Постоянно возникает вопрос: возможно ли для тех, кто живёт в миру, заниматься умной молитвой?
Вопрошающим отвечаем утвердительно. Да. Чтобы была понятна всем, интересующимся умной молитвой, и тем, кто ещё не знает о ней, причина нашего побудительного слова к занятию ею, дадим краткие пояснения по этому вопросу, дабы ни у кого не возникало недоумений от различных её определений и толкований.
В общем и целом, молитва — это единственное обязательное и необходимое делание и добродетель для всех разумных существ, постигаемых при помощи чувств и при помощи ума, человеков и ангелов, и потому подобает нам совершать это делание непрестанно.
Молитва не различается догматически по видам и способам, но, согласно Святым Отцам, каждый вид и способ молитвы имеет великую пользу для души, если только не будет примешано к нему какое-нибудь диавольское прельщение или воздействие.
Цель этого вседобродетельного делания — обратить и удерживать ум человека в Боге.
Именно для этой цели наши Святые Отцы изобрели способы, облегчающие и упрощающие молитвенное делание, чтобы ум легче и увереннее обращался и пребывал в Боге.
В совершении прочих добродетелей участвуют и другие части тела, и органы чувств человека, в то время как в блаженной молитве всецело действует один только ум, а следовательно, необходимо много старания для его побуждения и удержания, чтобы молитва стала плодоносной и приятной Богу.
Наши святейшие Отцы, которые возлюбили Бога всем своим существом, имели главной своей заботой достижение единения с Господом и непрестанного с Ним пребывания, а потому обращали всё своё усердие на молитву как на наиболее действенное средство.
Мы не будем говорить сегодня о прочих способах молитвы, известных и обычных почти для всех христиан, но заострим внимание только на так называемой «умной молитве», о которой нас постоянно спрашивают.
Эта тема интересует благочестивую полноту верующих, поскольку она почти неизвестна и зачастую толкуется неправильно, и описывается скорее как что-то невероятное.
О способе совершения и о плодах этой боготворящей добродетели, от очищения и до святости, к которой она и приводит, пусть нам расскажут в точности сами Святые Отцы.
Только о том поведаем мы, убогие, что способно просветить и наставить братьев наших, живущих в миру: каким образом необходимо заниматься ею.
Старец Иосиф Ватопедский
|
Святые Отцы назвали её «умным деланием», т. к. она совершается умом, но именуют её и «трезвением», что означает почти одно и то же.
Наши Святые Отцы определяют ум как некое свободное и пытливое существо, которое не терпит ограничений и не сильно склоняется к тому, чего сам он не может постичь.
Поэтому, во-первых, они избрали простую и немногословную форму молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», чтобы не требовалось большого усилия ума удерживать пространное молитвословие, а во-вторых, обратили ум внутрь, в центр нашего разумного бытия, где он, пребывая недвижимым, наедине с одной только мыслью — божественным призыванием сладчайшего имени Господа нашего Иисуса, смог бы как можно скорее почувствовать божественное утешение.
Невозможно, согласно Святым Отцам, чтобы нас не услышал постоянно призываемый нами Всеблагой Владыка — Тот, Кто так сильно желает спасения человека.
Поскольку всякая добродетель, которую мы стремимся достичь, по своей природе такова, что требует применения вспомогательных средств, то и это священное делание, по Святым Отцам, также нуждается в соблюдении необходимых условий: некоторое безмолвие, отрешение от забот, уклонение от узнавания и обсуждения происходящих событий, от попечений вроде «дай-возьми», всемерное воздержание и из этого вытекающая общая молчаливость.
После всего этого, не думаю, что твёрдая непрерывность и навыкание молитве будут чем-то недостижимым для благоговейных радетелей сего священнейшего делания.
Добрый навык совершать в одно и то же время суток всегда примерно одинаковое — будет хорошим началом для этого.
Мы особенно выделяем настойчивость как самую необходимую составляющую молитвы, на что справедливо указывается и божественным Павлом: «В молитве будьте постоянны с настойчивостью» (Рим. 12, 12).
Еще более, чем другие добродетели, молитва требует усердия на протяжении всей нашей жизни, и поэтому повторяю для усердствующих, чтобы они не тяготились этим и не считали необходимость упорства неудачей в этом трезвенном делании.
Поначалу нужно произносить молитву шёпотом или чуть-чуть громче, когда сталкиваешься с внутренним натиском и противодействием.
Когда же это соделается добрым навыком, так что с лёгкостью будет удерживаться и произноситься молитва, то можно будет обратить её внутрь, при совершенном внешнем молчании.
В книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», в первой части, даётся хороший пример вхождения в молитвенное делание.
Таким образом, добрая настойчивость и усердие, всегда с одними и теми же словами молитвы, не переменяемыми часто, произведут добрый навык, а он впоследствии доставит обуздание ума, тогда же явится и присутствие благодати.
Как всякой добродетели соответствует какой-то определенный итог, так и молитва имеет плоды — очищение ума и просвещение, и приводит к высочайшему и совершенному благу — единению с Богом, т. е. к самому обо́жению.
Святые Отцы говорят также и следующее: надлежит человеку искать и домогаться встать на путь, вводящий во Град Божий, но если случится так, что он умрет, еще не успев достигнуть окончания пути по каким-либо причинам, Бог причтёт его к достигшим совершенства.
Выражаясь более ясно в отношении молитвы, я говорю, что подобает всем нам, христианам, подвизаться в молитве, особенно в так называемой односложной или умной молитве, и каких бы ты уровней в ней не достиг — получишь великую пользу.
Молящийся человек не предаётся подстерегающему его искушению, поскольку молитвенному деланию соприсутствует трезвение, сущность же сего делания — непрестанное моление. Бдящий и молящийся «не внидет в напасть» (Мф. 26, 41).
Старец Иосиф Ватопедский
|
Также такой человек не подвергнется умопомрачению, при котором совершит какую-нибудь глупость или ошибку в суждении или принятии решения.
И не впадёт в леность и нерадение, которые являются причиной множества зол.
И не побеждается страстями и слабостями, хотя и сам немощен, а особенно — при встрече с соблазном. Напротив, возрастает его ревность и благоговение. Он становится усердным к творению добрых дел. Укореняется в кротости и непамятозлобии. Возрастает день ото дня у него и вера, и любовь ко Христу, и это побуждает его ко всем добродетелям.
Много у нас примеров наших современников, особенно молодых, которые благодаря доброму навыку молитвы были спасены от ужасных опасностей и падений в тяжкие грехи, или же от смертоносных бедствий.
Следовательно, умная молитва — долг каждого верующего, всякого возраста, сословия и состояния, вне зависимости от места, времени и занятий.
Молитвой приводится в действие Божественная благодать и она разрешает проблемы и искушения, которые окружают верующих, так что, по слову Писания, «всякий, кто призовёт имя Господне — спасётся» (Деян. 2, 21).
Нет здесь опасности впасть в прелесть, как проповедуют некоторые невежды, достаточно только, чтобы молитва совершалась просто и со смирением. Строго необходимо, чтобы при совершении молитвы не представлять в уме никаких образов, ни Владыки нашего Христа в каком бы то ни было виде, ни Госпожи Богородицы, ни какого-нибудь иного лица или изображения.
Опять же, посредством образов происходит внедрение помыслов и прельщения. Ум пусть будет заключен в слова молитвы, и со многим смирением пусть ожидает человек божественной милости.
Случающиеся фантазии, свет, движения, звуки и шумы — неприемлемы, будучи диавольскими уловками для препятствования и прельщения. Признаками пришествия благодати для новоначальных будет: радость духовная, радостотворные слёзы умиления или растворенный надеждой страх при воспоминании грехов к ещё большему печалованию и плачу.
При возрастании благодати рождается чувство любви ко Христу, тогда же исчезает совершенно и парение ума, и возгревается сердце в любви к Богу настолько, что кажется, большего уже вынести невозможно.
Кроме того, человек помышляет и желает остаться в таком состоянии, в котором сейчас находится, навсегда, и не хочет уже ничего другого видеть и слышать.
Всё это и различные иные формы восприятия и утешения являются предварительными для тех, кто стремится совершать и удерживать молитву, насколько это возможно, делая всё от них зависящее.
Думаю, что этого уровня, довольно простого, может достигнуть всякий крещёный человек, живущий православно, и пребывать в такой духовной радости и веселии, имея в то же время и божественный покров, и помощь во всех своих делах и предприятиях.
Снова повторю своё увещевание для тех, кто любит Бога и стремится ко спасению, чтобы они не медлили испытать это доброе делание и обычай, потому что они впоследствии не смогут найти слов, чтобы выразить свою благодарность Богу за великую благодать и милость, которая даруется тем, кто хоть немного подвизался на этом поприще.
Всё это я говорю, чтобы придать им мужества, чтобы не колебались и не малодушествовали, когда встретят неизбежное малое сопротивление и утомление.
У современных старцев, которых мы знали, в миру было много учеников, мужчин и женщин, семейных и безбрачных, которые достигли не только начального уровня, но и ещё более преуспели, по благодати и милосердию Христа нашего: «Яко удобно есть пред очима Господнима внезапу обогатити нищаго» (Сир. 11, 21).
Старец Иосиф Ватопедский
|
Я думаю, что в нынешней суматохе, когда так много смятения, отрицания и неверия, нет более простого и легкого и практически для всех достижимого духовного делания, имеющего такое множество преимуществ и столь плодоносного, чем эта скромная молитва.
Подобает всякому, сидит ли кто или движется, работает или даже лежит и отдыхает в постели, и вообще, где бы он не находился, — всегда и везде творить малую эту молитву, которая заключает в себе и веру, и исповедание, и призывание, и надежду; и с таким небольшим усилием и с таким малым трудом сможет он в совершенстве исполнять всеобщую заповедь «непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17).
К какому бы слову наших Святых Отцов мы не обратились, или даже к чудесным их житиям, — мы, пожалуй, не встретим никакую другую добродетель, которая бы восхвалялась столь много и совершалась с такой ревностью и упорством, представляя собой сильнейшее средство преуспеяния во Христе.
Мы не ставим перед собой цель прославить или описать эту царицу добродетелей, ибо что бы мы ни сказали, мы, скорее всего, только умалим её.
Наша цель — подвигнуть и воодушевить каждого верующего на молитвенное делание, и тогда каждый познает на собственном опыте, как мало мы рассказали.
Поспешите все сомневающиеся, отчаявшиеся, скорбящие, пребывающие в неведении, страдающие маловерием и обдержимые многообразными испытаниями, навстречу утешению и решению своих проблем.
Сладчайший наш Иисус Христос, Жизнь наша, возвещает нам, что без Него мы не можем «творити ничесоже» (Ин. 15, 5).
Так вот, призывая Его постоянно, мы никогда не останемся одни и, следовательно, все сможем о укрепляющем нас Господе Иисусе — и теперь, и в будущем.
Вот оно, правильное значение и исполнение важных слов Священного Писания: «Призови мя в день скорби, и избавлю тя, и прославиши мя» (Пс. 49, 15).
А мы не только «в день скорби», но всегда будем призывать всесвятое Его имя, чтобы просвещался наш ум и не впадали мы в искушения.
И если кто пожелает подняться выше, куда повлечёт его всесвятая благодать, он минует эту начальную ступень и «будет сказано» ему и о Том, когда достигнет он той таинственной области.
В заключение повторим наше увещевание или, скорее, ободрение всем верующим, что они могут и должны заниматься молитвой «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», так называемой «умной молитвой», с уверенностью в том, что получат великую пользу, в какую бы меру они ни пришли.
Память смертная и смиренное мудрование, вместе со всеми прочими вспомогательными средствами приближают духовное преуспеяние по благодати Христа, Господа нашего, в призывании Которого и должна заключаться цель этого благого занятия. Аминь.
~ старец Иосиф (Ватопедский)
Журнал «Святогорское свидетельство», издание монастыря Ксиропотам, выпуск № 8–9, июнь-ноябрь 1990 г.
Трость скорописца