• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
10 декабря 2020 года

Страсть осуждения. Продолжение

"Раковой опухолью духовной жизни является порицание и осуждение. Этот вопрос касается нас всех, потому что мы все легко осуждаем наших братьев за их дела, а самих себя всегда оправдываем. Мы теряем таким образом Божественную благодать и мучаемся, хотя могли бы, избегая осуждения, жить во Христе без большого труда." Иеромонах Григорий Святогорец


Иеромонах Григорий (Панайотис) родился на острове Метилены в Греции в 1936 году, окончил богословский факультет в Афинском университете, затем изучал святоотеческое богословие в Страсбурге.

После принятия монашеского пострига и священного сана, местом пребывания иеромонаха Григория стала Святая гора Афон. В 1968 году по благословению преподобного Паисия Святогорца он поселился в монастыре Ставроникита. В 1971 году у отца Григория появилось послушание — он стал духовником, причём сразу в двух странах — в Греции и в Германии.

Уже более тридцати лет иеромонах Григорий Святогорец подвизается в келье святого Иоанна Богослова, которая принадлежит афонскому Кутлумуш. Отец Григорий считает, что крайне важно тщательно подбирать духовную литературу, сам он не только постоянно читает, но и пишет — всего из-под его пера вышло около трёх десятков книг, особой популярностью во всём мире пользуется книга «Божественная литургия».

В 2017 году издательство «Никея» выпустило специальную серию авторства иеромонаха Григория «Святой Афон». В ней собрано шесть книг, каждая из которых затрагивает духовные вопросы, не теряющие своей актуальности во все времена. Предлагаем читателям главы из книги "Страсть осуждения".

Последствия осуждения

Грех осуждения, даже если мы полагаем, что к нему нас побуждает исправление ближнего, имеет тяжелые последствия для нашей духовной жизни.

Преподобный Исаак Сирин считает злословие дверью для страстей в душу человека. Он говорит: «Кто возбраняет устам своим осуждать, тот хранит сердце свое от страстей. А кто хранит сердце от страстей, тот ежечасно зрит Господа… и прогоняет от себя демонов. Если любишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяческих, тот никого не осуждай и не слушай того, кто осуждает брата своего… Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего».

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф.7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает».

Вред от осуждения распространяется не только на одного человека. «Злословящий же губит и себя, и слушающих, - пишет преподобный Антиох Палестинский, - собирая для себя двойную вину в грехе – оказываясь виновным и за себя, и за поверивших ему».

Порицающий ближнего, по слову Иоанна Златоуста, «бывает беспокоен, подозрителен и боязлив… Выслушал ты слово, - говорит премудрый, - пусть умрет оно с тобою… (Сир.19:10). То есть: скрой его, закопай, не позволь ему выйти из твоих уста… старайся даже не допускать, чтобы тебе говорили худо о других. А если когда и услышишь что-нибудь, похорони, забудь сказанное; предай забвенью, как будто ты и не слышал: тогда будешь проводить настоящую жизнь весьма мирно и безопасно».

Тот, кто осуждает и злословит своего брата, «отлучает себя от милости Божией, которой наслаждаются святые», как предостерегает преподобный Антиох Палестинский. А кто не получает милости Божией, лишается всякого духовного блага.

Дополнительной причиной, по которой мы никогда не должны осуждать наших ближних, является неверность сведений об их жизни, которыми мы располагаем. Святые отцы советуют нам не доверять даже собственным глазам.

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя слова апостола Павла: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке (1 Кор.4:5), говорит: «Хотя бы ты, по твоему мнению, точно знал дела ближнего, суд твой ошибочен: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор. 2:11). Сколь многие из презираемых и ничтожных просияют светлее солнца? Сколь многие из великих и славных окажутся прахом и гробом повапленным (Мф. 23:27)?»

Послушаем знаменитого авву Пимена: «В Писании сказано, что только о том, что видели очи твои, свидетельствуй. А я говорю вам, что, даже если вы своими руками осязали что-то, все равно не доверяйте. Расскажу вам, как один брат оказался посмешищем из-за того, что носил в себе лукавые домыслы против своего брата. Однажды ему привиделось, что другой брат согрешил с женщиной. И был он в великом борении, пошел и пнул их ногой, думая, что это они, со словами: «Прекращайте, сколько можно?» И тут он увидел, что это были снопы пшеницы. Поэтому я и сказал вам, что, даже если вы ощутите что-то своими руками, не обличайте».

Но самое большое зло, которое порождает осуждение, -  осуждающий отпадает от любви. Апостол Иаков, брат Господень по плоти, пишет: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11-12). Исходя из этих апостольских слов, преподобный Максим Исповедник замечает: «Не предавай слуха твоего языку клеветника, ниже языка твоего слуху любящего злоречия, с удовольствием говоря или слушая речи против ближнего: да не отпадешь от любви Божественной и окажешься чуждым вечной жизни».

Авва Исаак Сирин говорит: «В тот день, когда отверзешь уста свои и станешь говорить против кого-либо, представь себя мертвым для Бога и суетным во всех делах своих; хотя бы и казалось, что ты говоришь нечто искреннее и с пользой для брата. Ибо какая нужда человеку рушить собственное здание, чтобы исправить здание ближнего?»

По слову святого Дорофея, нет большего зла, чем осуждать ближнего. Святой спрашивает: «Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем себе суд Божий?.. Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с великим оным старцем, который, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: «О, худо он сделал!» Или вы не знаете, какое ужасное событие повествуется о нем в Отечнике? Святой Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал ему: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его, в царство или в муку?» Святой старец, пораженный этим, все остальное время жизни своей провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы Он простил ему тот грех осуждения».

Святые покрывают согрешившего

Святые отцы оказывали любовь каждому грешнику, подражая человеколюбцу Христу. Послушаем авву Исаака: «Прикрой падающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь благодушия, и тебя поддержит милость Владыки твоего».

Такую братскую любовь возделывал авва Пимен. В патерике мы читаем: «Некогда в киновии брат впал в тяжелый грех. В тех местах был отшельник, который долгое время никуда не выходил. Авва киновии пошел к сему отшельнику и рассказал ему о падшем брате. «Изгоните его», - сказал отшельник. Брат, будучи изгнан из киновии, от сильной скорби заключился в пещеру и плакал в ней. Случилось там проходить братиям к авве Пимену, и они услышали его, плачущего. Вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби и стали упрашивать, говоря: «Пойдем с нами к авве Пимену». Он не хотел и говорил: «Умру здесь, ибо согрешил». Братия пришли к авве Пимену и рассказали об этом. Старец упрашивал их вернуться и сказать, что его зовет авва Пимен. Вскоре они привели его. Старец обращался с ним с большим добросердечием и просил поесть.  Между тем он послал одного из своих учеников к отшельнику, посоветовавшему изгнать брата из монастыря, со словами: «Много лет я слышал о тебе и желал видеть тебя… возьми же на себя труд прийти сюда и повидаемся». Отшельник, хотя и не выходил никуда из кельи своей, решил пойти. И вот авва Пимен ему говорит: «В одном месте были два человека, и каждый имел в своем доме умершего родственника. Вдруг один оставляет своего мертвеца и идет оплакивать другого». Отшельник, выслушав, почувствовал угрызения совести, вспомнил, что сделал, и говорит: «Авва Пимен высоко в горах, на небе, а я вот внизу, на земле».

В этой же книге мы читаем: «Говорили об авве Макарии, что он был как Бог земной: потому что как Бог покрывает мир, так и он покрывал недостатки братии, видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал».

Полезно обратить внимание на еще одну поучительную историю из Патерика: «Рассказывают об авве Аммоне, как однажды он остановился в одном монастыре перекусить. Там неподалеку проживал один монах, имевший дурную славу. Случилось, что тогда в келье этого подозрительного брата находилась женщина, с которой у него была связь. Ее визит к нему стал известен и вызвал большое волнение. Проживавшие на том месте собрались пойти прогнать этого монаха. Между тем, узнав, что здесь находится и епископ Аммон, пригласили его пойти с ними, чтобы перед его лицом обличить этого брата, прежде чем выгнать его.

Как только этот брат узнал, что ему приготовили, спрятал женщину в большой бочке. В тот же миг вошел авва Аммон и все общество. Святой догадался, что придумал монах, и покрыл дело. Он сел поверх бочки, повелев обыскать все кругом. Когда все тщательно обыскали и не нашли женщину, авва Аммон сказал им: «Да простит вас Бог!» Затем сотворил молитву и отпустил их всех. Когда же он остался наедине с этим монахом, взял его за руку и с казал: «подумай о душе своей, брат». И, не сказав больше ни слова, вышел.

Авва Дорофей так рассуждает об образе действий аввы Аммона в случае с грешным братом: «Посмотрите, что сделал святой Аммон?.. Видите, какую выказал жалость? Какую любовь имела эта святая душа!.. Придя, он сел на бочку, а остальным велел искать по всей келье. Когда же они ничего не нашли, он сказал им: «Бог да простит вас». И так он устыдил их и таким образом помог им впредь не доверять легко обвинениям на ближнего. Одновременно он исправил и брата, не только покрыв его, но и вразумив в подходящий момент. Только когда он взял его за руку, выслав всех вон, он сказал: «Подумай о душе своей, брат». Брат сей тотчас устыдился и растрогался.  Так человеколюбие и сострадание аввы Аммона подействовало немедленно на его душу».

Читайте также:  Страсть осуждения. Часть I



~ иеромонах Григорий Святогорец (Хадзиэммануил)

Издательский дом "Никея", 2017