«Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы». В этой заповеди Господь, подчёркивая значение добродетели милосердия, призывает людей к совершению добрых дел по отношению к своему ближнему. И многие понимают её в довольно узком смысле — только как раздачу милостыни малоимущим. Однако, по слову святителя Иоанна Златоуста: «Эта заповедь весьма обширна и есть много способов её совершения». Прощение обид, снисхождение к немощам других, утешение страждущих не только в физическом или материальном аспекте, но и в духовном, тоже является исполнением этой заповеди. Это же можно сказать относительно помощи и тем, кто уже разрешился от уз земной жизни и направился в мир иной.
Из Евангелия мы знаем, что «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых, ибо у Него все живы», поэтому все нуждаются в молитвах.
Святитель Афанасий Александрийский пишет: «Молись за праведника, и он ещё больше просветится, молись за грешника, и Бог помилует его».
Именно для помощи усопшим Церковью установлен обычай их поминовения.
КАК ЦЕРКОВЬ ПОМИНАЕТ УСОПШИХ
Каждый день перед Божественной литургией на проскомидии священник совершает поминовение усопших, читая их имена в записках, поданных их родственниками и знакомыми, и вынимая при этом частицы из просфор, которые в конце литургии ссыпаются в Чашу со Святыми Дарами при произнесении слов «Отмый Господи, греси поминавшихся ныне Кровию Твоею Честною и молитвами святых Твоих».
Кроме этого важного действия поминовение усопших присутствует на всех службах в виде заупокойных тропарей, стихир, канонов, чем всякий раз выражается забота Церкви о загробной участи почивших и подчёркивается связь между Церковью Небесной и Церковью земной.
Существует несколько дней в году, которые полностью посвящены поминовению усопших. Поскольку большинство из них выпадает на субботу, то за ними закрепилось название «Родительская суббота». Под родителями следует понимать всех почивших, в том числе наших предков, родителей в более широком смысле.
Есть богослужебный устав, основанный на древних церковных традициях, который указывает, что нужно делать православным христианам в эти дни и как правильно поминать усопших.
ИСКАЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ
К сожалению, в наши дни эта традиция обросла большим количеством позднейших наслоений, которые не только размывают изначальный церковный смысл поминальных дней, но и привносят в эту традицию совершенно чуждый для Церкви дух, будучи основаны на суевериях или практиках, не имеющих никакого отношения к христианству.
В советское время Церковь долго находилась под гнётом гонений, и люди с большим трудом могли осуществлять религиозную деятельность.
Очень часто забота об усопших: уход за могилами, воспоминание почивших в дни годовщин и других памятных дат, — было единственной возможностью для советского человека соприкоснуться с духовным миром, как-то приобщиться религиозным обычаям их предков. Однако отсутствие религиозного образования и общения с носителями церковного предания имело свои негативные последствия, которые мы можем наблюдать и сегодня, особенно среди людей, которые живут вне Церкви. Это посещение кладбищ вместо храма в Великие праздники, совершение нелепых обрядов на могилах и при поминовении усопших, которые не имеют никакого отношения к православной традиции поминовения почивших и не только являются бесполезными для тех, кому они предназначены, но могут принести духовный вред самим совершителям.
Конечно, это всё недостатки воцерковления и отсутствия элементарных религиозных знаний у людей, которые длительное время были вынуждены жить в духовном вакууме. Однако в настоящее время, когда существует обилие религиозной литературы, открыто и действует множество храмов и религиозных школ (воскресных и специальных), у людей есть возможность приобретать духовный опыт, изучать историю и учение Церкви, в том числе и то, что касается поминовения усопших.
ПОСЕЩЕНИЕ КЛАДБИЩА В РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ
Мы находимся в преддверии великого христианского праздника – дня Святой Троицы (Пятидесятницы), и этот праздник, на ряду с другими самыми важными событиями богослужебной жизни, предваряется особым поминальным днём Троицкой родительской субботой, чтобы подчеркнуть связь между Церковью Небесной, которой принадлежат уже почившие, и Земной, в которой пребывают ныне живущие христиане, и напомнить, что грядущее торжество предназначено не только для живых, но и для отшедших в мир иной, ибо мы верим в воскресение мёртвых и что у Бога все живы.
Существует определённое правило для христиан, как провести этот день с пользой для почивших. Конечно, самое главное — это посещение церковного богослужения в этот день для участия в Божественной литургии и совершения поминовения усопших, которое выражается в том, чтобы подать записки с именами на проскомидию и на общую панихиду, поскольку совместная церковная молитва имеет большое значение для усопших. Посещение кладбищ является традиционным в этот день, и обусловлено оно прежде всего тем, что ранее кладбища всегда были при храмах, и верующие после богослужения направлялись к могилам своих близких. Сейчас обстоятельства изменились, и иногда люди стоят перед выбором: идти ли только в храм или только на кладбище, поскольку они находятся в разных местах и для одновременного посещения может не хватить времени или сил. В таком случае храм и молитва всегда важнее, могилы можно посетить в другой день.
При посещении кладбища также важно вести себя как христианам, то есть избегать суеверий, распития алкогольных напитков и осуждения людей. Раньше была добрая традиция приглашать на могилу священника для совершения литии или панихиды. Если есть такая возможность, то и в настоящее время это может быть очень похвальным и полезным для усопших обычаем.
Также следует отметить, что для украшения храма, часовен и надгробий используются только живые цветы. Венки из пластика и искусственные цветы являются не только пустой тратой средств, но и усугубляют проблемы связанные с экологией, которых сейчас и так предостаточно.
ПРАЗДНИК – ДЛЯ РАДОСТИ И БЛАГОДАРЕНИЯ
Ну и самое главное, церковные праздники нам даны не для того, чтобы скорбеть и унывать, а чтобы пребывать в радости и благодарении, не потому что у нас нет повода для печали, в этой жизни это невозможно, а по причине надежды, которую имеет каждый христианин, по слову Апостола: «Не видел того глаз, не слышало ухо и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог для любящих Его» и «нынешние кратковременные страдания не идут ни в какое сравнение с той славой, которая откроется в нас».
Размышления настоятеля Николаевского Малицкого монастыря архимандрита Бориса (Тулупова)
«Тверские епархиальные ведомости»