• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
31 августа 2018 года

Слово о преклоняющем Бога на милость и христоподражательном милосердии

Карульский духовник папа-Христофор имел обыкновение давать себе пощечины на ночных бдениях, чтобы отогнать сон, и насколько был строг к себе, настолько же милостив был к бедным. Каждый раз, когда он встречал какого-нибудь паломника, монаха или мирянина, то кланялся перед ним до земли. Также земной поклон он делал и при встрече с просящим милостыню, будь то монах или мирянин.

– Они, чадо мое, суть братья Господа, они – Сам Христос,– говорил он.


Старец сказал:

– За немилосердных, когда они умирают, служите панихиды и, прежде всего, творите милостыню. Есть много бедных, им и давайте...

На поминках предлагайте коливо, а не сладости, как делают в последнее время многие.


Приснопамятный старец Хрисанф из Святой Анны рассказывал:

– Старец Нектарий из Святой Анны был таким милостивым, что если бы можно было, то и сами стены каливы Честного Предтечи он отдал бы в милостыню пустынникам и страдающим под гнетом турок христианам. Эту его добродетель знал только геро-Азарий, который однажды, работая в своем саду, сказал мне: «Знаешь, чем он занимается по вечерам? Уходит к пустынникам и раздает то, что имеет».

Кажется, геро-Нектарий предчувствовал, что закончит свой жизненный путь мученически... Его соотечественник геро-Кирилл решил следовать вместе с ним его путем. Когда случилась резня в Смирне, турки посадили священников и монахов в русло пересохшего потока и охраняли их там. Монахини, поскольку читали пророчества об этом, успели убежать и переправились на острова Хиос и Митилини. Все пленные, священники и монахи, боялись смерти, и только старец Нектарий ничего не боялся и утешал их: «Мы с малолетнего возраста оставили мир и последовали за Христом, и неужели теперь, когда Его милосердие уготовило нам мученическую кончину, мы будем бояться? В том, в чем мы согрешили, мы должны покаяться, чтобы убежал от нас страх смерти».

Тогда все послушались его слов, исповедались и, почувствовав дерзновение, приняли мученическую кончину от турок Кемала. Только один иеродиакон спасся по промыслу Всеблагаго Бога, он и рассказал мне об этом.

Видите, что совершает милосердие, главизна христианских добродетелей? Поскольку старец Нектарий имел его в избытке, оно сподобило его презреть саму смерть и мученически пострадать за Христа!


Приснопамятный старец X. рассказывал:

– Славный черногорец папа-Мина был очень милостивым. Его братия ела из одного большого блюда, а он притворялся, что тоже ест. Когда же он видел, что мы уже насытились, тогда доедал то, что оставалось. «Наелись, счастливчики?» – спрашивал он нас. «Да»,– отвечали мы, не догадываясь, что он съедал всего одну ложку пищи...


Немногие показывали такое милосердие, как монах Харалампий из каливы Успения Пресвятой Богородицы скита Святой Анны. Эта добродетель превосходила в нем и подвижничество, и непрестанную молитву, и любовь к богослужению, и память о смерти. Почил старец в 1945 году.


Старец Евлогий, о котором мы уже упоминали, за свой подвиг и добродетель получил от Бога великую благодать и силу. О нем распространилась молва как о рассудительном духовнике и старце, и многие приходили к нему просить советов и наставлений в монашеской жизни, получить от него утешение и благословение. Особенно старец любил бедных, которые находили у него тепло и понимание. Для них он построил в своей келлии отдельное жилище, где они постоянно проживали, помогая в благодарность на различных послушаниях.


Я знал ученика великого делателя молитвенного трезвения отца Каллиника – старца Христодула, который оказал мне гостеприимство в своей каливе Святого Герасима на Катунаках. Скольких бедных обхаживал, кормил, одевал, утешал этот приснопамятный старец!

Он говорил:

– Заботьтесь о странниках, чтобы они уходили довольными. И миряне могут о нас помолиться. Сильна их молитва, когда они говорят: «Бог да благословит, да помилует тебя, отец». Добродетель милостыни велика, и Бог особо благословляет тех, кто о ней заботится. Отдавайте, что имеете. Не сомневайтесь. Я испытал это на себе уже много раз. Благочестивые христиане присылали мне сладости, продукты, консервы и прочее, а я раздавал это другим как благословение. Мы что, звери, что ли, чтобы все поедать? Разве мы звери?

Во время погребения этого подвижника, прежде чем началось последование отпевания, пришел один проситель-мирянин с котомкой за спиной.

– Мне нужен отец Христодул, хочу попросить у него милостыни,– сказал он.

– Что же вы в таких бедных каливах просите милостыни? – ответили ему.

– Отец Христодул всегда давал мне деньги, консервы, макароны и даже одежду. Я хожу сюда уже несколько лет, и он меня знает.

– Но теперь этот старец почил,– сказали ему.

– Что вы говорите? Бог да помилует его за все доброе, что он мне сделал,– и бедняк ушел расстроенный.

Это был образец простоты и любви, деятельной любви и милосердия.


Крайне бедный и одетый в рубище румынский аскет Е. не имел, где главы преклонить. Он помогал в трапезной русского монастыря и то, что за это получал, раздавал как милостыню живущим в пустыне подвижникам.

– Это для меня единственная возможность спастись,– говорил он.– Смиренно просить, трудиться, раздавать...


Когда на одном подворье Григориата в Арте служил старец Артемий, он, отправляясь на рынок, возвращался с пустыми руками. Все, что у него было, он раздавал бедным и старикам.


Все многочисленные «благословения», которые давали Хаджи-Георгию люди, исцеленные его молитвами, он раздавал в качестве милостыни бедным, монахам и мирянам. Таково было его милосердие, что о всяком щедром на милостыню человеке стали говорить: «Дает, как Хаджи-Георгий».


Во время настоятельства игумена Григориата отца Симеона монах Ипатий, увидев, что в сосуде с маслом осталось только 300 килограммов, спросил игумена:

– Давать ли нам масло аскетам?

– Давай.

– Геронда, но у нас у самих нет!

– Это масло для всех нас. Если что остается, то остается для всех.

Они раздавали, раздавали, а масло не уменьшалось! В сосуде его оставалось ровно столько же.


Один монах спросил своих посетителей:

– Какую работу вы выполняете?

– Геронда, у нас нехорошая профессия, мы торговцы,– ответили они со смущением.

– Сегодня, братья мои, большая нужда в хороших торговцах. Скажите мне по правде, что вы делаете, когда товары дорожают? Продаете и старую партию товара по новым ценам?

– Да, геронда. А как нам поступать иначе? Нам надо снова закупать в лавку товар.

– Хорошо, но из старого товара вы дважды извлекаете прибыль. Конечно, вы не можете продавать его по старым ценам, потому что тогда на вас восстанут другие торговцы. Но вы второй прибыток, выручаемый от продажи, раздавайте на милостыню.


Малый ростом, но великий в добродетели папа-Антонакис, иеромонах Нового Скита, служил на подворье Святой Анны в храме Архангелов в Афинах. Когда он узнавал, что где-то есть бедняк, шел и тайно оставлял у его дверей милостыню, как поступал и известный его современник старец Иероним Симонопетрит, а также и святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец.


Здесь и далее тексты приводятся по изданию: Иоанникий (Коцонис), архимандрит Афонский отечник. Саратов, 2011.

источник: spas-monastery.by