• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
27 февраля 2021 года

Старец Ефрем Катунакский

14/27 февраля - день преставления одного из самых почитаемых афонских подвижников XX столетия иеросхимонаха Ефрема Катунакского, ученика старца Иосифа Исихаста. Старец Ефрем Катунакский прожил на Святой горе 65 лет, из которых 42 года был послушником, и всей своей жизнью прославил святое послушание, которое является основой правильного монашеского устроения.


Сын бедных родителей, с юных лет ревностный православный подвижник, в двадцать один год - насельник Афона. Промыслом Божьим отец Ефрем стал духовным сыном преподобного Иосифа Исихаста, а позже, еще при своей жизни, был прославлен как один из авторитетнейших старцев Святой горы.

О семье, где родился и воспитывался старец, можно судить по смерти его матери. За два дня перед кончиной мама отца Ефрема приняла схиму с именем Мария. При жизни она отличалась необыкновенной глубиной смирения и кротости. Когда она умерла, больничная палата, в которой Мария находилось, наполнилась благоуханием. Врачи решили, что кто-то из монахов принес в больницу миро и намазал ее тело. Но потом выяснилось, что никто в плату не входил. Даже одежды этой женщины источали тонкий благоухающий запах. Старец Ефрем был удостоен видения о посмертной участи свой мамы: «Видел - идет моя мать ко Христу! «Добро пожаловать, Мария, добро пожаловать!» – говорит ей Спаситель и благословляет… Простая деревенская женщина, безграмотная и чего достигла! Когда я молился о ней, то получал, а не отдавал, переполнялся от радости. Мы здесь годами трудимся, чтобы достичь такого состояния…»

Важнейшим духовным служением старец считал Литургию. Каждый день он совершал ее неукоснительно, при этом поминал сотни имен «о здравии» и «о упокоении». Своим духовным чадам из числа священнослужителей преп. Ефрем всегда ставил в пример отца Николая Планиса (1851-1932 г.), прославленного Элладской Церковью в 1992 году. Вся жизнь этого простого малообразованного священника была одной непрестанной литургией. «Великую силу имеет епитрахиль, так что как можно больше поминайте имен», - наставлял старец своих учеников.

Распорядок жизни старца был следующий: вкушая немного пищи после полудня, он спал три часа до заката солнца. После этого, выпивая чашечку кофе для бодрости, начинал всенощную, молясь по четкам до полуночи. В полночь служил Литургию, после нее отдыхал до рассвета, а с первыми лучами солнца трудился на послушании, зарабатывая на жизнь. Работа длилась до двенадцати часов дня. Далее следовал обед, после которого скит закрывали и уже никто не мог в него войти. Стучащему отвечали: «Будь ты даже Ангелом - в это время мы не принимаем». Молитву старец не позволял прерывать никому.

Отец Ефрем учил, что мирное устроение духа – это основа всех основ в деле монашеского подвига. «И в радости, и в печали ты должен быть внутренне собранным и внешне выглядеть достойно и спокойно. Насытился рая - позаботься о том, чтобы не возгордиться. Испил ада – позаботься, чтобы не отчаяться».

Вот какие наставления он давал своим духовным чадам:

«Основа духовной жизни - послушание и чистота мыслей. Достигается это очищением сердца через исповедь, чтение духовных книг и молитву, а также целомудрием, разумным постом и богослужением.»

«Дитя, когда видишь недостатки у других, знай, что твое духовное состояние не на должном уровне. Плод молитвы - видеть других, как ангелов.»

«Кто несправедливо обижен - получает значительно большую награду от Бога, чем тот, кто подает милостыню.»

«Не открывайся» - т.е. уклоняйся от новых впечатлений, забот, которые бы рассеивали ум и препятствовали внимательной молитве."

Время, как череда событий, старца не интересовало. Оно было для него лишь возможностью жить в присутствии Бога. Каждые сутки он проводил согласно «программе», данной ему старцем Иосифом Исихастом, и никогда не нарушал этого распорядка. Иисусову молитву отец Ефрем также никогда не оставлял. Заповедовал ее творить всем (как монахам, так и мирским) медленно, с пониманием, не представляя ни лиц, ни образов. «Первые плоды молитвы, говорил он, это – радость». Признавал старец также и молитву своими словами.

Важной чертой характера старца было его абсолютное отсутствие осуждения по отношению к любому человеку. Старец нередко вспоминал виденный им эпизод из своей жизни. Какой-то монах подымался по тропинке между келий. Недалеко от него другой монах стал стучать вместо била (деревянные брусья, которые используют на Афоне в качестве колокольного звона) в консервные банки. Проходивший мимо его монах, как бы невзначай про себя сказал: «Ну что он делает? Совсем с ума выжил что ли». И вдруг старец Ефрем увидел, как душа осудившего монаха упала и покатилась в глубокую пропасть. «Я был потрясен разрушительной силой греха осуждения», - вспоминал старец. С тех пор отец Ефрем был очень внимателен не только к словам, но и даже к своим мыслям, не допуская ни малейшего осуждения.

Отец Ефрем никогда не копил денег, не делал вкладов «на будущее». Понять цену этой добродетели можно, лишь вникнув в особенности жизни скитян Святой горы. Скит – это семья монаха, а обеспечение этой семьи зависит только от того, кто как сумеет заработать денег для пропитания и обеспечения себя всем необходимым. Монастыри не оказывают помощь тем, кто живет в скиту. Лечение, одежда, еда, вода, отопление - все это на плечах братии скита. Случись какая беда, они могут надеяться только на себя. Поэтому отсутствие сбережений «на черный день» было для старца своего рода подвигом полного и абсолютного доверия Богу. Даже те пожертвования и милостыни, которые ему доставляли духовные чада, отец Ефрем раздавал до заката солнца, если не было необходимости в этот день что - то на них купить.

Мы считаем также важным рассказать здесь о разговоре отца Ефрема с албанским митрополитом Севастианом. Владыка подвергался жесточайшим гонениям от албанских националистов, и скорбя от этого, пришел к старцу за утешением и благословением. Он жаловался отцу Ефрему на то, что, просыпаясь утром, не знает доживет ли до вечера или его тело найдут в канаве с отрезанной головой. Услышав последнюю фразу, отец Ефрем воодушевился и воскликнул с поднятыми вверх руками: «Ой дай Бог!? Дай то Бог! Я желаю вам удостоится этой чести владыка! Дай Бог, что бы все так и было. Правильно вы сказали – «в канаве и без головы»! Какое же это счастье, какое благословение стать мучеником. Святые престолы основываются на мощах мучеников, а не преподобных. О, как бы я хотел, чтобы Бог дал вам эту благодать, так умереть».

Вот еще интересный случай из жизни старца Ефрема. Как-то он сказал одному монаху: «Послушай меня, друг, это твой братишка, который сейчас на небесах, сделал тебя монахом». Молодой инок удивился, но промолчал. У него не было умерших братьев. Когда же этого монаха навестил на Афоне родной отец, то он спросил у него, не было ли у него братьев, о которых он не знал? И услышал потрясший его ответ: «Да, один твой брат умер еще младенцем, но мы тебе об этом никогда не говорили».

Есть одна деталь, которая отличает чистые души. Они обладают тонким чувствованием душ, вплоть до духовного запаха. Старец Ефрем слышал грехи, как зловоние души. Он говорил о том, что слышал сильную вонь от посетившего его атеиста. Другой раз старец удивился, что не слышит вони от человека, который заявлял, что он буддист. В какой-то момент он нарочно сел к нему поближе. «Фу-у. Что это была за вонь, что я почувствовал», - рассказывал старец, делая жуткую гримасу. Как-то один епископ спросил старца об экуменизме. Старец помолился, чтобы Господь его возвестил: «Одно лишь зловоние с привкусом кислоты, солености и горечи…» - сказал отец Ефрем с отвращением.

Среди всех добродетелей на первое место старец ставил послушание, которое он очень высоко ценил и считал, что это самый короткий путь ко спасению.

Также советовал своим духовным чадам:

«Не оставляй себя без надзора ни на час, постоянно контролируй себя.»

«Главная задача человека - победить самого себя.»

«Первое препятствие, которое встречает каждый - это он сам, диавол занимает второстепенное место.»

Покорность воле Божией, смирение - это то, чем спасается каждая душа: «Меня этому опыт научил. Да будет воля Божия. И в этом находишь покой».

«Молитва - это зеркало христианина.»

«Когда человек молится, то впитывает в себя свойства Божии.»

«Когда не знаешь как поступить, спрашивай у Богородицы.»

«Выдели (совет для мирян) хотя бы пол часа, вечером и утром, чтобы читать Иисусову молитву, усердствуй и увидишь какой плод она принесет.»

«Молитва, четки, милостыня привлекают милость Божию. Никакой грех не превышает милости Божией.»

«Молитва по четкам за брата, родственника может его душу освободить из ада - такую силу имеет молитва.»

В этом сам старец убедился на опыте, молясь по четкам за своего деда. Явившись во сне, дед его поцеловал и сказал: «Благодарю тебя, дитя мое. Сейчас я нахожусь в лучшем положении». Вскоре старец увидел во сне и свою бабушку. Она поцеловала его руку и говорит: «Дитя мое, помолись и обо мне, чтобы я пришла туда, где сейчас твой дед». «Я их видел совершенно живыми, хотя знал, что они умерли», - говорил старец.

Вот еще духовный бисер из писем старца:

«Благодать удерживается смирением и благодарением Бога.»

«Избегающий полезного искушения, избегает и вечной жизни.»

«Без терпения никто не венчается.»

«Не теряй мужества - победит не дьявол, а Христос.»

«Хочешь дух? Дай кровь.»

«Лучше быть обиженным, чем обижать.»

«Добродетель нуждается в том, чтобы быть гонимой для того, чтобы сиять ярче. Держи крепко и высоко знамя нашего Сладчайшего Иисуса, и не бойся нападок человеческих.»

«Святые не стали святыми сами по себе, но с помощью Богородицы. Они просили день и ночь Пресвятую о помощи, и Она помогла им стать святыми.»

«Всегда скромные, всегда ласковые, всегда рассудительные, всегда радостные, всегда терпеливые, всегда уступчивые - такими должны мы быть, если хотим пребывать в любви и мире со всеми.»

Из писем отца Ефрема к чадам, находящимся в великой скорби:

«Насколько человек смиряется - насколько и приближается к Богу."

А вот что пишет в своем письме старец умирающему от рака монаху:

«С мучениками призвание твое, со святыми удел твой. Скажу тебе, по правде. Я ублажаю тебя и завидую, взирая с упованием на плод твоего испытания. Многая любовь Божия к тебе привела тебя на Голгофу. Святой Златоуст составляет два похвальных слова многострадальному Иову. Не восхваляет его жизнь до перенесени страданий, когда он был благочестив, гостеприимен, отвращающийся всякого зла, но превозносит его в терпении, явленном в испытании, посланном от Бога.

Во время оккупации некий бедняк - отец, обувщик, шил обувь и отдавал ее своей дочери продавать в соседних селах. Девчушка в любую погоду, сама босая, ходила по деревням и продавала. Когда голодная, когда холодная, когда днем, когда ночью. В конце концов она заболела туберкулезом. Незадолго до смерти ее успели постричь в монахини и назвали Анисия. Так вот, когда было перенесение ее останков, то они благоухали. Вот какой результат принесло терпение в скорбях.

В моей деревне была одна похожая душа. Василики ее звали. Из-за многих трудов ее здоровье сильно подорвалось и в конце концов она умерла. Один сосед ее, очень благочестивый, молясь, как-то раз видел Ангелов, славящих Бога. И среди них была и эта душа. Вот чего она своим терпение удостоилась…

У меня была двоюродная сестра, которая повредилась умом и очень страдала. Приблизительно через двадцать пять лет умерла. Поверьте, мне, я видел ее среди ангельских чинов. Она вместе с Ангелами славословила Троицу. Вы слышите! За терпение которая она имела в горести и скорби (парализованная, не могла даже сама себя обслужить), за терпение, в перенесении этого искушения, которое ей, конечно, Бог попустил, какой награды Он ее удостоил!"

Можно ли молиться о всех людях без рассуждения? Может ли быть в грех молитва о упокоении некоторых людей? Вот чему учит жизненный опыт старца:

Двоюродная сестра старца Ефрема Анна была связана с магией, и умерла в духовном разрыве с Богом и Церковью. Но старец жалел ее, и просил за нее Бога «Господи Иисусе Христе, ради Крови, которую ты пролил на Кресте, помилуй эту душу». Но сам Господь остановил его. «За такое дерзновение, - вспоминал Старец, - я схлопотал хорошую оплеуху, целиком предназначенную мне. Бог все терпит, но от магии держись как можно дальше!.. Нечто подобное попробовал еще раз, опять навлек на себя гнев Божий, но опомнился, успев испросить прощения, и избежать наказания. Страх и ужас все это». 


9 марта 2020 г. Синод Константинопольского Патриархата принял официальное постановление о прославлении в лике святых афонских старцев: Иосифа Исихаста, а также Ефрема и Даниила Катунакских.



~ протоиерей Игорь Рябко

spzh.news