• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
14 сентября 2019 года

Черниговская Гефсиманская икона Божией Матери

1/14 сентября 1869 года совершилось первое чудо исцеления от Черниговской Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы из Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С чудотворного образа  было выполнено множество списков, большая часть которых была написана преподобным Германом Зосимовским, день прославления которого также празднуется 1/14 сентября.


Черниговская Гефсиманская икона писана на полотне в XVIII столетии и представляет из себя точный список с Ильинской Черниговской иконы, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский.

Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Черниговская Ильинская икона Божией Матери была пожертвована в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой. Отец ее служил в Архангельске, где из-за сурового климата заболел и скоропостижно скончался на пути в Москву.

Александра Григорьевна вместе с матерью и двумя младшими сестрами остановилась близ Хотьковского монастыря. Там мать передала дочерей на попечение знакомой монахини, а сама отправилась в Москву, где сильно заболела и несколько месяцев не могла вернуться к родным. Александра Григорьевна с сестрами в то время проживали в доме священника Иоанна Алексеева, в комнате, где находилась большая писанная на полотне икона Божией Матери Черниговская Ильинская.

Не получая вестей от матушки, старшая дочь усердно молилась перед образом Богородицы. Вскоре мать вернулась совершенно здоровая, и дети увидели в этом чудесную помощь, почувствовали еще большее благоговение к иконе, и на следующий же по приезде день был отслужен благодарственный молебен Божией Матери. Когда семья собиралась в Москву, Александра Григорьевна попросила священника сделать копию иконы, на что он ответил, что передаст сам образ, как только Филипповы устроятся на новом месте. В сентябре 1826 года Александра Григорьевна приняла икону, которая тут же была наклеена на новую парусину и отреставрирована.

В 1852 году было решено поместить икону Богоматери на место, где ее достойно чтили бы и хранили. Александра Григорьевна посоветовалась об этом с наместником Троице-Сергиевой Лавры преподобным Антонием, по благословению которого образ был перевезен в пещерную церковь Гефсиманского скита. 

Вскоре началось и чудесное прославление иконы Богоматери. Первое наиболее замечательное и документально засвидетельствованное чудо от Черниговской Гефсиманской иконы совершилось в 1869 году. С тех пор исцеления даруются страждущим, молящимся не только у самого образа, но и перед его списками.

Первое чудо, которым Господу благоугодно было ознаменовать святую икону, совершилось в день церковного новолетия (1 сентября). В тот день исцеление получила крестьянка из Тульской губернии Фекла Адрианова, восемь лет до этого страдавшая от полной парализации. Врачи не могли помочь ей, и больную, по ее просьбе, начали возить по святым местам. Это принесло небольшое облегчение страданий, но только по прибытии в Гефсиманский скит совершилось чудо исцеления.

Когда ее, недвижимую, внесли в пещерный храм Архистратига Божия Михаила, Фекла, по ее признанию, ощутила некий страх, соединенный с радостью. Помогавшие ей поднесли больную к иконе Божией Матери, и тут Фекла громко сказала: «Отпустите меня». До той поры поддерживавшие ее крестьянки с удивлением увидели, как Фекла самостоятельно встала на ноги и тут же пала ниц перед иконой. После горячей молитвы крестьянка снова поднялась на ноги и уже самостоятельно, пусть и поддерживаемая спутницами, смогла подойти приложиться к иным святыням в церкви.

Митрополит Московский Иннокентий, прибывший в лавру к празднику преподобного Сергия, услышав о совершившемся в Гефсиманском скиту чудесном исцелении, пожелал видеть исцеленную, лично беседовал с ней и расспрашивал о ее жизни, болезни и чудесном исцелении силой Богородицы.

На другой день, 26 сентября, святитель прибыл в Гефсиманский скит и повелел совершить перед чудотворной иконой Богоматери молебное пение. С этого времени от иконы Богоматери Черниговской Гефсиманской обильно стали проистекать многочисленные и разнообразные чудотворения. Все эти чудеса засвидетельствованы надлежащим образом очевидцами.

Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес.

В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь Ильинской Черниговской иконы (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. Для иконы изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями; серебряный оклад и пелена к святыне были пожертвованы в благодарность за исцеления. Перед иконой горели десятки лампад, пожертвованнные богомольцами.

С чтимого образа было выполнено множество списков, некоторые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков была создана в скиту схиигуменом Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в Санкт-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне преподобного Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне.

Преподобный Герман Зосимовский (Гомзин) - схиигумен, постриженник Черниговско-Гефсиманского скита, в 1897 году назначен строителем Смоленской Зосимовой пустыни. При нем был не только создан архитектурный ансамбль обители, собралось около 100 человек братии, но был насажден дух старчества, который принес пустыни в начале XX в. славу "Северной Оптиной". Преподобный Герман посещал Стефано-Махрищский монастырь, совершал здесь богослужения, а в 1909 году был кратковременно переведен в Махру настоятелем. В настоящее время в приделе во имя прмчц. вел. кн. Елизаветы Стефановского храма Махрищской обители находится икона прп. Германа с частицей святых мощей. 

До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна.

В Троице-Сергиевой Лавре хранились 3 списка чудотворного образа: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в церкви в честь Ильинской Черниговской иконы в скиту), в трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с изображениями предстоящих святителя Василия Великого и священномученика Антипы Пергамского). 13 сентября 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в возрожденный в 1990 году Гефсиманский скит.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской, глас 5

Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбми обуреваеми, взирающе на Твой образ, яко живущей Ти с нами, приносим смиренная моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждших, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежныя. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.



по материалам из открытых источников