• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
10 августа 2022 года

Христианское смирение и самооценка христианина

Ответ православного священника на вопрос о том, как христианину приобрести смиренное расположение души и не спутать его с "комплексом неполноценности".


Христианское правильное отношение к душе не есть то, что мы называем комплексом неполноценности. Известно, что «сатана — обезьяна Бога», и он на всём добром пытается паразитировать, чтобы его испортить.

Есть смирение, признание собственного недостоинства, но всё это не комплекс неполноценности, который вгоняет человека в уныние, тоску и «может постепенно сводить с ума». Но некоторых людей — да, сводит. А иногда им даже кажется, когда они с этим комплексом приходят в церковь, что они такие смиренные и осознающие свою греховность замечательные христиане. Ничего подобного! Такое уныние, в которое они погружаются — в конечном счёте обратная сторона гордости или тщеславия. Потому что человек остро переживает свою неполноценность. Он считает, что он хороший, но оказывается, что вот одно не сделал, а другое сделал не так, и начинает впадать в тоску.

Мне представляется, что правильное устроение души — то, в котором человек понимает свои немощи, но одновременно чувствует, как любовь Божия и милость Божия все эти немощи покрывает.
«Я удивляюсь не тому, что я такой плохой. Я удивляюсь тому, что я такой, какой есть, а Господь, оказывается, любит меня такого».

И об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Его спрашивают, как он живёт, а он говорит: «Я стараюсь в течение всей жизни следовать великому древнему правилу „Познай самого себя“. И из этого познания своих немощей, недостатков я познаю важнейшие свойства Божии — Его милосердие и любовь». У Иоанна Кронштадтского действительно очень много покаянных записей. Это совсем другое состояние.

Второе. Если затронуть вопрос об участии человека в своей жизни, в пути, которым он идёт, то святитель Феофан Затворник наилучшим образом ответил на этот вопрос: «Всё первичное — от Бога». И в том числе, конечно, благодать Божия действует сперва на нас и всегда готова нам помочь. «Как она действует? Движение благодати приводит в равновесие нашу волю, которая после грехопадения более склонна ко злу», — говорит святитель Феофан.

Святитель Тихон Задонский говорит то же самое: «Сердце человеческое само по себе только на злое способно».

Благодать не насилует нашу волю, а возвращает ей равновесие в свободе выбора между благим и злым. Если человек делает этот выбор в сторону благого — идет следующая ступенька, до которой благодать ему помогает вернуть это равновесие. Но если идет в другую сторону — значит, таков его выбор. И в этом смысле мы вполне участвуем в своей жизни, являемся ее творцами.

Надо также понимать, что наша жизнь будет считаться удавшейся (в христианском смысле), когда движение нашей воли будет согласно с волей Божией. Причём совсем не обязательно, что нам Господь будет давать прямые указания, как жить и как поступать. Один старец говорил мне: «Все хотят знать о том, что с ними будет. А знать то, что с нами будет — это знать волю Божию о себе. Так? А воля Божия — вот она, в заповедях. Ты живи по ним, и всё. Если ты можешь так делать, то ты творец своей жизни». Но это творчество не абсолютное в том смысле, в каком мы говорим о Божественном творчестве. Оно здесь в том, что мы приводим или не приводим себя в согласие с волей Божией.



Протоиерей Павел Хондзинскийpriest.today