• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
11 февраля 2019 года

"Соловей пустыни". Преподобный Ефрем Сирин

«Слова, которые не святы, суть звук и звон», – писал преподобный Ефрем Сирин. Подвижник был наделен исключительным даром слова, благодаря которому он прославился как духовный писатель и проповедник. «Сирийским пророком» и «пустынным соловьем» называли Ефрема Сирина его современники.


Родился преподобный Ефрем в начале IV века (в некоторых источниках условно годом его рождения называется 306-й). Город Низибия в Месопотамии стал родиной Ефрема Сирина. Родители его были бедными земледельцами и, согласно автобиографии святого, исповедовали христианство: от них он «получил наставление о Христе». В своей автобиографии преподобный также упоминает, что предки его «исповедали Христа перед судией», поэтому Ефрем называл себя «родственником мученикам». Однако этому противоречит сирийское жизнеописание святого, где указывается, что отец преподобного был языческим жрецом.

Сам Ефрем Сирин вспоминал, что в юности он вел не вполне благочестивую жизнь, был гневлив и жесток, из-за чего часто развязывал ссоры, имел самые срамные и грязные помыслы. Но самым сложным испытанием для него стал период глубоких сомнений в Промысле Божием, когда он был почти уверен, что все в жизни происходит по воле случая. Именно в этот период с ним произошло важное событие, которое решило всю его будущую жизнь.

Событие это было следующее… Однажды Ефрему, не успевшему вернуться домой из города, довелось заночевать в лесу, там же ночевал и пастух со стадом овец. Ночью стая волков напала на овец и растерзала их. Когда пастух рассказал об этом хозяину стада, тот не поверил и обвинил Ефрема в том, что он вступил в заговор с ворами и выкрал ночью овец. За это он был посажен в тюрьму, где провел семьдесят дней. Вместе с Ефремом ожидали суда еще двое ложно обвиненных человека: один – в прелюбодеянии, а другой – в убийстве.

Ефрем сильно скорбел, недоумевая, почему невинные люди оказались под подозрением и теперь ожидают суда. Тогда ночью ему последовало вразумление: некий голос повелел Ефрему хорошо вспомнить свою жизнь и отыскать вину в другом своем, ранее совершенном поступке. Вскоре молодой человек припомнил, что действительно однажды выгнал из загона корову бедняка, которую затем растерзали хищники. Когда он рассказал эту историю, двое других заключенных также нашли свою вину в прошлых проступках, которым не придали в свое время никакого значения. Состоявшийся суд оправдал всех невинно заключенных, а истинные виновники совершенных преступлений были наказаны. Это происшествие настолько повлияло на Ефрема Сирина и поразило своим глубинным смыслом, что сразу же после этого он оставил мир и удалился в горы, став отшельником.

Относительно последнего факта, правда, существуют разночтения: что именно следует подразумевать под «отшельничеством» преподобного, насколько оно было уединенным? Известно, что Ефрем проживал к востоку от реки Евфрат, и существует большая вероятность, что он принадлежал к сирийской общине «сынов Завета», которую можно назвать городским типом монашества, поскольку египетский, собственно отшельнический, тип монашества в то время в Северной Месопотамии еще не мог утвердиться. Преподобный не только виделся с другими людьми, но впоследствии он смог их учить и наставлять.

Учителем Ефрема Сирина в аскетических подвигах и трудах стал епископ Иаков Низибийский, подвизавшийся в тех же горах. Им было создано училище в Низибии, в котором преподавал и Ефрем. Известно, что в 325 году святитель Иаков присутствовал на I Вселенском Соборе, на который с большой вероятностью он мог взять и Ефрема Сирина, помогавшего своему старцу-учителю во всем.

После кончины святителя Иакова в 338 году Ефрем продолжил свою преподавательскую деятельность в Низибии. Однако когда в 363 году город был захвачен персами, он был вынужден переехать в Эдессу. Здесь он теперь уже сам открыл училище, которое получило название «школа персов» (то есть беженцев из Персии). Очень быстро о преподобном узнали люди, многие из которых стали искать у него духовного руководства.

В «Лавсаике» встречается упоминание о том, что по прибытии Ефрема в Эдессу одному из местных старцев во сне явился Ангел, который держал свиток, исписанный письменами изнутри и снаружи. Ангел спросил старца, кому он должен вручить это список. После того, как старец назвал несколько имен, Ангел ответил сам, что свиток он должен вручить Ефрему Сирину: только он его достоин. Затем Ангел сам вложил в уста преподобному этот свиток. На следующее же утро старец слышал, как люди на улице в восторге восклицали: «Ефрем учит так, как будто фонтан бьет из его уст».

Существуют некоторые упоминания о том, что преподобный предпринял путешествие в Египет, а на обратном пути посетил Кесарию Каппадокийскую, где встретился со святителем Василием Великим. И хотя возможность такой встречи никто не отрицает, однако большинством исследователей она рассматривается не более чем как легенда.

Из чувства собственного недостоинства Ефрем Сирин так и не был посвящен во священнический сан, но был рукоположен во диакона. Согласно некоторым жизнеописаниям, такое рукоположение совершил над преподобным сам святитель Василий Великий. Однако более вероятным является предположение, что это рукоположение было совершено ранее, еще в Низибии.

Интересным житийным штрихом к портрету святого является отказ Ефрема Сирина от епископства. Святитель Димитрий Ростовский повествует, что, когда народ (по другим источникам – святитель Василий Великий) хотел поставить преподобного Ефрема епископом, тот претворился юродивым и стал как безумец бегать по площади, крича и срывая с себя одежду, а также выхватывая у продавцов еду. После этого он удалился из города и скрывался до тех пор, пока не был избран новый епископ.

Последние годы своей жизни Ефрем Сирин провел уединенно, вдали от людей. Вернуться на непродолжительное время его заставил голод, случившийся в 372 году в Эдессе. Тогда богачи не желали помогать бедным, которые погибали от обрушившегося на город несчастья, и преподобный, воззвав к совести этих зажиточных людей, смог помочь беднякам. Затем Ефрем снова удалился в горы. Вскоре он написал завещание, после чего мирно скончался. Произошло это предположительно в 372 или 373 году.

Необычайный дар слова был предсказан преподобному Ефрему Сирину еще в детстве. Тогда его родители видели во сне, как на языке их чада выросла виноградная лоза, заполнившая собой весь небосвод. И чем больше птицы съедали ягод с лозы, тем еще больше вырастало нового винограда.

Исследователи насчитывают до тысячи трудов, которые принадлежат преподобному Ефрему Сирину. Дар его проповеди был настолько очевиден и востребован временем, что почти все его творения сразу же переводились с сирийского языка на греческий. Очевидно, что не одним искусством речи, которому он, скорее всего, нигде не обучался, достигала проповедь Ефрема Сирина сердец своих слушателей, но и – в первую очередь – подлинностью жизни сирийского подвижника.

Изречения преподобного Ефрема Сирина

О словах и молчании

♦ Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды.

♦ Уста наши – это путь и мост, по которым проходят часто непристойные речи; должны же они быть внешней дверью во святилище, внутри которого Святое святых.

♦ Язык проповедует, что любит сердце, и, к чему прилеплено сердце, о том твердит язык; устами обличаются тайны сердца нашего.

♦ Слова, которые не святы, суть звук и звон.

♦ Многословие не лишено греха, многоречивость есть показатель недостатка мудрости и знания.

♦ Кто любит молчать, тот и сам остается безмятежным, и не огорчает ближнего.

♦ Если возлюбишь безмолвие, то совершишь плавание в тишине.

♦ Много беседуй с Богом, мало говори с людьми.

♦ Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадомое сокровище.

♦ Возлюбим безмолвие, чтобы иметь чистое сердце и чтобы вверенный нам храм соблюлся неоскверненным от греховного растления.

О знаниях и учении

♦ С мерой приобретай себе золото, а обучение – без меры, ибо когда умножится скорбь – учение будет для тебя и упокоение, и услаждение.

♦ Кто вразумляет сам себя, тот вразумляет и другого; кто учит себя, тот учит ближнего.

♦ Лучше быть рачительно пасомым, нежели пасти нерачительно. Лучше учиться рачительно, нежели учить и делать как не должно.

♦ Страх Божий есть верх всех знаний: где нет его, там не найдешь ничего доброго.

♦ Блажен, кто делами проповедует добродетель. А если говоришь свойственное добродетели, делаешь же противное ей, то это не спасет.

♦ Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно.

♦ Знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше старого, но глупого царя.

О тщеславии

♦ Не превозносись в славе – и не впадешь в отчаяние.

♦ Старайтесь делать всякое доброе дело во славу Божию, а не в собственную свою славу, не ищите себе похвал у людей и не восхищайтесь ими. Ожидайте же похвалы и славы от Единого Бога.

♦ Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись этому; но дивись тому, кто возненавидел земную славу.

♦ Если ты сделался сильным в добродетели, а ненавистник добра возбуждает некоторых людей к притеснению тебя, то не приходи в робость и не изменяй благочестию из страха человеческого, ибо страшно впасть в руки Бога живого (Евр. 10: 31).

♦ Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят.

♦ Не возвеличивай себя прежде искушения, потому что постигшее искушение нередко пристыживает с виду стоявших твердо.

♦ Лукавая душа, когда льстят ей, превозносится, а когда оскорбляют ее, приходит в неистовство; а добрая душа и лести не радуется, и на оскорбление не негодует.

О смирении и смиренномудрии

♦ Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят, и в землю пойдет; возвышает же Господь смиренных.

♦ И Богу и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение возвышает Господь.

♦ Искренним сердцем возлюби смирение и обретешь благодать у Вседержителя Бога и здесь, и в будущем веке.

♦ Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи – смирение.

♦ Смирением человек более благоугождает Богу, нежели жертвами и приношениями.

♦ Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока.

♦ Великое преспеяние и великая слава – смиренномудрие, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата так, как бы и сам ты принимал пособие.

♦ Кто хочет сдвинуть камень, тот не сверху, а снизу подложит рычаг и тогда легко повернет камень. Это – образец для смиренномудрия.

♦ Кто сам себя возвышает, тот готовит себе бесчестие, а кто служит ближнему в смиренномудрии, тот прославится.

♦ Начало плодоносия – цвет, а начало смиренномудрия – покорность о Господе.

♦ Не возносись сердцем, чтобы, подвергшись падению, не навлечь на себя бесславия.

♦ Превозноситься – значит почти то же, что укорять Бога собственными своими заслугами.

♦ Высокоумие во всякое время домогается чести, а смиренномудрие в славе не превозносится и в бесславии не беспокоится, потому что ожидает награды от Господа.

♦ Желаешь ли правой жизни? Упражняйся в смиренномудрии; потому что без него правая жизнь невозможна.

♦ Все дела свои делай в смиренномудрии, во имя Спасителя нашего Иисуса Христа, и чрез это плод твой вознесен будет до неба. А гордыня подобна весьма высокому согнившему дереву, у которого ломки все сучья, и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты.

♦ Возлюби смиренномудрие, и никогда не впадешь в диавольскую сеть, потому что, воспаряя на быстрых крыльях, всегда будешь гораздо выше вражиих сетей.

О терпении

♦ Воздержание есть нерв терпения.

♦ Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева.

♦ Оттого, что не хотим ради Господа потерпеть и малой скорби, невольно впадаем во многие и тяжкие скорби.

♦ Ныне два есть рода скорбей, которыми окружен всякий человек под солнцем: скорбь по Богу и скорбь мирская. Невозможно перейти настоящую жизнь без какой-нибудь из них: или без скорби по Богу, или без скорби мирской. Скорбь мирская тяжела и невознаградима, а скорбь по Богу имеет надежду вечной жизни.

♦ Без страха Божия и совершенного терпения невозможно в чем-либо преуспеть и достигнуть цели.

♦ Пока есть у нас силы, поработаем Господу в правоте сердца, чтобы во время скорби иметь Его своим помощником, избавляющим нас от великих бед.

♦ Терпи скорбь о Господе, чтобы объяла тебя радость.

♦ Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни.

♦ Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, когда тебе прислуживают и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои.

♦ Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения.

♦ Да не кажется тебе сладким удовольствие, чтобы не сделалось для тебя горьким мучение.

♦ Упражняйся в добродетели, не приходя в уныние от трудов, потому что без трудов не познается добродетель.

♦ Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро, так в напастях изведываются души смертных, имеющих помощником Господа.

♦ Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства.

Об осуждении 

♦ Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою.

♦ Кто верует, что будет суд, тот не судит ни одного человека, но охраняет себя даже от малого и неважного.

♦ Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.

♦ Кто радуется падению благочестивого, тот двукратно падает.

♦ Не превозносись над согрешившим, не поощряй ко греху не согрешившего – то и другое вредно и опасно.

♦ Кто хочет для других служить зеркалом, тому предварительно надобно рассмотреть себя самого.

♦ Если видишь согрешающего, не разглашай его греха, не осуждай его, не питай к нему ненависти, чтобы и тебе не впасть в тот же грех, а лучше скажи: «Я хуже его, и сегодня согрешил он, а наутро согрешу я».

♦ Подвергая суду других, вы тем самым показываете себя хорошо знающими, что есть зло, а, значит, не другим, но именно вам не должно его делать.

♦ Если кто клевещет брату на брата, то осуждается он с диаволом, а кто страждет за брата, тот наследник Христов.

♦ Не смейся и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтоб самому не впасть в искушение. Ибо у кого сердце омрачено бурею помыслов и побеждено страстями, тот и человека не стыдится, и Бога не боится.

♦ Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других.

О покаянии

♦ Покаяние есть жертвенник Божий, потому что при посредстве его согрешающие умилостивляют Бога.

♦ Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир.

♦ Не говори: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

♦ Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их, умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых.

♦ Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния.

♦ Все рожденные могут достигать покаяния; посему, кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться.

♦ Сколько сами желаем, столько и прощает благой Бог.

♦ Каждый день будем просить у Господа слез сокрушения, чтобы, когда станем плакать о грехах своих, процвела душа, избавившись от греховной засухи.

♦ Если хочешь, чтобы Бог даровал тебе слезы, сокрушение и бесстрастие, непрестанно приводи себе на память смерть и гроб свой.

♦ Покаяние согрешивших есть распятие их, которое сокровенно пронзает члены их и удерживает, дабы они не поступали по движению страстей.

♦ Сделав проступок, не утаивай его от Бога, чтобы и Бог не скрылся от тебя во время нужды.

Об отношении к ближним

♦ Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, – и обретешь благодать у Господа.

♦ Кто отмщает сам за себя, тот очевидно делает несправедливость Господу всякого отмщения, ибо не признает Того, Кто могущественнее его и привлекает преступников к Своему судилищу.

♦ Не нападай на брата своего в день скорби его и к душевной скорби его не прилагай новой скорби.

♦ Не люби слушать о чужих падениях, чтобы и твой грех не был выслушиваем всеми.

♦ Если увидишь брата, небрегущего о своем спасении, не соблазняйся нерадением брата и не подражай его лености, блюди же себя чистым.

♦ Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдой. Открыто делай выговор, но не поражай тайно. Отринется правда твоя, если примешана к ней будет злонамеренность.

♦ Радоваться и веселиться о преуспеянии ближнего – это черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения – скорбеть и быть недовольным, когда одобряют другого.

♦ Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся.

♦ Если сам будешь поступать искренно, то узнаешь обманщиков.

♦ Если обличения будешь принимать с приятностью, то других станешь обличать с любовью.

♦ Обличай скромно и в связи с другими поступай благочестно. Не вовсе порицай людей худых и не всегда хвали добрых.

♦ Не всякому человеку открывай свои помыслы, а только тем, о которых знаешь, что они духовны, ибо много сетей у диавола.

♦ Более всего старайся сделать себя простым и во всем ровным.

♦ Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева.

♦ Испытывай друзей и примиряй врагов.

♦ Не должно завидовать преуспеянию брата, потому что мы – члены тела Христова.

♦ Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.

О любви

♦ Если не возлюбишь ближнего, то не узнаешь, как любить самого себя.

♦ Если кто приобрел любовь, то приобрел он Бога.

♦ Дело любви – поучать друг друга страху Божию.

♦ Гордость и дерзость подлинно ничего не могут произвести, если не действуют насилием. Все блага заключены в любви и все вместе (в ней) содержатся, и стражем сокровищницы их является любовь.

♦ Вместо пояса препояшься совершенной любовью к Богу и ближнему: любовь сделает так, что потечешь и не встретишь препятствий.

♦ Любовь – столп всех добродетелей, в ней нет печали смертной; она учит правде и мужеству, терпению и миру, она – дом Божий.

Преподобне отче Ефреме, моли Бога о нас!



pravoslavie.ru