Одного старца мы спросили:
– Как человек может получить Божественную благодать?
– Если он не будет терпеть всех находящих бедствий и всего, чего бы ни случилось с ним, то не получит Божественной благодати,– ответил он.
Затем добавил:
– Самым большим препятствием для посещения Божественной благодати является человекоугодие. Когда Бог находит человеческое сердце свободным от пожеланий, тогда приходит благодать. Божественная благодать неописуема. Она воспринимается при определенном состоянии души. За один косой взгляд человек лишается благодати.
Старец сказал:
– Нет благодати Божией в современных людях, потому что они изгоняют и ту малую благодать, какую имели.
А когда уходит благодать, тогда в человека устремляются все демоны. Дурной помысл препятствует Божественной благодати. Хороший помысл имеет такую силу, какой не дает никакой подвиг. Хорошие помыслы у нас будут тогда, когда на все мы будем смотреть чисто.
Один ныне живущий, уважаемый и имеющий благодать исихаст говорил мне:
– Человек не всегда находится в благодати. Часто она оставляет его, и тогда на него находит печаль, скорбь. Но затем благодать возвращается…
Старец сказал:
– Часто препятствием для того, чтобы наше прошение было услышано, становимся мы сами, хотя возможна и другая причина. Например, кто-нибудь говорит мне: «Помолись за одного больного», и я молюсь. Допустим, у меня для этого достаточно веры. Даже если у меня нет эгоизма, Бог, опять же, может не давать просимого, если у другого нет необходимого смирения. Он может иметь веру, верить, что Бог поможет, однако возникает препятствие, когда нет соответствующего этой вере смирения. Мы должны доверять Богу, предоставлять Ему свободу действия. Впрочем, если я усердно молюсь, то чувствую, что прекращается действие искушения и все приходит в норму. Но если Бог попускает нечто, какое-то испытание для нашей же пользы, то мы можем просить, а Он не будет нам помогать. Если же это от искушения, то Бог помогает тотчас. Таким образом, воля Божия во многих случаях нам неизвестна.
Одного подвижника как-то спросили:
– Почему иногда бывает, что мы ничего не чувствуем, когда молимся в церкви или во время личной молитвы?
Он ответил:
– Здесь много причин. Иногда ты можешь чувствовать некое умиление, и помысл будет говорить тебе, что Христос дает тебе карамельку, в то время как это происходит не от твоего труда. И поскольку ты этого еще не понял, у тебя это отнимается, пока не поймешь.
В любом случае не следует в молитве искать слез и дарований. Иногда ты можешь не плакать, но сильно переживать внутри о какой-нибудь своей ошибке – тогда ты как бы плачешь невидимыми слезами, которые к тому же и более безопасны. А видимые слезы опасны, потому что могут создать ложное о себе представление.
Не просите у Бога ни слез, ни дарований, но покаяния, покаяния и покаяния. Мы очень нуждаемся в покаянии.
Приснопамятный старец Лазарь Дионисиат рассказывал нам случай, имевший, вероятно, отношение к нему самому более, чем к кому-либо другому. Один новопостриженный монах читал акафист Честному славному Предтече Господню перед его строгой и величественной иконой, когда внезапно почувствовал в сердце такую сверхъестественную благодать, что ему показалось, что вместе со всем своим телом он поднялся над землей. При этом его наполнило неописуемое ликование.
В другой раз этот монах слышал голос от иконы Честного Предтечи, которого он просил разрешить один важный личный вопрос: «Иди вниз, в церковь Святых Бессребреников, и там безмолвствуй».
В этом вопросе отец Лазарь выразил свое желание безмолвствовать, подвизаясь вне монастыря, в одной стоящей в лесу кафисме.
«Когда благодать Святаго Духа вселится в человека, она собирает ум»,– говорил святой Максим Кавсокаливит святому Григорию Синаиту. «Она делает его внимательным и смиренным. Она приносит ему память о смерти и о своих прегрешениях, о будущем Суде и о вечных мучениях и делает его скорым на умиление. Его очи исполняются слез и кротости. И чем более приближается к нему благодать, тем более укрощает душу, тем более утешает ее святыми Христовыми страданиями и Его бесконечным человеколюбием. В уме она порождает высокие и неложные созерцания. Во-первых, он созерцает непостижимое могущество Бога, одним словом сотворившего все мироздание из ничего и приведшего его к бытию. Во-вторых – бесконечную Его силу, промышляющую обо всем и неизъяснимо всем управляющую. В-третьих – непостижимость Святой Троицы и необъятный океан Божественной жертвенности. Одним словом, когда ум человека будет восхищен и поднимется выше всего вещественного, он просвещается и исполняется Божественного знания, пребывая в сияющем свете Божества.
Сердце его благодать делает мирным и кротким, так что оно порождает плоды Святаго Духа – радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение и все прочее. Тогда душа этого человека исполняется безмерным ликованием».
Один известный и весьма уважаемый пустынник говорил:
– Когда приходит великая благодать, человек не выдерживает. Он весь сотрясается, как тело сотрясается от электрического тока. Он не может вынести такого блаженства. Тогда приходят слезы, блаженное состояние, неизреченная радость, изменение, великая любовь к Богу. Один раз у меня всю ночь находились на кровати мощи святого Арсения, я бдел и молился. Внезапно появился демон. Он схватил меня и бросил на пол с криком: «Что это за глава?». С огромной силой поверг меня на пол. Тогда я закричал: «Святый Божий, помоги мне!». В ту же минуту демон стал невидим, а моя душа исполнилась неописуемого блаженства. Утром меня пришел навестить один мой знакомый, и он был поражен тем изменением, которое произвела на моем лице благодать...
Здесь и далее тексты приводятся по изданию: Иоанникий (Коцонис), архимандрит Афонский отечник. Саратов, 2011.
источник: spas-monastery.by
≈ Фотографии Нины Корякиной ≈