• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
1 января 2021 года

Старец Харалампий Дионисиатский

1 января 2021 года исполняется 20 лет со дня блаженной памяти старца Харалампия Дионисиатского – ученика преподобного Иосифа Исихаста, благодатного духовного наставника, игумена монастыря Дионисиат на Святой горе Афон.


Будущий подвижник родился в 1910 году в семье благочестивых родителей. Уже с юного возраста он неоднократно был испытуем Богом на прочность веры и удостоился спасения жизни чудесным явлением Георгия Победоносца во время болгарского плена. Вместе с родителями Харалампий испытал в полной мере горечь геноцида турок, беды войны, тяготы вынужденной эмиграции и многие другие скорби.

Учеником старца Иосифа Харалампий становится в 1950 году. Тот даже не захотел с ним начинать беседу, пока тот не сделает три тысячи земных поклонов. Так началась жесткая, но благодатная школа послушания у одного из самых выдающихся старцев современности, ученики которого стали новым фундаментом афонского монашества. Какая цена была заплачена за то, чтобы заживо умереть для греха и замертво ожить для Бога, говорят многие примеры из жизни старца Харалампия, вот лишь некоторые из них.

Однажды у отца Харалампия очень сильно разболелся зуб. Он терпел сколько мог, но, когда это было уже невозможно, то попросил у старца Иосифа благословение вырвать зуб. Тот разрешил, но с условием, что Харалампий засветло, в этот же день вернется обратно в монастырь. Харалампию для этого нужно было успеть обратно на тот же корабль, который привез его к зубному врачу, принимавшему монахов на Святой Горе. Врач, увидев огромный отек и воспаление во рту, сказал, что зуб сегодня вырвать невозможно. Нужно сначала положить лекарство, чтобы прошло воспаление, потому что в противном случае боль будет ужасной. Надо оставаться ночевать. Но Харалампий категорически отказался, потому что ему во что бы то не стало нужно выполнить благословение старца и сегодня же вернуться в монастырь. С трудом врач согласился делать операцию. Зуб не вырывался очень долго. Харалампий, не смотря на свое крепкое здоровье и силу, от боли и страданий не раз был близок к обмороку. Как только зуб удалось вырвать, бледный и еле живой, он вскочил и побежал обратно на пристань. Но корабль, который должен было его отвезти обратно уже уплыл. Тогда Харалампий решил пробираться к своему монастырю ночью, по крутым склонам Афона, проходя по узким каменистым тропам, над головокружительными пропастями, сильно рискуя при этом своей жизнью. Только за полночь, еле живой, Харалампий смог добраться до своего монастыря. Подойдя к келье старца Иосифа, он стал стучаться в дверь.

Старец Иосиф: «Ты кто?»

Харалампий: «Отче, открой, это я, твой ученик, Харалампий, вернулся в монастырь по твоему благословению»

Старец Иосиф: «Уходи, я не знаю тебя, если бы ты был мой Харалампий, то ты бы еще засветло был в монастыре».

Харалампий опустился на колени перед дверью старца и зарыдал… Через некоторое время и сам старец Иосиф открыл двери, и…весь в слезах…рыдая, обнял Харалампия. В келье старца Иосифа весь пол был мокрый.

"Дитя мое – сказал Старец, - с тех пор, как ты ушел из монастыря, я не переставал, стоя на коленях, проливать слезы и молиться о тебе".

Старец Иосиф знал и чувствовал все, что происходило с его учеником. Очень редко Старец позволял показывать на людях свои чувства. Но вот сейчас, весь в слезах, старец Иосиф был таким, каким он был на самом деле. Отцом, глубоко любящим своих духовных детей. Врач – монах, который вырвал зуб у Харалампия, хранил его как святые мощи и, показывая другим монахам, называл его «зубом послушания».

Старец Харалампий

Некоторые методы воспитания старца Иосифа могут показаться соблазнительными людям, воспринимающим христианство, как набор елейно умиленных состояний, но для самого Старца это была настоящая война как за свою душу свою, так и за души своих учеников. Все братья монастыря держали у себя в кельях палки. Как только, пусть и незначительный греховный помысел входил в душу, он, в буквальном значении этого слова, выбивался ударами палки, которыми монахи смиряли сами себя.

Самоуничижение было необходимым оружием молитвенного делания. Первый враг для монаха, как и для любого православного — это он сам. Старец Иосиф неоднократно унижал Харлампия, говорил с ним очень грубо, непочтительно. При этом никакой вины за Харлампием не было, все унижение он терпел не заслужено. Это были жесткие уроки смирения, которые преподавал Старец своим ученикам. Но зато какую благодать они получали от этого.

Отец Харалампий вспоминал: «Как-то старец позвал меня и крепко сжал в своих объятиях, проливая при этом потоки слез. Он излил на меня из своего сердца такую бесконечную любовь, что вся моя душа наполнилась ликованием. Старец показал свою любовь настолько ощутимо, что все мое существо вошло в невыразимое чувство радости. Это чувство не затухало во мне всю ночь. Зная это, мой старец сказал мне: «Дитя мое, Господь дал тебе лишь одну капельку из бескрайнего океана Своей любви. Постарайся же, на сколько у тебя хватит сил, использовать все случающиеся, каждое искушение, каждое уничижение, каждую скорбь так, чтобы они открывали для тебя возможность познать иное состояние, еще более высокое, чем то, в котором ты пребывал сегодня».

Все больше возрастал отец Харалампий в послушании Старцу, и это послушание творило в нем чудеса. Вот один из примеров этого.

В скиту жил монах, занимавшийся рыбной ловлей. Однажды у прибрежных скал он случайно познакомился с другим старичком-монахом. У того была замечательная лодочка, но сам старик был ветхим и уже не мог ею пользоваться. Монах-рыбак стал упрашивать старца Иосифа взять старичка в скит. Он будет его досматривать, а тот даст ему возможность пользоваться своей лодкой. Старец Иосиф долго отказывался, но упорство рыбака пересилило.

Прошло совсем мало времени, как старик разболелся. У него начались сильные желудочные расстройства, притом такие, что тот не успевал доходить до туалета. Из-за этой его немощи и самого старика, и всю его келью нужно было мыть по несколько раз в день. Болезнь усиливалась и дошло до того, что от старика уже невозможно было отлучаться. Монах-рыбак не выдержал и побежал к старцу просить прощения и разрешения отвести старика обратно. Но тут уже старец Иосиф был тверд и не позволил этого. На уговоры рыбака старец Иосиф ответил: «Ладно иди, я сам решу эту проблему». А дальше происходит не понятное…Старец зовет отца Харалампия и благословляет ухаживать за стариком. Что начало твориться в душе у Харалампия, сложно даже представить! Не осуждать монаха-рыбака не было никаких сил. Он не понимал, зачем ему это все, какое он вообще имеет отношение к этому старику и всей этой истории, почему он оказался в ней крайним! Харалампий с детства был очень аккуратным, бережливым и опрятным. Теперь же ему нужно было ползать на коленях на грязном полу в жидкой вонючей жиже. Но вместе с тем Харалампий стал бороться с этими помыслами. Он говорил про себя: «Будь осторожен, ты сдаешь экзамен, ты служишь самому Христу. Пренебрегая этим старичком, ты пренебрегаешь самим Спасителем. Взывай к Нему всю ночь, чтобы Он тебя помиловал». В то, что дальше произошло, сложно поверить.

Вначале от зловония, Харалампий зажимал себе нос. Но вдруг он вместо смрада стал чувствовать благоухание, похожее на то которое исходит от святых мощей, но более сильное. Харалампию приходилось иногда пригоршнями собирать нечистоты, но запах, который они издавали, просто пьянил его своим ароматом. «Тебе Бог дал этот дар за твою решимость выполнить любое, возложенное на тебя послушание» - объяснил Харалампию старец Иосиф. Позже старик ушел из скита сам. «Отпустите его - сказал старец Иосиф- это не он сам, а Бог так решил».

Братство старца Иосифа Исихаста

Несколько иначе, но также чудесным образом, Бог явил свою милость Харалампию, когда тот вызвался принести тяжелую бочку с оливковым маслом с пристани. Братство трудилось весь день на тяжелых работах. К вечеру все сильно устали. Но вот они слышат с моря сигнал кораблика. Это значит, что кому-то надо идти вниз на пристань и забрать бочку с маслом, которую привезли для братства. Видя, что старец Иосиф опечалился, понимая, что посылать некого, что все устали, Харалампий сам вызвался выполнить это послушание. «Иди дитя мое, а я буду за тебя молиться» - благословил его Старец.

Харлампий спустился вниз к морю, взял на плечи бочку и на гнущихся от усталости ногах стал подыматься вверх по узкой тропке на скалы к монастырю. Но чудесным образом вес бочки стал как будто уменьшаться и в конце концов у Харалампия появилось чувство, что не он несет бочку, а она сама его толкает вверх по тропинке. Путь от моря до монастыря груженый осел проделывал за 45 минут, а то и за час. Харалампий, с 50 килограммовой бочкой масла на спине, проделал этот путь за полчаса, нисколько не утомившись.

Прошло время, и старец Харалампий стал известным на Афоне духовником. Начало его духовничества положил старец Гавриил, один из уважаемых игуменов святой горы. Рассмотрев в Харалампии человека мудрого и духоносного, он сам пришел к нему в Новый Скит и официально предложил стать духовником монастыря Дионисиат. Отец Харалампий отказывался и был неумолим.

Видя его непреклонность, мудрый игумен сказал: «Принеси-ка мне епитрахиль, я прочитаю тебе разрешительную молитву». Отец Харалампий становится на колени, наклоняет голову, игумен накрывает его епитрахилью и говорит: «Вот я, возложив тебе на выю епитрахиль, повелеваю тебе за послушание, с сегодняшнего дня вступить в должность духовника нашей святой обители». На что отец Харалампий смиренно с готовностью отвечает «Благословите, геронда (греч «старец»). Воля Божия да будет».

С тех пор, на протяжении многих лет, отец Харлампий нес послушание духовника монастыря Дионисиат, а затем был избран игуменом этой обители, за что его и называют Дионисиатским.

Прошло немного времени, и слава о нем пронеслась не только по всему Афону, но и далеко за его пределами. К отцу Харлампию стали приходить не только монахи, но и верующие люди со всей Греции.

Старец был очень строг по отношению к тем, кто совершил аборты, считая их хладнокровным убийством беззащитных людей. Греховным он полагал и сознательнее нежелание супругов иметь детей. Тех, кто для этой цели применял разные медицинские средства вообще отлучал от Причастия. Причиной неудачных браков и распадов семей он видел в удалении от Матери Церкви и ее Таинств. К нему приходили разные люди. Вот один из многих случаев.

Монастырь Дионисиат на Святой горе Афон

Некий муж стал жаловаться старцу на то, что жена к нему совершенно холодна, даже более того питает отвращение, хочет забрать детей и уйти. Старец увидел духовным взором, что один из знакомых этой семьи, желая переманить женщину к себе, прибег к колдовству.

- Неужели, геронда, на свете существует колдовство? Неужели оно может принести людям столько зла?

- Существует? Да сколько хочешь. Но действует оно только на тех, кто в момент искушения оказался безоружным».

- Я вас не понял, геронда?

- Безоружен тот, кто далек от Церкви, кто не имеет общения со Христом, не молится, не исповедуется, и не причащается.

Старец Харалампий записал в помянник имя супруги этого христианина для поминовения, а от него самого потребовал усиленной молитвы за жену и регулярного Причастия Святых Христовых Таин. Через некоторое время жизнь супругов наладилась.

Старец требовал, чтобы все христиане, как можно чаще причащались Святых Таин, не реже, чем раз в две - три недели, и за норму считал еженедельное причастие.

Еще одной особенностью духовных наставлений старца было то, что всех христиан, независимо монах он или мирской, он понуждал заниматься Иисусовой молитвой. Людей, которые считали, что это может послужить к прельщению, отец Харалампий сам называл прельщенными. «Восставать против Иисусовой молитвы и есть самая большая прелесть (духовное самообольщение)» - не раз говорил старец. Главная причина прельщения не в том, что человек стремиться читать непрестанно Иисусову молитву, а в том, что он горд. В гордости, самомнении, превозношении - корень любого прельщения, учил старец.

Отец Харалампий говорил, что человека, который находится в прелести, может узнать даже новоначальный. "Как? По лицу, у них лица всегда какие-то дикие. А в голове полная путаница и совершенный беспорядок. Они становятся такими жесткими, что годами не знают, что такое покаянные слезы".

Старец Харалампий и старец Иосиф Ватопедский

После успения старца Иосифа Исихаста отцу Харлампию было посмертное видение духовника. Старец Иосиф пришел к нему, окутанный необычайно ярким светом. Это сияние было более ярким, чем чувственный солнечный свет. Отец Харлампий, внимательно вглядевшись, увидел, что тот весь увешан орденами и медалями. Крепко обняв и поцеловав своего духовника, отец Харлампий спросил:

«Геронда, откуда у тебя все эти награды»?

«Их даровал мне Христос», ответил преподобный Иосиф.

Отец Харлампий имел не мало откровений и видений от Бога. Приведем лишь некоторые из них:

Как-то один брат из монастыря стал обуреваться помыслами сомнения. Он думал, вот мы здесь целыми ночами молимся, служим, постимся, и прочее. Это конечно для нас хорошо, но кому от этого еще какая польза? С этими мыслями он отправился спать. А на следующее день пошел к старцу Харалампию, чтобы исповедовать эти помыслы, но старец его упредил своим рассказом. В сильном волнении он начал говорить, что Бог ему сегодня дал видение: «Когда я стоял на молитве» - говорит старец - то в какое-то мгновение мне показали, что я нахожусь в огромной трапезной. Какие - то двери, более похожие на церковные врата, находились прямо передо мной. В трапезной собралось огромное количество народа. Люди терпеливо стояли и, как бы ждали своей очереди, чтобы подойти ко мне. Сам я был похож на главного хлебодара, вы тоже были возле меня, резали какие-то большие хлеба, похожие на просфоры, и подавали их мне. Собравшиеся в трапезной были выстроены в две очереди. В одной из них находились умершие, в другой живые. Каждому из подходивших я давал по куску хлеба на благословение. Радостные они отходили в сторону. Я заметил, что там были все, кто записан в нашем синодике».

Монах понял, что это видение было ему дано через старца. Когда же он исповедовал те сомнения, которые его обуревали, старец рассказал ему также историю своего духовного учителя.

В миру у старца Иосифа была двоюродная сестра. Жизнь у нее в духовном плане сложилась не очень удачно, но старец ее любил. Умерла она плохо. Гримасничала, кривлялась, говорила плохие слова. Старец плакал о ней. «Я думал - говорит отец Харлампий - что он жалеет о ее смерти. Но старец, зная мои мысли, сказал: «Я плачу не потому, что она умерла, а потому, что она пошла в ад на муки». Тем не менее старец наложил на себя строгий пост и стал молиться за нее по четкам. И однажды отец Харлампий увидел, как старец Иосиф буквально светиться от радости. «Что случилось, Геронда»? «Сейчас расскажу дитя мое, - отвечает старец- все эти дни я беспрестанно молился и пребывал в бдении, посте и слезах о своей сестричке и сегодня сподобился радостного и удивительного видения. Во время молитвы я увидел свою сестру живой. С великой радостью она сообщила мне, что сегодня день ее избавления. «Я освобождаюсь от мучений и иду в рай» - сказал она. Но и это не все. Тут же возник передо мной блаженный папа Георгий. Это отец святой жизни, у которого было сильное желание вызволять грешников из ада. Ежедневно он совершал Литургию и поминал тысячи имен. Также он часто ходил на кладбища и служил по почившим литии и панихиды. И так явившись мне, он сказал: «Надо же, надо же…до сих пор я считал, что почившим можно помочь только поминовением их на Божественных литургиях и панихидах. Теперь же я увидел, что можно спасать и молитвой по четкам! Этим видением я удостоверился, что моя сестричка спаслась. Бог показал мне и силу молитв по четкам, которая может вызволить душу из ада».

Так старец наставил молодого монаха и в напутствие ему сказал: «Если хочешь помочь и себе и другим, старайся, сколько хватает сил, понуждать себя к послушанию и молитве».

Старец Харалампий

Старец Харлампий также предписывал клирикам ежедневно совершать установленные Церковью богослужения, то есть Вечерню, Повечерие, Утреню и насколько возможно часто служить Литургию. «Иерей является посредником. Его долг - ежедневно возносить молитвы и Божественное приношение за свое стадо».

К монахам у него также было строгое отношение. Старец считал, что в монашестве не надо искать правды. «Монах становиться прав, если идет путем послушания и терпеливого перенесения несправедливостей и искушений».

Будучи уже глубоко уважаемым старцем, отец Харлампий не упускал ни одной возможности смириться и уступить ближним. Даже если это были неразумные молодые монахи, которые в своей дерзости и безумии позволяли себя поносить старца. Он всегда таковым с глубоким смирением отвечал «простите».

Кончина старца была мирной тихой и спокойной. Свидетели рассказывали, как поздней ночью в первый день 2001 года Старец сидел на своей кровати. В какой момент он стал внимательно наблюдать за чем-то невидимым, словно весь ушел в глубокое созерцание. Внезапно отец Харлампий затрепетал от радости, поднялся с кровати на ноги, протянул руки, словно желая кого-то обнять. Раздался радостный возглас Старца … и его душа отлетела к Небесам.



~ протоиерей Игорь Рябко

spzh.news