• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
18 сентября 2019 года

Слово о болезнях и скорбях

Мы сейчас, дорогие мои братия, слышали слово преподобного Исаака Сирина о страстях, поэтому, я бы хотел сказать несколько слов и о болезнях. В конце Параклиса Божией Матери поется такая замечательная стихира: «От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя, к Тебе прибегаю, Благодатней, Надеждо ненадежных, Ты ми помози». Как всегда в любом духовном вопросе, нам надо духом возвратиться к началу, то есть к нашему праотцу Адаму. Адам, первый человек, который носил в себе все человечество, всех сынов человеческих, был создан Богом здравым.

В раю, естественно, не было ни болезней, ни печалей, ни мук, ни горя, ни скорбей. Как сегодня слышали на Литургии: «Персть взем от земли, поставил еси человека в раи сладости, безсмертие жизни и наслаждение вечных благ, в соблюдении заповедей Твоих, обещав ему». Но Адам преступил заповедь Бога своего, Отца своего Небесного; вместо терпеливого восхождения от деяния к видению, и к ведению добра и зла, он прельстился красотой запретного плода. То есть он согрешил похотью и прельстился земной, вещественной сладостью и наслаждением. И таким образом вошла болезнь, вошло страдание, вошла смерть в мир и во все человечество. И мы с вами унаследовали все это, и в себе несем и болезни, и скорби, и в конце концов нам всем придется пережить и конечную болезнь — смерть.

Человек состоит из души и тела. Душа заразилась грехом; вместо того, чтобы оставаться святой и непорочной, она стала страстной, то есть, страсть — это болезнь души. А тело познало в страдании и в изнеможении боль во всех своих всевозможных проявлениях. Значит очень важно понять, да и помнить о том, что грех рождает болезнь тела, рождает и болезнь души. Видите, Адам в своем бесовском и горделивом ослеплении, вместо сладости и наслаждения, получил страдание и боль.

Пророк Исаия говорит: «Все тело покры язва, несть места цела» (ср. Ис. 1, 6), – все тело человечества покрыто язвой греховной и страстной; и для того, чтобы исцелить вот эту язву греховную и страстную, которой заразился насмерть человек (Адам), пришел Христос наш Господь. И волею, то есть по Любви, по Милосердию, по Состраданию, по неизреченному Милосердию Своему, Он в Себя пустил всю боль, все страдание, все горе, всю муку человеческого рода, «язвен бысть за грехи наша» (Ис. 53, 5), – как говорит пророк Исаия, – «Муж скорбей и болезней» (Ис. 53, 3), «испытанный в горниле страдания» (ср. Ис. 48, 10). Он несет наказание за наши грехи несмотря на то, что Он Сам безгрешен совершенно и совершенно непорочен. Таково свойство Любви Божественной, что она желает пострадать за любимого.

Вот, пришел Господь, воплотился, и вся Его жизнь, с самого начала, была непрерывной цепочкой страданий, скорбей, мук, терзаний, как внешних так и внутренних. Кульминационной точкой всех этих мук, всего этого скорбного пути служения Господа на земле, являются гефсиманская Тоска Его, гефсиманский Плач, когда душа Его была прискорбна даже до смерти. И даже Его Пречистое, Непорочное Тело участвовало в этой мировой Скорби, и «бысть же пот Его, яко капли крове, каплющия на землю» (Лк. 22, 44). И, конечно, Голгофская вершина.

Кто может изведать и поведать всю глубину Его Богочеловеческих Мук? Где-то старец Софроний говорит, что муки Его Пречистой Души от ненависти, отвержения, осуждения, предательства многих были несравненно большими, чем муки телесные. Терновый венец, бич, гвозди, копие, плевки – но Господь, как Пречистый Агнец Божий, добровольно и абсолютно сознательно шел на эти все муки, на все эти страдания, на все эти болезни, для того, чтобы освободить, исцелить человека (Адама – нас с вами) от всякой болезни, от всякой муки, от всякой страсти, от всякой смерти, от всякого дьявола.

Спрашивается, если так, Господь пришел, пострадал, распялся, совершил дело спасения даже до конца, почему еще, и даже все больше и больше, свирепствуют болезни, появляются новые страшные болезни; почему вокруг нас кругом кипит страдание, слышатся везде вопли и стоны, плач о помощи, а помощи-то и нету?

Да, это великая тайна; и тому есть несколько объяснений, но мне кажется, главная причина в том, что как говорится в Апокалипсисе, все грешники, блудники, чародеи, обманщики, насильники не восхотят покаяться (См. Откр. 9, 20-21). И мир живет до сих пор в своем всеобщем богоборческом сопротивлении; мир до сих пор ненавидит Христа. И мир не хочет покаяться. А если бы люди все покаялись, то, как говорит преподобный Силуан, в один миг все лицо Земли изменилось бы, преобразилось бы, наступил бы рай на Земле и совершился бы торжествующий, всерадостный, ликующий Апокалипсис, победный и безболезненный, всерадостный вход и переход в иное бытие, в новый Век, в будущий Век.

Но из-за гордыни сильных мира сего все страдают. И из-за того, что люди не хотят покаяться, так и продолжается кошмар и ужас человеческой истории со всевозрастающей силой этой динамики зла. Христос пришел спасти мир, исцелить человека, воздать ему неизреченную радость спасения и благобытия. То есть восстановить то, что было в раю, да и больше.

Как говорит преподобный Силуан в Адамовом плаче: «Господь нам даровал рай лучше, чем прежде – Царство Небесное, где Свет Святой Троицы». Но таково свойство Любви, Божественной Любви, что Она абсолютно уважает свободную волю человека; так было в раю, так и сейчас.

Господь не может, НЕ МОЖЕТ Он, Всемогущий Господь, Вседержитель, Пантократор, Он не может спасти человека, исцелить его, облегчить ему муку страданий от страстей, если сам человек этого НЕ ЗАХОЧЕТ, если сам человек этого не будет искать, если сам человек не будет открывать своего сердца.

И видите, сколько средств к исцелению, ко здравию души и тела Господь нам даровал Своим пришествием, Своей бесстрастной Божественной Страстью, Своим Воскресением. Главное, Он нам оставил Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь, и мы, если хотим, если желаем, можем причащаться, то есть принимать Его Пречистое Тело и Честную Кровь во исцеление и здравие души и тела. Господь нам даровал, оставил таинство исповеди, то есть таинство покаяния, когда через покаяние тайно изливаются на кающегося грешника струи чистой воды Милосердия Божия; и этими струями живой благодати Святого Духа очищается человек, обновляется, исцеляется и преображается. Господь нам оставил и чудное таинство елеосвящения. Сказано в Евангелии, что Он посылал тогда Своих учеников и апостолов и, властью Его они исцеляли людей молитвою и помазанием маслом.

Видите, сколько средств у нас. И потом есть еще одно средство, более сокровенное, но для монахов очень драгоценное, дорогое и совершенно необходимое — это плач.

«Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна», – так молится Андрей Критский в его дивном, великом, поистине, каноне; там много дивных слов: «Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами».

И перед Причастием мы читаем также удивительную, чудесную молитву преподобного Симеона Нового Богослова, и там тоже говорится о чудодейственном действии слез, покаянных слез Божественной Любви. И к нам, как тогда к жестоковыйным евреям, обращается глас Господа - не ожесточите сердца ваши, но со страхом Божиим и верою и любовию приступите к Живым Водам Божией Благодати, которые изливаются как чистейшие источники в Церкви нашей Православной.

Все нам дано, но почему-то, видите, мы мало или даже совсем не преуспеваем. И не только не становимся лучше, а становимся все хуже и хуже. Но все равно не будем отчаиваться, а будем молиться, как молился Старец (Софроний): «Исцели сердце мое, исцели мой ум, исцели душу мою, исцели тело мое, всего меня исцели благодатию Твоею».

«Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов. Буди же ми благодарение сие (евхаристия сия) в радость, здравие и веселие (во здравие и веселие, и нетленное вдохновение): в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех Святых». Аминь.



≈ схиигумен Серафим (Покровский)