. Нужно принять как данность, что душа каждого из нас должна стать по-настоящему выносливой и по-настоящему мужественной — без этого мы не сможем прожить эту жизнь действительно по-христиански. И тогда мы на многое сможем взглянуть по-другому.

Помню, в детстве я читал какую-то книгу о жизни североамериканских индейцев, и там рассказывалось об обряде посвящения юношей в число мужчин этого племени. На груди у посвящаемого делался надрез ножом, через этот надрез продевался кожаный ремешок, концы которого привязывались к столбу. По команде подросток должен был рвануться и вырвать у себя ремешком кусок плоти, так что на груди у него навсегда оставался шрам. Что думали бы мы, если бы с нами произвели такое злодейство? Кто-то подходил бы каждое утро к зеркалу и обливался слезами, кто-то, наоборот, не смог бы на себя смотреть до конца своих дней… А знаете, что думали об этом индейцы? Они думали только о том, что стали теперь полноценными членами племени и что если на войне или на охоте они получат какую-то рану, от которой останется шрам, они будут мужчинами вдвойне.

Я никого не призываю последовать примеру индейских юношей — просто это иллюстрация того, как к одному и тому же жизненному эпизоду можно относиться совершенно по-разному. Ты можешь сделать из чего-то трагедию, и она погребет тебя под собой, а можешь воспринять это как то, что подвигает тебя к состоянию воина Хрис­това. И в повсе­дневной жизни таких «настоящих индейцев», которые не бегут от душевных испытаний, а воспринимают их как данность и как некий шанс стать лучше, порой доводится встречать.

Выйти и покричать

Игумен Нектарий (Морозов)

Говоря о том, что терпению стоит учиться, надо обязательно сделать оговорку: нужно правильно понимать, когда от нас требуется именно оно. Порой кто-то из прихожан спрашивает: «Вот в этой ситуации когда должен наступить предел моего терпения?». Но корректнее, точнее, как мне кажется, было бы говорить не о пределах, а о некоторых критериях, которые позволят нам правильным образом оценить и обстоятельства, и свои действия.

Прежде всего, наверное, нужно принять такую мысль: всё то, что мы можем изменить, мы должны постараться изменить. Терпение необходимо там, где наши усилия ни к чему не привели или же где мы уже сделали то, что согласно с нашей христианской совестью, и теперь нам остается потерпеть последствия. Если, к примеру, муж-алкоголик поднимает руку на жену, ее терпение не должно выражаться в том, чтобы позволить забить себя до смерти или отдать ему последние деньги, отложенные на пропитание, дабы погасить конфликт. Точно так же, когда у человека болит зуб, он не должен терпеть эту боль до тех пор, когда зуб сгниет, и считать, что он молодец.

Терпеть — совсем необязательно означает молчать. Если, например, у человека что-то болит, его терпение вовсе не должно непременно выражаться в том, чтобы не проронить ни звука, уставившись в стену. Он может кричать, он может петь песни, он может делать еще что-то, пытаясь облегчить свое состояние, — главное, чтобы он не относился к этому как к какой-то захлестнувшей его трагедии и не делал, как следствие, того, что причинит вред его душе.

Как быть, если терпения не хватает, если чувствуется, по известному выражению, что оно вот-вот лопнет? Как-то одна прихожанка, которой много приходится общаться с больными людьми, призналась: «Когда внутри уже всё кипит, я под каким-нибудь предлогом выхожу в другую комнату, закрываю за собой дверь и говорю: “Господи, прости меня, можно я покричу?”. И потом тяну звук “а”, например. Мне это помогает».

Является ли это проявлением раздражения, нетерпения? Думаю, что, скорее, это, наоборот, терпение — в доступной пока конкретному человеку форме. И здесь, как мне кажется, воплощена некая идеальная схема того, как следует в таких случаях поступать.

Во-первых, выйти, не выказав человеку того, что мы готовы на него сорваться.

Во-вторых, попросить прощения у Бога за то, что мы испытываем эти чувства.

В-третьих, попросить у Него разрешения на какие-то действия.

И потом уже — то, что дает нам разрядку: кто-то может покричать, кто-то — постучать кулаком о стену, кто-то просто отвлечется на какое-то дело, которое ему приятно. Здесь вступают в действие физиологические механизмы: например, когда человек кричит, вырабатывается адреналин, который помогает переносить боль, а легкие освобождаются от углекислого газа. Но всё же нужно стараться перейти к терпению без крика, потому что внутреннее напряжение, которое требует подобного рода разрядки, даже если мы никого не обидели, пагубно сказывается на нервной системе. И то, что мы этим отношением, этими чувствами себя разрушаем, должно быть для нас стимулом это внутренне перерасти.

Безусловно, терпение не должно быть бессмысленным: мы в каждом конкретном случае должны понимать, ради чего мы терпим. И можно сказать, что в основе подлинного, угодного Богу терпения всегда лежит любовь.

К примеру, можно терпеть нестроения на работе, если для нас это единственный способ прокормить семью; можно терпеть капризы близкого человека, если этот человек тяжело болен и мы дежурим у его постели. Если же терпение не ведет нас к проявлению любви, тогда возникает вопрос «зачем?».

Где переключатель?

Бывает, что человек жалуется: раздражение захватывает его молниеносно — как найти переключатель, который так же быстро переведет нас в «режим терпения»? Если провести аналогию с миром техники, любой предохранитель срабатывает оттого, что включается автоматика. А в человеке эта мгновенность достигается только навыком: если изо дня в день планомерно отслеживать те ситуации, в которых мы срываемся, обдумывать их и находить правильное в каждом конкретном случае действие, однажды мы увидим, что поступили так, как должно — просто потому, что усвоили наконец правильное отношение, оно стало частью нашей жизни.

У преподобного Илии Экдика есть слова о том, что дом души — терпение, а пища души — смирение, и когда душе недостает пищи, она выходит из своего дома, то есть когда человеку не хватает смирения, он выходит из терпения.

Нетерпение, если к нему присмотреться, — это всегда ропот, возмущение, восстание против чего-то, с чем человек даже гипотетически не видит для себя возможности смириться. Нужно же — сначала смириться, умириться с собой, и это даст нам силы и потерпеть, если ничего сделать в этой ситуации не удастся.

А чтобы душа не выходила из своего дома, нужно стараться собирать для нее впрок эту драгоценную пищу — в трудные моменты жизни она нам очень пригодится.



Игумен Нектарий (Морозов)

источник: Газета «Православная вера» 

Фотографии Нины Корякиной